Колодец, источник
I. КОЛОДЦЫ КАК ИСТОЧНИКИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
1) вода в Палестине всегда имела особую ценность, особенно в засушливый летний период. Проблема обеспечения водой являлась главной при основании любого нового поселения. Поэтому многие города получали свои названия по названию К., которые были предварительно вырыты на месте их строительства (напр., ⇒ Вирсавия (Беэр-Шева) «колодец семи» или «колодец клятвы», Быт. 21:31). Наряду с К., питаемыми грунтовыми водами [евр. беэр], существовали К., наполнявшиеся родниковой водой [евр. айин]; оба слова иногда употреблялись для обозначения одного и того же К. (Быт. 24). Третья разновидность К. представляла собой резервуар, наполнявшийся дождевой водой (Иер. 2:13;
2) К. обычно расширялся книзу, достигая иногда глубины 20 м; изнутри стенки К. обкладывались камнями и белились. В неглубокие К. спускались по лестнице и там зачерпывали воду кувшином (Быт. 24:16), но обычно воду черпали ведрами и поднимали наверх (Ин. 4:7.11). Для безопасности К. накрывали каменной плитой (Исх. 21:33; ср. Песн. 4:12) с продел. в ней небольшим отверстием, через которое черпали воду. Это отверстие также закрывали камнем. На водопоях устанавливались длинные деревянные или каменные корыта, которые наполнялись водой (Быт 24 и след.);
3) К. были на пастбищах (Суд. 1:15), из-за них часто вспыхивали ссоры между пастухами (Быт. 21:25; Быт. 26:17–22). Рытье или выдалбливание К. было трудоемкой работой; в Ханаане израильтянам достались уже вырытые К. (Втор. 6:11). В Чис 21 и след. говорится о том, что в рытье К. участвовали и князья. Особенно ценились К., наполнявшиеся родниковой водой и называвшиеся К. «живой воды» (Быт. 26:19; Иер. 2:13). Этим объясняется недоразумение, возникшее в разговоре Иисуса с самарянкой, которая неправильно истолковала Его слова (Ин 4 и след.). ⇒ Вода.
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) в переносном смысле слово «К.» означает живую воду Господа (Иер. 2:13) и жизнь, даруемую Богом (Ин. 4:14; Откр. 7:17; Откр. 21:6). Источником жизни называются также уста праведника (Притч. 10:11) и разум (Притч. 16:22);
2) с источником, извергающим воду, сравнивается Иерусалим, источающий из себя зло (Иер. 6:7); безводными источниками названы лжеучителя (2Петр. 2:17);
3) К. служит символом невесты (Песн. 4:12.15), женщины (Притч. 5:15–18) и блудницы (Притч. 23:27);
4) питье воды из собственного К. символизирует мир и спокойную жизнь (Ис. 36:16);
5) о К. бездны (Откр. 9:1) ⇒ Бездна;
6) о К. Иакова ⇒ Колодец Иакова.