Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель – последний из пророков ВЗ, сын священника ⇒ Захарии и его жены ⇒ Елисаветы, которая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (Лк. 1:5.36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста, оставаясь бездетными, и уже утратили надежду иметь детей. Но однажды Захарии явился ангел Господень и предрек ему рождение сына, которого следовало назвать Иоанном. Ангел сказал также, что сын Захарии обратит к Богу многих израильтян и будет жить жизнью назорея (⇒ Назореи; Числ. 6:1–21); с самого рождения он исполнится Св. Духа и, действуя в силе и духе Илии, подготовит народ к принятию Господа. В наказание за сомнение и неверие в это чудо ангел наложил на уста Захарии печать молчания. Когда Мария, носившая во чреве Иисуса, приветствовала Елисавету, находившийся в утробе матери младенец Иоанн возрадовался будущему Мессии, Который должен был родиться 6 месяцев спустя после его рождения. Выбирая имя ребенку, родственники начали спорить, но Захария прекратил спор, написав имя «Иоанн», после чего вновь обрел дар речи (Лк. 1:8–25.57–66).

О юных годах И.К. из Библии ничего не известно. Он жил в пустыне, когда Бог призвал его к служению (Лк. 3:2). Своим внешним видом Иоанн напоминал ⇒ Илию: он носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным поясом. Пищей ему служили акриды (разновидность саранчи) и мед диких пчел. Иоанн проповедовал приближение Царства Небесного, Божьего Царства. Это Царство установит другой – Сильнейший, идущий за ним и уже живущий среди людей (Мк. 1:7.8; Ин. 1:26.27). И тогда люди узрят спасение Божье (Лк. 3:6). Но для вступления в Царство Божье необходимо обращение. Многие приходили к И.К., каялись в совершенных грехах и принимали крещение через омовение водой. Другие же, напр. фарисеи и саддукеи, приходили с неискренними намерениями, и их обращение не было истинным. Таким И.К. отказывал в омовении (Мф. 3:1–12). Из Иерусалима к нему прислали священников и левитов, чтобы выяснить, кто он. Иоанн ответил им, что он не Илия, не пророк и не Христос; он – «глас вопиющего в пустыне», призванный возвестить о приходе Мессии (Ин. 1:19–27; ср. Ис. 40:3). Его миссия – явить Израилю Христа (Ин. 1:31). Он постоянно напоминал, что Христос как Сильнейший придет вслед за ним и будет крестить Св. Духом и огнем (Мф. 3:11; Ин. 1:26.27; ср. Ин. 1:29.30). Тем самым Иоанн указывал на ограниченность своего ⇒ крещения. Приняв от И.К. крещение, Иисус уравнял Себя с другими людьми.

В момент крещения Иисуса И.К. увидел Св. Духа, нисходящего с неба в виде голубя, и услышал глас с небес (Ин. 1:32–34 и пар.). С явлением Иисуса миссия И.К. была завершена. Вплоть до своего ареста Иоанн крестил народ вместе с Иисусом (Ин. 3:22.33), сохранился и круг его учеников, хотя часть из них последовала за Иисусом (Мф. 9 и пар.), что весьма радовало Иоанна (Ин. 3:23).

Ап. Павел, прибыв в Эфес, встретил там некоторых из учеников Иоанна (Деян. 19:1–7). Можно предположить, что эти люди были крещены И.К. в Палестине во время какого-то празднества и затем вернулись в Эфес: именно поэтому они ничего не знали об Иисусе. Иоанн публично обличал Ирода Антипу, за то что тот вступил в связь с женой своего брата Иродиадой и за другие беззакония. Ирод, который ранее с интересом слушал проповеди И.К. и многое делал по его совету, заключил пророка в крепость Махерон (вблизи Мертвого моря).

Находясь в темнице, И.К. усомнился в Иисусе. Он послал к Господу двух своих учеников, чтобы те спросили Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Отвечая на их вопрос, Иисус указал им на Свои деяния (Мф. 11:1–6). Когда дочь Иродиады в награду за свой танец потребовала от Ирода голову И.К., царь приказал обезглавить его (Мф. 14:1–12). Служение И.К. имело огромное значение для евр. народа. Его почитали пророком, а Иисус говорил, что И.К. «больше пророка», что он – самый великий из всех «рожденных женами» (Мф. 11:9–14). Сведения об Иоанне можно найти также в трудах евр. историка Иосифа Флавия. ⇒ Вифания (2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle