Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст
IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461).
Святой Афанасий Великий, о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого. Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта.
Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых.
Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста, память о котором живо сохранилась в Православной Церкви.
Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)
Бунт в Антиохии. В главном городе востока Римской Империи – Антиохии – происходили большие волнения. Народ взбунтовался против императора. Люди отказались платить налоги, прогнали чиновников, а некоторых даже убили.
– С нас тянут такие налоги, что мы своих детей прокормить не можем, – кричали в толпе.
Возбужденные вожаки увлекали за собой толпу, которая разгромила несколько лавок и сбросила с пьедестала статую супруги императора. В город для восстановления порядка было прислано войско, однако народ отчаянно сопротивлялся.
В конце концов народное возмущение было подавлено, порядок был восстановлен и отчет обо всем происшедшем был послан императору в Константинополь. Теперь народ ждал его решения. Наложит ли он на город еще более тяжелые налоги? Прикажет ли разрушить город? Может быть, многие будут заключены в тюрьму, изгнаны, казнены? Все со страхом ждали царского гнева.
Архиепископ Антиохийский Флавиан отправился в Константинополь, чтобы заступиться за жителей города. Он опишет императору их нужду, их трудности. Удастся ли ему умилостивить императора, убедить его простить антиохийцев? Выслушает ли тот его?
Пресвитер Иоанн. В эти дни беспокойства и волнения люди искали утешения и мудрого совета. И они его находили. В городском соборе архиепископ оставил совершать богослужения молодого пресвитера Иоанна. Начался Великий Пост, и люди толпами приходили в собор на богослужения и слушали его проповеди. Никогда еще они не переживали так глубоко покаянные дни, никогда не слышали таких проповедей. Иоанн указывал им на их грехи и утешал их, побуждая их с готовностью перенести все, что могло случиться. Люди начинали понимать, что было нехорошего в их жизни, и слова Иоанна поддерживали в них надежду на милость Божию.
Медленно проходили недели Великого Поста, и люди чувствовали, что они очищаются, готовясь к великому празднику Воскресения Христова. Наконец наступила Пасха, радостная и мирная. Архиепископ Флавиан вернулся с хорошими вестями: император выслушал его благосклонно, наказания не будет, положение улучшится.
Иоанн был еще сравнительно молод, когда его проповеди так тронули сердца слушавших в соборном храме Антиохии. Он был почти на двадцать лет (родился в 347 г.) моложе св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Во многом его детство и юность прошли так же, как и у них: знатная семья, праведная мать-христианка, счастливое детство, отличное образование, полученное в знаменитой Антиохийской школе. Несколько лет он провел с монахами в пустыне, пока архиепископ Флавиан не настоял, чтобы он посвятил себя церковному служению в Антиохии.
Прозвание «Златоуст» было ему дано простой женщиной, слушавшей его проповеди:
– Отец Иоанн, поистине золотые уста твои и прекрасно все, что ты говоришь. Но учение твое, как глубокий колодец, а бедный ум мой, как ведро на короткой веревке. Трудно мне зачерпнуть им воды твоей премудрости.
Иоанн внимательно отнесся к словам женщины – он отказался от красноречивых, сложных фраз, к которым привык в школе, и стал говорить проще, обращаясь прямо к сердцу своих слушателей. А имя «Златоуст» так и осталось за ним.
Семнадцать лет (с 381 по 397 г.) прослужил св. Иоанн Златоуст в Антиохии – первые пять лет диаконом, а затем пресвитером. Все в городе знали его: болезненный, тщедушный, с глубоким взглядом впавших глаз, с небольшой бородкой, в длинной белой одежде, – таким видели его во всех уголках города, во дворцах и в трущобах. Он посещал богатых, испрашивая подаяния, которое затем раздавал нуждающимся. Святой Иоанн был слабого здоровья и говорил про себя шутя: «У меня тело паутинное». А город, в котором он жил и трудился, был один из самых шумных и распущенных городов того времени. Сохранившиеся в нем языческие обычаи и суеверия соседствовали с христианским благочестием. Люди собирались в церковь, как на зрелище: приходили, уходили, разговаривали, смеялись. В толпе молящихся шныряли воришки. Передавались сплетни. Женщины наряжались, чтобы похвастаться своей красивой одеждой.
Каждый день приходил св. Иоанн совершать Божественную Литургию и обращался с проповедью к своей легкомысленной и своенравной пастве. Проповедь он говорил всегда сразу после чтения Евангелия, обращаясь к сердцу своих слушателей, так что его слушали, затаив дыхание. Как ни боролся с этим св. Иоанн, взрыв аплодисментов раздавался, когда он кончал проповедь. Тогда он говорил своим слушателям, что лучшей наградой для него будет исполнение ими всего того, к чему он их призывал. Тем не менее многие приходили в церковь только для того чтобы послушать его, и уходили сразу после проповеди. Борясь с этим, св. Иоанн перенес время проповеди на конец службы, когда он выходил с крестом. Хотя св. Иоанн часто обличал своих слушателей и упрекал их, они его все равно любили.
Архиепископ Константинопольский. Наконец слава св. Иоанна Златоуста как проповедника и ревностного пастыря дошла до Евтропия – первого министра при слабохарактерном императоре Аркадии. По настоянию Евтропия св. Иоанн был избран архиепископом Константинополя – столицы Империи. Посланным за ним пришлось увести его ночью, тайком, чтобы избежать народного бунта.
В Константинополе труды св. Иоанна еще более усилились. Каждый день он совершал Божественную Литургию и проповедовал в своей церкви, а потом, как бы он ни уставал, шел в кафедральный собор и там говорил еще одну проповедь. У него не было времени писать их заранее, но многие его проповеди сохранились в записях стенографов, слушавших его. После проповеди в соборе святитель занимался делами, связанными с управлением его церковной областью. Согласно учению св. Василия Великого, он создавал учреждения для помощи бедным и больным. При этом он не только руководил делами из своей архиепископии, но и посещал тюрьмы, больницы, и приюты, уделяя внимание больным и заключенным – иногда страшным преступникам. Он навещал бедные семьи в трущобах, помогал им всем, чем мог, как из средств своей архиепископии, так и обращаясь для этого за помощью к своим состоятельным почитателям. Среди них особенно выделялась его духовная дочь Олимпиада, которая, получив после смерти родителей богатое наследство, всецело посвятила себя служению Церкви и помощи обездоленным.
В то время многие гражданские дела, особенно семейные, разбирались в церковном суде. Святителю Иоанну приходилось уделять много времени улаживанию разных споров и ссор. Сохранившиеся протоколы судебных заседаний отражают его блестящий ум, справедливость, образованность, позволявшие ему разбираться в самых сложных делах. Как архиепископ он стремился исправлять всякие нестроения в церковной жизни своей области, будучи весьма требовательным к епископам и клирикам в отношении их жизни и исполнения пастырского долга. Иногда на какую-нибудь церковную должность назначали неподходящего человека, потому что он был щедрым жертвователем. Тогда св. Иоанну приходилось указывать другому епископу на недопустимость таких действий.
Конфликт с императрицей. Но все же труднее всего было отстаивать требования христианской нравственности в семье самого императора. Императрица Евдоксия была характера властного и решительного. Когда в своих проповедях св. Иоанн обличал грехи, слишком похожие на те, которые совершала императрица, то она принимала это за личное оскорбление. При ее дворе часто повторялись сплетни, которые могли повредить святителю. Так, про него говорили, что он «негостеприимен», потому что не устраивает по праздникам пышных обедов для столичной знати. Более того, св. Иоанна обвиняли в том, что он нарушает общественное спокойствие, обличая в своих проповедях тех, кто неправедно достиг своего богатства. Святителя эти слухи не смущали, и дела, которые попадали к нему на суд, он решал по справедливости, не принимая во внимание желаний императрицы. Наконец, конфликт назрел. По настоянию Евдоксии св. Иоанн Златоуст был арестован, приговорен к изгнанию и посажен на корабль.
Собралась огромная толпа, возмущенная этим решением, готовая силой освободить его. Святитель Иоанн обратился к народу с речью, успокоил его и убедил разойтись по домам. Но той же ночью новая толпа собралась вокруг императорского дворца, криками требуя возвращения любимого пастыря. А на следующую ночь произошло небольшое землетрясение, повредившее стены дворца. Тогда уже императрица стала просить, чтобы вернули св. Иоанна. Город торжествовал, была устроена иллюминация, в заливе многочисленные лодки приветствовали возвращение святителя.
Изгнание и кончина святого Иоанна. Но мир продолжался недолго. Святой Иоанн проповедовал и трудился, как всегда. Евдоксия не могла снести этого. В 404 г. она созвала всех своих сторонников на «Собор», который осудил святителя, даже не выслушав его. Святителя арестовали и сослали в город Кукуз в Армении.
По пути туда во всех городках и селениях народ встречал св. Иоанна со слезами, его благословляли священники, монахи, пустынники. Слышались возгласы:
– Лучше бы солнце затмилось, чем умолкли твои уста!
Три года прожил св. Иоанн в маленьком городе Кукузе, окруженный любовью и уважением всех его жителей. Наконец пришел приказ императора сослать его еще дальше, в Питиунд (ныне Пицунда в Абхазии). Путь был изнурительный: три месяца св. Иоанну пришлось идти пешком по горным тропинкам то под палящим солнцем, то под проливным дождем. Силы его истощились окончательно, и он не мог продолжать путь. Солдаты остановились отдохнуть в небольшом городке Команы. Ночью св. Иоанну было видение: мученик, пострадавший в этом городе во время гонений на христиан, явился ему и сказал:
– Брат Иоанн, завтра мы будем вместе.
На следующий день св. Иоанн причастился и мирно скончался. Последние слова его были:
– Слава Богу за все.
Литургия святого Иоанна Златоуста. Имя св. Иоанна Златоуста хорошо известно теперь и потому, что его носит чин Божественной Литургии, которая служится в церквах ежедневно, кроме седмичных дней Великого Поста и дней, когда, по церковному уставу, положено совершать Литургию св. Василия Великого. Святой Иоанн не был «автором» этой Литургии в том смысле, в котором писатель бывает автором литературного произведения. Но он окончательно отредактировал ее текст и установил порядок ее совершения, принятый затем Церковью. Этот порядок, или чин, Божественной Литургии и носит его имя.
Литературное наследие святого Иоанна Златоуста. Из всех восточных Отцов Церкви св. Иоанн Златоуст оставил самое обширное литературное наследие. Собрание его творений включает в себя восемнадцать больших томов. В настоящее время известно более восьмисот его Слов, а произнес он их, согласно свидетельству церковных историков, более тысячи. Среди его творений прежде всего следует назвать его толкования книги Бытия, Псалмов, Евангелия от Матфея, Евангелия от Иоанна, книги Деяний Апостолов и Послания Апостола Павла к Римлянам. Кроме того, в некоторых других Словах он также
изъясняет различные места из Священного Писания. Ряд его Слов посвящен полемике с иудеями, язычниками и арианами. Немало Слов св. Иоанна Златоуста носят нравообличительный характер. В них он объясняет своим слушателям и читателям основы христианской жизни.
Еще в молодости, отвечая на упрек своего друга, ставшего епископом, что св. Иоанн не принимает священный сан, он написал Пять слов о священстве, в которых говорится о высоком призвании пастыря Церкви и требованиях к желающему посвятить себя этому служению. Это произведение признано лучшим среди творений Отцов Церкви на данную тему.
Святитель высоко ценил подвиг монашествующих, рекомендуя молодым людям провести в монастыре среди подвижников хотя бы небольшое время. Этой теме посвящены написанные им в 386 г., когда он был пресвитером в Антиохии, Три слова в защиту монашествующих.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Прочтите Слово на Пасху св. Иоанна Златоуста и постарайтесь определить характерные черты его стиля.
2. Найдите в Молитвослове молитвы, принадлежащие св. Иоанну Златоусту, и постарайтесь выделить в них основные идеи.
3. Обсудите в классе вопрос:
– Почему св. Иоанна Златоуста принято считать идеалом пастыря Церкви?