Глава 14. Подвижники пустыни
Возникновение монашества. Несколько раз мы уже упоминали о монахах и отшельниках, живших в безлюдных местах. Кто они были? С чего началось монашество? Какое значение имели монастыри в жизни Церкви?
В первые века церковной истории все христиане сознавали себя другими, чем остальные люди – нехристиане. Они жили иначе. У них были другие отношения друг с другом, они иначе понимали смысл жизни, ставили себе другие цели. Их не привлекали те развлечения, которые были тогда общеприняты: жестокие зрелища в цирках, скачки, языческие церемонии и жертвоприношения. У них была другая жизнь, другое отношение к богатству, к успеху. Христианам всегда грозило преследование за их веру, но они были готовы отказаться от всего и умереть за Христа.
Все это сразу изменилось, когда в Римском государстве христианство стало общепринятой официальной религией. Христианами теперь стали называть себя все. При этом многие продолжали жить как язычники. В это время и началось то движение, которое называется монашеством. Были люди, почувствовавшие призвание полностью отдаться духовной жизни, приближаться к Богу, не отвлекаясь никакими житейскими заботами и мирской суетой. Святые мученики исповедовали свою веру, страдая за нее, а отшельники старались жить так, чтобы все время быть в общении с Богом, любить Его, приближаться к Нему, ни на что не отвлекаясь. Конечно, христианство повлияло на жизнь мира, но и мир влиял на жизнь Церкви. Поэтому некоторым христианам захотелось отойти от мирской жизни, уединиться, чтобы приблизиться к богопознанию.
Первые отшельники. Преподобный Антоний. Еще в III в. некоторые христиане стали уходить из городов и селиться в безлюдных местах, проводя время в молитве. Их стали называть монахами, от греческого слова монос – один. Одним из первых монахов был преподобный Антоний (250–356), о жизни которого рассказал св. Афанасий Великий.
Антонию было двадцать лет, когда, зайдя в церковь, он услышал евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф.19:21).
Он и раньше слышал эти слова, но на этот раз почувствовал, что они обращены к нему самому. Он вдруг понял, что хочет полностью посвятить свою жизнь Богу. Это было его призвание. Так сильно он это почувствовал, что без всяких колебаний раздал бедным все свое имущество, унаследованное от умерших уже родителей. Была у него забота о младшей сестре, бывшей на его попечении. Он нашел добрую женщину-христианку, согласившуюся стать приемной матерью девочке, и, устроив сестру, ушел, чтобы начать новую жизнь.
Антоний пошел в Египет, где были большие пустынные пространства – песок, палящее солнце да голые скалы. Он поселился с другим отшельником недалеко от города, потом навестил еще нескольких отшельников и, наконец, поселился на другом берегу Нила, в развалинах старой крепости. Много лет спустя преп. Антоний вспоминал эти первые годы своей жизни в пустыне. Не так трудно было переносить голод, жажду, жару и холод, как одолевавшие его одиночество, уныние, смущение и сомнения. Иногда ему казалось, что у него не хватит сил продолжать такую жизнь, но Господь Иисус, к Которому он взывал в своих молитвах, посылал ему утешение и укреплял его.
Преп. Антоний понял, что для духовной жизни полезен физический труд, и он стал чередовать молитву с ручным трудом.
Двадцать шесть лет прожил он в глубоком уединении, лишь время от времени снабжаемый хлебом. Наконец, начиная с 306 г., вокруг него стали собираться ученики. Этому послужило его неожиданное появление в Александрии во время гонения Максимиана, когда он своей проповедью укреплял христиан в вере. После этого люди разного общественного положения стали приходить к нему за советом и утешением. Он встречал их дружески. Незаметны были на нем следы изнурения, хотя он продолжал поститься и трудиться. Многие из приходивших к нему также стали монахами, и преп. Антоний стал часто совершать путешествия по пустынным местам Египта, навещая общины своих учеников, помогая им советами и руководством. Он их наставлял, что в монашеской жизни надо быть осторожным и не налагать на себя «слишком тяжелые бремена».
Следующий раз преп. Антоний появился в Александрии уже после того как христианство стало дозволенной религией. Тогда он стал проповедовать, чтобы обратить ко Христу язычников. К этому времени слава преп. Антония распространилась далеко за пределы Египта, так что даже император Константин счел нужным почтить его своим письмом.
При этом сам преп. Антоний не дал отшельникам «правила» монашеской жизни или «устава» монастыря. Основанные им монастыри объединяли единомышленников в свободный союз под его духовным, руководством. Наконец, чувствуя приближение кончины, преп. Антоний ушел еще дальше в пустыню, найдя совершенно уединенное место, где и скончался в 356 г., ста шести лет от роду. После него остались только мантия и овечья шубка, помогавшая ему переносить зимний холод. Их он завещал св. Афанасию Александрийскому, которого почитал как защитника православия и который потом описал его жизнь и подвиги.
Общежительные монастыри. Распространение монашества. В Египте преподобный Пахомий (282–348) устроил ряд монастырей, в которых жило несколько тысяч монахов. Эти монастыри стали именоваться общежительными, так как у обитавших в них монахов все было общим. Преподобный дал своим монастырям строгий устав, предполагавший полный уход монахов из мира. В монастырь принимали только после долгого и трудного испытания. При этом монаху предписывалось полное послушание игумену, все свое время он должен был проводить в молитве и труде.
Преподобный Пахомий явился также основателем первого женского монастыря, который он устроил для своей сестры Марии. В конце IV и в V в. женские монастыри стали создаваться и в других уголках тогдашнего христианского мира. Особенно много было их в Палестине.
В течение одного только века монастыри и монашество как путь жизни распространилось повсюду. Отдельные отшельники, малые и большие монастырские общины появились в Египте и в Сирии, в Палестине и в Греции, в Италии и в новых варварских странах Западной Европы. Основывались они и в пустынных местах, и в больших городах. К VI в. в городе Константинополе было семьдесят шесть мужских и женских монастырей.
Из известных подвижников IV в. также следует упомянуть преподобного Илариона Великого (ум. 372), устроителя монастырей в Палестине, преподобного Макария Великого (ум. 391), который сначала монашествовал под руководством преп. Антония, а затем был наставником многих египетских монахов. Он первым из монахов был посвящен во пресвитера, причем против своей воли. Преподобный Макарий оставил после себя замечательные поучения, общим числом пятьдесят, в которых говорится о пути истинного богопознания. Другим замечательным церковным писателем из числа монахов был преподобный Ефрем Сирин (ум. ок. 379), которого св. Василий Великий посвятил в дьяконы. Он оставил после себя замечательные толкования Священного Писания, а также сочинения, посвященные подвижнической жизни. Великим Постом каждый день в храме звучит молитва преп. Ефрема «Господи и Владыко Живота моего...».
Из известных подвижников V в. следует упомянуть преподобного Савву Освященного (439–532), основавшего в Палестине семь монастырей, получивших названия лавры. Самая знаменитая из них Великая Лавра, в которой он жил до своей кончины, находится недалеко от Иерусалима.
Из подвижников VI в. наиболее известен преподобный Иоанн Синайский (ум. 580), который также называется Лествичником, по названию своего главного труда «Лествица (лестница) духовного восхождения».
Из западных подвижников IV-VI вв. наиболее известны преподобный Иоанн Кассиан (ок. 360–431) и преподобный Бенедикт Нурсийский (490–543).
Первый по своему происхождению был скифом из низовья Дуная. Вместе со своим другом Германом он около двадцати лет провел в монастыре в Вифлееме и среди отшельников Нижнего Египта. Около 400 г. он попадает в Константинополь, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, который рукополагает его во дьякона. Преподобный Иоанн Кассиан тяжело пережил опалу своего наставника. После этого он отправился на Запад, где основал монастырь возле Массилии (ныне Марсель во Франции). Он оставил после себя ряд сочинений, содержащих наставления в христианской жизни, а также «Правила общежития», которые на латинском Западе долгое время служили руководством к жизни монастырей.
Преподобный Бенедикт также известен как организатор монастырской жизни. При этом особое внимание он уделял духовному деланию и труду. Согласно его «Уставу», каждый монах соответственно своим силам и способностям должен либо трудиться в поле, либо заниматься ремеслом, либо переписывать книги. Монашеская жизнь, согласно учению преп. Бенедикта, должна следовать формуле: молись и трудись. Его «Устав» получил широкое распространение на Западе. В Средние века в Западной Европе не было христианской страны, где бы нельзя было бы увидеть бенедиктинских монастырей.
Дополнение к главе 14:
Рассказы из житий святых монахов и пустынников
1. Однажды один монах, будучи обиженным другим монахом, пришел к игумену и сказал:
– Он обидел меня, отче, и я хочу ему отплатить. Игумен ответил:
– Не надо никому мстить, Бог ему судья.
На это монах говорит:
– Не будет у меня мира на душе, пока я ему не отплачу за обиду.
– Помолимся, – сказал игумен.
И они оба стали на колени и игумен начал молиться:
– Господи, нам больше не нужна Твоя помощь, мы сами теперь будем судить и сами отплатим за зло нам причиненное...
Монах, услышав эти слова, припал к ногам игумена со словами:
– Прости меня, отче, я не хочу никому мстить.
2. Однажды один монах спросил игумена:
– Я согрешил. Что мне делать?
Игумен ответил:
– Ты упал, – встань...
Но тот сказал:
– Я встал и опять упал...
– Опять встань... – ответил на это игумен.
– Сколько же раз мне придется снова падать и снова вставать? – спросил монах.
– Пока не кончится твоя жизнь, – ответил игумен. – И ты перейдешь в другой мир таким, каким будешь тогда.
3. Один подвижник говорил:
– Чем ближе человек к Богу, тем сильнее он сознает свои грехи.
4. Когда отцы-пустынники услышали о преподобном Симеоне (ум. 459), пребывавшем в молитве на столпе (башне), они засомневались, а нет ли в таком подвиге гордости. Тогда они послали к нему монаха спросить:
– Почему ты не идешь тем путем, каким шли наши отцы, а выбрал себе другой путь? Сойди со своего столпа и живи, как живут другие монахи.
Услышав эти слова, преп. Симеон встал и начал спускаться со столпа. Тогда посланный воскликнул:
– Не надо сходить, оставайся на своем столпе. Из твоего послушания мы видим, что ты идешь Божьим путем.
5. Из жития преподобного Герасима.
Однажды преп. Герасиму (ум. 475) недалеко от монастыря встретился лев – несчастный и больной, с пораненной большой занозой лапой. Преподобный пожалел зверя, подошел к нему, выдернул ранивший его шип, промыл и забинтовал лапу. Лев поправился и так привязался к преподобному, что всюду ходил за ним, как пес.
Преподобный Герасим научил его трудиться для монастыря, и лев сопровождал монастырского ослика, когда тот ходил к реке за водой.
Однажды лев заснул, пока ослик мирно пощипывал траву. Проходившие мимо торговцы заметили ослика, забрали его, а лев вернулся в монастырь один. Монахи решили, что лев загрыз ослика. Тогда преп. Герасим сказал льву:
– Ты убил нашего ослика. Бог с тобой, ты не должен уходить от нас, но ты будешь трудиться для монастыря вместо ослика.
Льву устроили упряжку с бочкой, и он стал каждый день ходить за водой.
Немного позднее торговцы, укравшие ослика, опять проходили той же самой дорогой. Ослик вел на поводу трех верблюдов, груженных зерном. Вдруг из-за скалы выскочил лев. В страхе торговцы разбежались, а лев взял в зубы уздечку и привел ослика в монастырь, а за осликом пошли и верблюды.
Святой Герасим ласково сказал льву:
– Мы тебя обвинили напрасно. Прости нас.
Долго прожил лев в монастыре. Когда преп. Герасим скончался, он выл и всюду искал старца. Монахи отвели его на могилу. Лев лег у могилы, положил морду на лапы и умер. Такова была любовь дикого зверя к преподобному.
Преподобный Герасим провел несколько лет, живя отшельником в Египте, а потом основал несколько монашеских общин – скитов в Палестине, в окрестностях Иерусалима. Был у него и особый монастырь для начинающих монахов. По мере того как они делались опытнее, они оставляли монастырь и начинали жить в скиту.
В скиту было около семидесяти келий, разбросанных в пустынной местности. Пять дней в неделю каждый отшельник жил одиноко, занимаясь каким-нибудь ручным трудом, питаясь хлебом и сырыми овощами. На субботу и воскресенье все сходились в монастыре, к Божественной Литургии, причащались и потом ели приготовленный им обед и получали немного вина. Собираясь, монахи приносили с собой то, что сделали за прошедшие пять дней, – плетеные корзинки, глиняную посуду, сотканные коврики. Ни у кого не было никакой собственности, кроме одной одежды, подстилки для спанья и кувшина для воды. Нельзя даже было закрывать за собой дверь, выходя из кельи, чтобы не соблазниться страхом потерять что-нибудь из своего имущества. В такой бедной общине эти отшельники жили в духе доброты и любви, не только к людям, но и к животным.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Подготовьте ответы на вопросы:
– Какие причины привели к появлению монашества?
– Как преп. Антоний осуществлял руководство своими учениками?
– Что такое общежительное монашество?
– Что такое скит и каковы особенности монашеской жизни в нем?
– Какое значение имели монастыри в жизни Церкви?
2. Выучите наизусть молитву преп. Ефрема Сирина и постарайтесь объяснить ее содержание.