Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Евангелие от Иоанна

I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ

Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин. 1:1.3: «Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни – ...возвещаем вам». Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. от И. раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!

II. ИМЯ АВТОРА

Имя автора – Иоанн – стоит в названии четвертого Е. Сам автор называет себя «учеником, которого любил Иисус» (Ин. 13:23; Ин. 19:26; Ин. 21:20.24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа. Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Ин. 2:6; Ин. 3:25; Ин. 11:44.55; Ин. 19:31.40); ему был известен календарь евр. праздников (Ин. 2:13; Ин. 6:4; Ин. 7:2; Ин. 10:22). Подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Ин. 3:23; Ин. 4:11; Ин. 5:2; Ин. 9:7). Он был «знаком первосвященнику» (Ин. 18:15). Автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, напр., в какое время суток происходили те или иные события (Ин. 1:39; Ин. 4:6; Ин. 19:14), он хранит в памяти слова учеников (Ин. 6:7–9; Ин. 11:16; Ин. 14:5.8.22). На Тайной Вечере он возлежал «у груди Иисуса» (Ин. 13:23). Из трех учеников, которые были наиб. близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; Мф. 26:37), первый – Иаков – рано принял мученич. смерть (44 г. по Р.Х.; Деян. 12:2), а второй – Петр – не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Ин. 18:15.16; Ин. 21:20). Не только название, но и содержание четвертого Е. указывает на ⇒ апостола Иоанна как на его автора.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И АДРЕСАТ

1) по свидетельству Иринея Лионского , ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Е. в то время, когда жил в Эфесе. В соотв. с этим свидетельством, Е. от И. до сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I в. по Р.Х. Отличит. особенности этого Е. – образность языка, насыщенность противопоставлениями (напр., света и тьмы) – ранее приписывались эллинистич. влиянию. Но изучение ⇒ рукописей Мертвого моря показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иуд. литературы еще во времена Иисуса. Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Е. от И. было написано еще до 70 г. по Р.Х.;

2) в отличие от других Е., обращ. в первую очередь к неверующим, Е. от И. адресовано непосредств. Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, – исполненным величия и славы. Говоря об этом различии благовествования, обращ. к миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназнач. для совершенных (Евр. 5-Евр. 6:2; ср. 1Петр. 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. также Мк. 4:10–20.33.34).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Е. от И. содержит 21 главу. В прологе определена тема (Ин. 1:14) и названы два ключевых понятия, которые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Е. от И. Подобное деление заложено в самой книге, в которой вплоть до Ин. 12говорится о свете и тьме.

Пролог: Слово стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:1–18).

А. Свет и тьма (Ин. 1Ин. 11:57):

1) свет во тьме светит (Ин. 1Ин. 4:54):

а) явление света (Ин. 1:19–51);

б) свет в Израиле (Ин. 2Ин. 3:36);

в) свет заблудшим овцам (Ин. 4:1–54);

2) тьма не объяла свет (Ин. 5Ин. 11:57):

а) приближение тьмы (Ин. 5Ин. 6:15);

б) размежевание света и тьмы (Ин. 6:16–71);

в) борьба между светом и тьмой (Ин. 7Ин. 11:57).

Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 12:1Ин. 21:23):

1) Он приходит к своим (Ин. 12Ин. 17:26):

а) встреча Господа со своими (Ин. 12Ин. 13:38);

б) обещание мира для Церкви (Ин. 14Ин. 17:26);

2) свои не принимают Его (Ин. 18Ин. 19:42):

а) в руках человеч. (Ин. 18:1–40);

б) изгнание (Ин. 19:1–42);

3) те, кто принял Его (Ин. 20Ин. 21:23):

а) принятие Воскресшего Ин. 20:1–31);

б) последняя встреча на земле (Ин. 21:1–23).

V. СОДЕРЖАНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ

1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет [греч. докса]. Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним. Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (Ин. 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (Ин. 1:3). Этой славы невозможно достичь самостоят., она даруется только Самим Богом (Ин. 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (Ин. 10:30). Слава Христа – это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в котором Христос должен прославить Имя Своего Отца (Ин. 12:28), т.е. явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога. Так свершилось чудо: Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (Мф. 11:27) принял роль слуги (Мф. 20:28). Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу которого Он преображает (Ин. 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (Ин. 11:40). Е. от И. повествует о некоторых из чудес, совершенных Иисусом (Ин. 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Мф. 12:38.39; 1Кор. 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели – явить нам Божью сущность, Его любовь (1Ин. 4:16);

2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через которую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (Ин. 3:16.17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята. Т.о., Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеч. души. Поэтому в Е. от И. подробно повествуется о душепопечит. беседах Господа (Ин. 3:1; Ин. 4:1; Ин. 13Ин. 16:1; Ин. 18Ин. 19:16; 21). Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (Ин. 13:34.35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (Ин. 17:26). Это деятельная любовь: она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (Ин. 15:13). Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя. Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (Ин. 14:15.23.24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (Ин. 4:34; Ин. 6:38; Ин. 20:21);

3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (⇒ Возрождение) от Бога (Ин. 3:5), через принятие верой свидетельства Христа. Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (Ин. 1:12; Ин. 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (Ин. 3:19–21; Ин. 6:56; Ин. 12:46; Ин. 15:4–7). Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (Ин. 16:33). В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в которой человек оказался в результате своих прегрешений (1Ин. 3:8). Грех начинается со лжи, отец которой – дьявол (Ин. 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божеств. истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (Ин. 1:29). Новый мир представлен в Е. от И. как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (Ин. 1:14); Сам являясь истиной (Ин. 14:6), Он свидетельствует о ней (Ин. 18:37). В Иисусе заключена истина, которая делает возможным истинное почитание Отца (Ин. 4:23.24) и истинное послушание гласу Сына (Ин. 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (Ин. 8:32), воспринимает Дух истины (Ин. 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (Ин. 17:17). (⇒ Истина, II);

4) суть благовествования Е. от И. представлена в небольшом по объему прологе к книге (Ин. 1:1–18). Иоанн, в отличие, напр., от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его обществ. служения: Е. от И. сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно. Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос «изобразился» в слушателях (Гал. 4:19). Именно поэтому Е. от И. раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (Ин. 15:4);

5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком. Уже во II в. по Р.Х. существовала концепция, согл. которой Господь был человеком, обретшим божеств. сущность лишь при крещении. Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Е. от И. чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос («слово»), игравшее значимую роль в греч. философии и, прежде всего, в иудео-эллинистич. философии Филона Александрийского. Апостолы использовали для своей проповеди язык, на котором общались соврем. им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидетельствует сравнит. анализ новозаветных произведений и трудов антич. философов. Живое Слово Божие, через которое «все начало быть» (Ин. 1:3.4), не имеет ничего общего с философским понятием «логос». Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Е. от И., в частн. из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (Ин. 18:33–38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle