Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Звезда

I. Вид звездного неба побуждал израильтян к молитве Богу (Пс. 8:4; Пс. 148:3), сотворившему звезды (Быт. 1:16; Пс. 135:7) и знающему все звезды по их числу и именам (Пс. 146:4; Ис. 40:26). В Библии названы многие созвездия и отдельные звезды. Мы не всегда знаем, какие созвездия подразумеваются под теми или иными названиями: ⇒ Утренняя звезда (Иов. 38:7) ⇒ ОрионСемизвездие (Плеяды; Иов. 9:9; Иов. 38:31; Ам. 5:8). Аш евр (Иов. 9:9; в Синод. пер. – «Ас») или Аиш (Иов. 38:32; в Синод. пер. – «Ас с ее детьми») предположит. можно отождествить с созвездием Льва. А «ее дети» – это, возможно, часть звезд созвездия Девы, которые у арабов называются «псами, гонящимися за львом». Ряд исследователей считает, что это – созвездие Большой Медведицы. Часто звездное небо символизирует понятие «бесконечное множество» (Быт. 15:5; Быт. 22:17; Втор. 1:10; Наум. 3:16; Евр. 11:12). Красота З., их сияние восхищали израильтян, однако они никогда не считали З. богами (подобно язычникам), а мыслили их сотворенными Богом и призванными, подобно Солнцу и Луне, выполнять опред. функцию – быть светилами на небосклоне (⇒ Небо) (Быт. 1:15; Иер. 31:35; ⇒ Сотворение мира). Бог направляет движение З. (Иов. 38:32), определяет очертания созвездий (Иов. 9:9), решает, взойдет светило или нет (Иов. 9:7). Бог «налагает печать» на З., т.е. «запечатывает (затворяет) им врата», так что они не могут взойти (там же).

II. Народ Израиля полагал, что З. – это существа, восхваляющие Бога (Пс. 148:3) и способные сражаться (Суд. 5:20), но, в отличие от других народов, не считал их божествами. Служение З. было запрещено Законом (Втор. 4:19). Но иногда и израильтяне впадали в языч. служение З. Согл. Деян. 7:43, жители Северного царства (Израиля) сделали изображение З. бога ⇒ Ремфана и носили его с собой (по-видимому, в сражениях – см. Ам. 5:26). Царь Манассия поклонялся воинству небесному в самом Иерусалимском храме (4Цар. 21:5; 2Пар. 33:3). Хотя царь Иосия и отменил это идолослужение (⇒ Идол, идолослужение, V) (4Цар. 23:4.11), но еще Иеремии и Иезекиилю пришлось бороться против служения З. и Солнцу (Иер. 8:2; Иер. 19:13; Иез. 8:16). (⇒ Астарта.) Тесно связано с культом З. иск-во гадания по звездам (⇒ Предсказание), которое было очень развито в Вавилоне (Дан. 2:27; Дан. 4:4; Дан. 5:11). Но однажды З. использовал и Господь, чтобы указать мудрецам (⇒ Волхвы с востока) с востока на рождение Мессии (Мф. 2:2).

III. З. должны померкнуть перед наступлением особых судов Господних (Иез. 32:7; Иоил. 2:10; Иоил. 3:15). Иисус называет среди знамений, возвещающих Его Второе пришествие, изменения, касающиеся З. (Мф. 24:29; Лк. 21:25); в книге Откровения также предсказываются космические катастрофы в конце времен (Откр. 6:13; Откр. 8:12; Откр. 12:4; ср. Дан. 8:10).

IV. В переносном значении о Мессии говорится как о З. от Иакова (Числ. 24:17), а о проповедниках Богопознания – как о З., сияющих на небосклоне (Дан. 12:3).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle