Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Животноводство

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В древнем мире Ж. было основным занятием кочевников, в то время как оседлые племена занимались преимущ. земледелием. Богатство патриархов составлял в первую очередь скот (Быт. 12:16; Быт. 29:6–10; Быт. 30:29–36), поэтому в Египте семья Иакова поселились в местности Гесем, где были хорошие условия для Ж. (Быт. 47:3–6). После того как израильтяне пришли в Ханаан, Ж. у них стало вытесняться ⇒ земледелием. Правда, некоторые роды и в дальнейшем оставались преимущ. скотоводческими, особенно на юге удела Иуды (1Цар. 25) и на вост. берегу Иордана (Числ. 32:1). Среди них особо выделялись рехавиты (Иер. 35). Ж. оставалось основным занятием колен Рувима и Гада. Каково было значение скота для израильтян, видно хотя бы по тому, что евр. слово, обозначающее скот, служило и для обозначения имущества вообще. Стада скота составляли главное богатство Иова (Иов. 1), Навала (1Цар. 25:2), а также иуд. царей (1Пар. 27:29–31; 2Пар. 26:10). В Законе (Исх. 21–23) уделяется большое внимание правам и обязанностям людей, занимающихся Ж. Зачастую одно и то же семейство занималось как земледелием, так и Ж., во всяком случае, земледельцы владели тягловым скотом. Стада находили себе корм преимущ. в остающихся зелеными в течение всего года степных районах, а в сезон дождей – и в пустыне (Иоил. 1:19). Выращивание и заготовка кормов на полях и лугах израильтянам не были знакомы.

II. ПОГОЛОВЬЕ СКОТА

1) из мелкого рогатого скота наиб. распространены были ⇒ овцы, огромные стада которых паслись на юге Иудеи и на вост. берегу Иордана (ср. Числ. 31:32; 1Цар. 25:2). Многотысячные стада овец, очевидно, не были редкостью (ср. 4Цар. 3:4). Также израильтяне разводили ⇒ коз, которые могут обитать там, где для овец недостаточно кормов. Коз выпасали либо небольшими стадами, либо вместе с овцами;

2) из крупного скота в Библии упоминаются ⇒ коровы (волы) (Быт. 18:7; Быт. 32:5; Быт. 46:32). Они, естественно, представляли собой большую, нежели овцы, ценность, но нуждались в лучших пастбищах и предполагали более оседлый образ жизни владельцев. Особо славился крупный скот из Васана (Иер. 50:19; Ам. 4:1). В хозяйствах израильтян были и ⇒ верблюды, одногорбые дромедары (Быт. 24:10; Иов. 1:3; 1Езд. 2:67; Ис. 60:6). Чаще, чем израильтяне, их разводили жители пустыни, напр. мадианитяне (ср. Суд. 6:5). Верблюдов использовали как вьючных и верховых животных. В этих же целях разводили ⇒ ослов (Быт. 12:16; 1Цар. 9:3; Неем. 13:15; Зах. 9:9) и ⇒ мулов (3Цар. 1:33). ⇒ Лошади же были у израильтян редкостью и, вероятно, получили более широкое распространение только в царствование Соломона (3Цар 10 и след.), в то время как египтяне широко разводили их и в более ранние периоды (Исх. 14:9; Исх. 15:19);

3) из птиц были приручены ⇒ голуби, а также куры (⇒ Петух), причем убедит. свидетельства этого появляются только после вавил. плена. Гуси и утки в Библии не упоминаются;

4) свиньи считались у израильтян нечистыми животными и потому были запрещены для разведения (Лев. 11:7), но живущие по соседству народы держали стада свиней (Мф. 8:30; Мк. 5:11; Лк. 15:15).

III. ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

Если волы и ослы использовались как тягловые животные – их впрягали в плуг или повозку, то остальной скот держали гл. обр. ради получения продуктов питания. Одним из важнейших продуктов Ж. было ⇒ молоко, из которого готовили сыр и масло; в периоды дождей его было много, летом – мало. В пищу употребляли молоко не только коровье и верблюжье (Быт. 32:14.15), но также овечье (Ис. 7:21.22) и козье (Притч. 27:27). Съедобным мясом считались баранина (1Цар. 25:18), козлятина (Суд. 6:19) и говядина (Лк. 15:23), но не верблюжатина (Лев. 11:4). Шкуры животных, прежде всего козьи, находили широкое применение в хозяйстве. После выделки их использовали для покрытия шатров, из них делали сумки и мехи.

IV. СОДЕРЖАНИЕ СКОТА

Стада всегда находились под открытым небом (Дан. 4:22; Дан. 5:21). На ночь животных загоняли в загоны – огорож., но не крытые убежища (Числ. 32:24; 2Пар. 32:28; Мих. 2:12; Лк. 2:8). При загонах иногда сооружали сторожевые башни (2Пар. 26:10). Для охраны стад использовали собак (Иов. 30:1; Ис. 56:10). Во время кочевья пастух (⇒ Пастух, пастырь) нес ответственность за скот и в случае ранения или утраты животного он должен был возместить хозяину ущерб (Исх. 22:9–14). Поэтому пастух пересчитывал скот утром и вечером, прогоняя его под своим посохом (Лев. 27:32). Пастух также должен был находить для стада пригодные пастбища и водопои (⇒ Колодец) (Пс. 22:2) и защищать животных от опасностей, которые грозили стаду не только со стороны хищников – львов, медведей или волков (1Цар 17 и след.; Ам. 3:12), но и разбойников (1Цар. 25:7). Нередко между пастухами возникали раздоры из-за воды или пастбищ (ср. Быт. 26:20). Во время кочевья пастухи питались молоком, которое сами надаивали, и продуктами, которые держали при себе в пастуш. сумках. В качестве оружия наряду с дубинкой (⇒ Жезл и посох) пастухи использовали ⇒ пращу. Оседлые земледельцы выпасали свой скот вблизи поселений и размещали его в хлевах (2Пар. 32:28; Авв. 3:17), под которые они нередко использовали природные пещеры. Но чаще всего крестьянский дом давал под одним кровом приют как людям, так и животным (⇒ Дом, I,2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle