Глава 1. Религиозные веровании Древнего мира
Церковь Христова. День, когда в Иерусалиме на Апостолов сошел Святой Дух, – это день рождения Церкви Христовой на земле. Апостол Петр рассказал народу, сбежавшемуся на шум как от несущегося сильного ветра, об Иисусе Христе, о том, как Он был распят, воскрес из мертвых и вознесся на небо, а также о том, что Он и есть тот Спаситель, Которого уже долго ждал еврейский народ. Слушавшие Петра были потрясены до глубины души и стали спрашивать Апостолов:
– Что нам делать?
Петр сказал им:
– Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа.
Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались в Иерусалиме и начали жить в любви и единомыслии, слушая Апостолов и собираясь на молитву. Они часто причащались, как научил Своих учеников Иисус Христос на Тайной Вечере. У них все было общее: они продавали свое имущество, а вырученные средства делили так, что среди них не было ни бедных, ни богатых. Все их любили, потому что они были радостные и простые люди, и многие присоединялись к ним. Это была первая на земле церковь, то есть собрание верящих в Господа Иисуса Христа и крестившихся во имя Его (Деян.2:1–47).
Каков же был мир, в котором появилась и стала жить Церковь Христова? Если мы взглянем на историческую карту того мира, в который пришел Иисус Христос, то мы увидим, что на ней отмечено несколько великих цивилизаций, существовавших в то время изолированно друг от друга. Римская Империя, представлявшая греко-римскую цивилизацию, распространялась по берегам Средиземного моря, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Западной Европе. Персидское Царство, пришедшее на смену Вавилону и Ассирии, занимало Переднюю Азию. Оно находилось в состоянии постоянной войны с Римской Империей. За Персией лежала страна, называемая Индией, политически не объединенная, но со своей особой духовной культурой. А самым древним был Китай, цивилизация и культура которого были более развиты, чем в Римском государстве. За океаном, в Южной Америке, цивилизация индейцев Майя ждала своих исследователей. Все эти цивилизации занимали только часть известного нам мира, а кроме них в различных частях земли существовали первобытные народы, не имевшие развитой цивилизации.
Каждая из этих древних цивилизаций имела не только свою политическую и экономическую структуру, неповторимую культуру, но и особую религию, особое представление о Боге и смысле жизни.
Религии Древнего мира
Персидская религия была основана Заратустрой (около 700 лет до Рождества Христова). Он учил о двух божествах – о боге добра и боге зла. Согласно Заратустре, бог добра сотворил человека и все доброе в мире, а бог зла внес в мир все злое и страшное. Между этими двумя божествами идет бесконечная борьба. Религии Заратустры следовало большое число людей.
В Индии в то же самое время возникла и развивалась религия, основанная царевичем по имени Сидгарта Гаутама, получившим затем имя Будда, что значит «просвещенный». И хотя в самой Индии она в дальнейшем не нашла много приверженцев, зато весьма широко распространилась потом в Китае и по всему Дальнему Востоку. Будда учил, что есть четыре великие истины: 1) жизнь полна страданий; 2) страдания и боль происходят от наших желаний; 3) избежать страданий можно, достигнув нирваны, то есть состояния отсутствия всяких желаний (бесстрастия); 4) нирваны можно достигнуть правильной верой, правильной жизнью и правильным созерцанием жизни. В дальнейшем учение Будды смешивалось с языческими верованиями во множество разных божеств.
В Китае философом Лао-цзы была основана религия, называемая даосизм (от дао = путь), учившая, что человек может достичь блаженства, ограничивая свои желания и страсти. Но и даосизм постепенно смешался с культом различных языческих божеств.
Греко-Римская цивилизация создала целый мир различных божеств, обладавших разными человеческими свойствами и слабостями. Вокруг почитания этих божеств возникла мифологическая литература и искусство. Ко времени явления в мир Господа нашего Иисуса Христа эта мифологическая вера до известной степени выродилась, перестала удовлетворять людей. Древние греческие философы, такие как Сократ, Платон, Аристотель, стали искать более глубокого понимания смысла человеческого существования и божественного разума.
Существование всех этих религий показывает, что человечество искало веры в истинного Бога – Творца Вселенной, стремилось понять смысл жизни и смерти, желало узнать, Кем и как был создан мир, в котором мы живем.
Евреи и Древний мир. Еврейский народ, или Израиль, занимал в Древнем мире совсем небольшую и бедную страну, называемую Палестиной, лежащую между Мертвым озером (морем) и Средиземным морем. Это был народ пастухов, земледельцев, ремесленников и торговцев. Его предки перебрались в Палестину из Месопотамии, а его история рассказана в той части Библии, которая называется Ветхий Завет.
Евреи (или израильтяне) были не столь многочисленны в сравнении с великими народами Древнего мира. Они не играли большой политической роли, не создали столь замечательных произведений литературы и искусства, как греки, или такого количества выдающихся архитектурных памятников, как египтяне. Только в царствование царей Давида и Соломона, за десять веков до Рождества Христова, Израильское государство было сильным и единым. То, что мы читаем в Ветхом Завете, дает нам представление об израильтянах как о людях непостоянных, часто боязливых и неверных своим учителям. Философия, литература, искусство и наука других народов стояли на более высоком уровне. Но с самых ранних времен израильтяне отличались от них всех более глубоким, более чистым и возвышенным представлением о Боге. Именно им Сам Бог открыл, что Он единственен, что только Он– Творец неба и земли. Через Пророка Моисея Он дал им Свои заповеди, следуя которым человек пребывает в истине и добре и получает от Бога награду.
Когда мы читаем самую первую книгу Ветхого Завета – Бытие, возникает впечатление, что Бог искал в мире тот народ, которому бы Он открыл Себя, и нашел его в бедном, малоизвестном пастушеском племени. Несмотря на свои слабости, евреи вступили в Завет (Договор) с Богом, поверив в единственного Бога – Творца неба и земли, справедливого и милостивого. Они приняли Его Закон, учивший жить справедливо, в любви к Богу и к людям. При этом Израиль помнил о данном ему Богом обещании, что в мир явится Спаситель (Мессия), и ожидал Его прихода в течение долгих и трудных для себя веков.
Богооткровенная вера Израиля оказалась единственной, способной воспринять Благую Весть о Христе, Которому надлежит прийти в мир.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Рассмотреть историческую карту мира начала нашей эры. Раскрасить контурную карту мира, указав местонахождение упомянутых на уроке цивилизаций.
2. Найти в Ветхом Завете следующие тексты, определяющие данное в Священном Писании понятие о Боге и о Христе (Мессии):
1) Бог – Творец неба и земли (Быт.1:1–2:3).
2) Обещание, данное Аврааму (Быт.12:1–3).
3) Десять Заповедей, данных Моисею (Исх.20:1–17).
4) Обещание Спасителя (Ис.53:1–12).
5) Подготовить ответ на вопрос для собеседования в классе: – Чем отличалась вера Израиля от других религий Древнего мира?