Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Народ

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (⇒ Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян. 22:28). Положение царя в Н. во многих отношениях подобно положению отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор. 32:8; Деян. 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4Цар. 19:15; Пс. 23:1; Пс. 66:4–8; Пс. 97:9; Пс. 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис. 2:2–4; Ис. 2:60).

II. [евр. гойим, греч. этнэ]:

1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4Цар. 16:3; Иез. 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (1Езд. 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс. 78:1.10; Иер. 10:25; Плач. 1:3.10; Иез. 34:29; Иез. 36:7.15);

2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других «племен земных» (Быт. 12:1–3) и заключил с ним завет (Исх. 19:5.6, ⇒ Союз, завет). Н. Израиля – это Н. Его откровения (Числ. 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев. 18:24–30; Лев. 20:23; Числ. 23:9; Иез. 20:32; ср. Мф. 6:7.32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все «племена земные» (Пс. 71:11; Ис. 2:2–4; Ис. 25:6–8; Зах. 14:16–19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости некоторых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх. 18); Руфь, которая, как и Рахава (⇒ Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф. 1:5); вдова из Сарепты (3Цар. 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4Цар. 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Ион. 3:5–10); Кир, помазанник Господа (Ис. 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоил. 2:28–32; Деян. 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф. 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф. 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф. 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф. 15:21–28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф. 28:18–20; Еф. 2:11–22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику – сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян. 10, Деян. 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян. 9:15; Деян. 22:21; Деян. 26:17–32; Гал. 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (⇒ Апостольский собор). Подобно привитым к «хорошей маслине» ветвям «дикой маслины», язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не «войдет полное число язычников», а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим. 11:16–27; 2Кор. 3:14–16). И будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle