Глава 2. «Полнота времен»

Пришествие в мир Спасителя. Из четырех Евангелий – согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну – мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего – Господа нашего Иисуса Христа, с Его жизнью на земле, с Его учением, крестной смертью и Воскресением из мертвых. Перед Своим Вознесением на небо Он заповедал Своим ученикам:

Идите, научите (т.е. обратите в число Моих учеников) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19–20).

Как могли эти простые и неученые люди осуществить такое задание, «научить все народы»?

«Полнота времен». Воля Божия исполняется не только в жизни отдельных людей, но и в жизни целых народов, и в жизни всего мира. Апостол Павел так пишет о явлении Христа миру: «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего» (Гал.4:4).

И, действительно, вдумываясь в ход мировой истории, мы увидим, как многие события и обстоятельства подготовляли человечество к принятию проповеди Христа.

Политическое единство Римской Империи. К началу нашей эры, то есть ко времени явления в мир Господа Иисуса Христа, завоевания римлян были почти закончены. Все Средиземное море стало как бы их внутренним озером. Все прибрежные страны были завоеваны. Римские легионы проникли и в южную часть Англии, и в лесные глубины Западной Европы. Римские правители управляли Сирией, римские крепости строились по берегам Рейна. Северная Африка тоже была римским владением. Только Индия и Китай оставались закрытыми для остального мира и не думали о нем. Персидская империя была неизменным противником Римской, и между ними велась непрекращающаяся война.

Сеть дорог. Вся Римская Империя была покрыта сетью дорог и водных, морских путей. Никогда еще в истории человечества не было так просто добираться от Иерусалима до Рима или от Гибралтара до Черного моря. Даже в наше время, с современными возможностями пользоваться авиацией, поездами, теплоходами, для путешествий из страны в страну требуются паспорта и визы... Тогда же границы между государствами были прозрачными. И это обстоятельство давало возможность проповедникам христианства свободно передвигаться по миру.

Единство языка и цивилизации. В Римской Империи было осуществлено замечательное единство языка и цивилизации. Рим унаследовал культуру Древней Греции и распространил ее по всей территории своего государства. В каком бы уголке Римской Империи ни оказывался путешественник того времени, он всюду находил тот же тип общественной жизни и домашнего устройства, те же законы, таких же чиновников, того же рода книги. Греческий язык был общим языком образованных людей, и даже простые люди могли хоть немного объясняться по-гречески. Первые христианские благовестники, приходя в новую страну, могли рассчитывать на общий язык со своими слушателями.

Еврейское рассеяние. Еще одно обстоятельство имело большое значение для проповеди Апостолов. Задолго до начала христианской эры евреи рассеялись по странам Средиземноморского бассейна. Еврейские ремесленники и торговцы проникали в разные уголки Римской Империи. Римляне относились к ним с некоторым презрением, но они создавали свои общины, свои синагоги, соблюдали свои религиозные законы. При этом, живя несколькими поколениями вне Палестины многие из них утрачивали родной язык, говоря на языках тех народов, среди которых они жили. Но при этом они сохраняли свою веру и обычаи. Эта вера в Единственного Бога – Творца мира, в Его Закон, привлекала внимание наиболее вдумчивых язычников и казалась им глубже и мудрее римской мифологии с ее многочисленными божествами. Многие язычники посещали синагоги, читали Священное Писание, знали об обещанном Спасителе – Мессии. Они не становились иудеями, но были, до известной степени, подготовлены к восприятию Вести о пришедшем в мир Христе.

Духовные поиски Древнего мира. Полнота времен наступила также еще в одном смысле: мир был духовно голоден. Прежние мифы перестали удовлетворять думающих людей. Римская цивилизация как бы переросла свою языческую религию. Трудно было объединить в почитании Юпитера, Марса, Венеры и десятков других богов жителей азиатских стран, знакомых с древними религиями, и диких и воинственных германцев. Да и сами римляне не принимали всерьез своих многочисленных божеств. Римское общество развратилось нравственно, потеряло свои моральные устои. Учение философов воспринимали немногие, и оно обращалось скорее к уму, чем к сердцу. В этом состоянии духовного голода многие люди стали интересоваться «мистическими» религиями завоеванных римлянами восточных стран. В них чувствовалось что-то таинственное, новое, чего не было в греко-римской мифологии. Кажется иногда, что в темноте ночи языческого мира начинал брезжить свет ожидания Благой Вести о Христе.

И как раз в это время Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам:

– Идите, научите все народы.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Рассмотреть карту Римской Империи и сравнить ее с политическими картами современных Европы, Азии и Африки.

2. Подготовить ответы на следующие вопросы для собеседования в классе:

Чем обеспечивалось политическое и культурное единство Римской Империи ко времени прихода в мир Христа Спасителя?

Какие народы населяли Римскую Империю в I веке по P.Х?

Дополнительная литература: Библейская энциклопедия. – Μ.: Российское Библейское Общество, 1996. Раздел «Атлас библейской истории», глава «Римляне и мир Нового Завета», раздел «Народы Библии», главы «Греки» и «Римляне».

Комментарии для сайта Cackle