Глава 12. Отцы Церкви – святые Василий Великий и Григорий Богослов
В середине IV в. самым знаменитым в мире научным центром была высшая школа в Афинах. В ней сохранялись лучшие традиции древних греческих и римских философов. Ученые и учащиеся из многих стран мира собирались в Афинах для изучения философии, риторики, логики, литературы, математики и медицины. Жизнь всего города шла и развивалась вокруг высшей школы – в современном смысле университета. Лекции и собеседования проходили не только в классах, но и на улицах, на площадях, в парках и во дворах домов. При таком большом стечении учащейся молодежи было и много искреннего веселья. Можно сказать, что Афинская школа была лучшим из того, что создал языческий мир в области образования, культуры и мысли. До сих пор мы помним такие имена, как Плутарх, Пифагор, Софокл, Геродот, Сократ, Гераклит и Эпикур...
Два друга. В этот знаменитый университет в 357 г. из далекой Каппадокии прибыл молодой человек по имени Василий (329 года рождения). Он уже отличился в школах на родине, и преподаватели Афинской школы были поражены его живым умом, знаниями и подготовкой. Василий был увлечен учебой, при этом отличаясь от других студентов своей особой внутренней сосредоточенностью. Был у него в школе близкий друг, Григорий, тоже из Каппадокии. Афины были большим шумным городом, где состоятельные молодые люди могли найти для себя много развлечений. Однако про двух друзей-каппадокийцев окружающие говорили, что они знают только две дороги – в христианскую церковь и в школу. Дружба крепко связала Василия и Григория на всю жизнь и имела большое значение для истории Церкви.
У Василия и Григория было много общего в их происхождении и семейной жизни. Оба они родились в знатных и высококультурных христианских семьях. По обычаю того времени, они не были крещены в детстве, но воспитаны были по-христиански. Василий узнал основы христианской веры от своей бабушки – Макрины, перенесшей страдания во время гонений на христиан. В свою очередь его старшая сестра, тоже Макрина, впоследствии прославленная как чтимая святая, воспитала шесть своих братьев и трех сестер в христианском духе, а потом, раздав свое имение нищим, уединилась со своей матерью в пустынном месте. А младший брат Василия Григорий стал епископом каппадокийского города Ниссы, оставил после себя замечательное богословское наследие, участвовал во II Вселенском Соборе и был впоследствии также прославлен как чтимый святой.
Так же как и Василий, Григорий родился и вырос в семье не только верующей, но поистине святой. Его мать Нонна. и брат Кесарий были прославлены Церковью как чтимые святые. При этом Василий и Григорий по своему характеру несколько отличались друг от друга. Григорий был поэтической натурой, жаждавшей одиночества. Василий также ценил одиночество, к тому же он был весьма слаб здоровьем, однако в жизни ему пришлось проявлять себя деятельным организатором, способным вести за собой других. Они оба стремились к духовной жизни, молитве, искреннему общению с Богом, глубоко вникая в смысл жизни и смерти.
Разговаривая с одним из учителей философии Афинской школы, Василий сказал:
– Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти.
Это было совсем не похоже на тот подход к философии, которому обучали в школе.
Через несколько лет Василий решил, что он получил все, что ему могла дать школа. Он не стал возвращаться в Каппадокию, а отправился в Египет, где поселился в пустыне вместе с несколькими отшельниками-монахами, проводившими время в молитве. Григорий же остался в Афинах и стал преподавать в высшей школе.
Правила для монашеской жизни святого Василия Великого. Недолго пробыл св. Василий в Египте. Ему пришлось вернуться в Кесарию Каппадокийскую, чтобы помогать там уже состарившемуся архиепископу Евсевию, который вскоре рукоположил его во пресвитера. Нелегко было св. Василию, привыкшему к уединенной, монашеской жизни в Египте, отдаться живой церковной деятельности. При этом он хорошо понимал опасность для Церкви арианского учения, тогда как архиепископ склонялся на его сторону.
Святой Василий понял, что присутствие его в Кесарии не приносит пользы, и он решил опять уединиться, но на этот раз не в Египте, а в пустынном месте недалеко от родного города. А поселился он не один. К нему присоединилось несколько единомышленников, и св. Василий стал трудиться над созданием нового типа церковной общины-монастыря.
Монастырь отличается от уединенного скита, в котором живет отшельник. В Египте св. Василий познакомился с монашеской жизнью, и она произвела на него сильное впечатление. В монастыре бывало обычно несколько зданий, в которых жило около тридцати монахов. Внутри монастыря были храм и трапезная (столовая), библиотека, кухня, пекарня, больница и мастерские для рукоделий. Все монахи носили одинаковую одежду, каждый день совершались определенные богослужения. Литургия совершалась два раза в неделю. Монахи жили по три человека в одной «келье», спали, обычно сидя. Каждый монах должен был уделять время чтению и обучению чему-нибудь. Безграмотные должны были научиться читать. Все монахи были обязаны трудиться на общую пользу: плести корзины на продажу, работать в огороде, печь хлеб, ухаживать за больными. Каждый день в столовой подавались обед и ужин. Не разрешалось пить вино и есть мясо. От всех требовалось совершенное послушание.
Весь свой духовный опыт и все свое усердие вложил св. Василий в устройство монашеской жизни. Он писал наставления монахам, известные под названием «Правила», и эти наставления служат основой монашеской жизни до сих пор.
Друзья вновь вместе. Большой радостью для св. Василия был приезд к нему его друга Григория. Тому пришлось оставить Афины, так как его отец, тоже Григорий, был назначен епископом каппадокийского города Назианза и хотел сам окрестить сына. Совершенно неожиданно для самого себя св. Григорий, после того как был окрещен, был рукоположен во пресвитера. Его отец хотел, чтобы он стал епископом, но на это св. Григорий не· согласился и присоединился к св. Василию в его монастыре.
Недолго пришлось друзьям утешаться мирной духовной, монастырской жизнью. Когда умер брат св. Григория, помогавший отцу-епископу, тому пришлось занять его место. И тут св. Григорий понял, как нужны были Церкви такие люди, как св. Василий. Тогда он убедил своего отца – епископа Назианза написать св. Василию и просить, чтобы тот вернулся в Кесарию послужить Церкви.
Святой Василий послушался этого призыва, оставил любимый им монастырь и вернулся, чтобы помогать престарелому архиепископу. Когда тот умер, св. Василия избрали архиепископом Кесарии Каппадокийской. Это произошло в 370 году. Следует сказать, что эти выборы проходили в обстановке жесткой борьбы между арианствующими и православными. Число голосов епископов и представителей клира и народа, поданных за Василия, перевесило только одним голосом, принадлежавшим епископу Назианза Григорию-старшему (отцу св. Григория Богослова), который, несмотря на свою глубокую старость, прибыл на Собор в Кесарию. Таким образом, Василию предстояла долгая и серьезная борьба за достижение единства Церкви на основе православия в своей обширной церковной области.
Св. Василий – архиепископ. Новое поле деятельности открылось перед св. Василием. Он принялся за этот труд так же усердно, так же вдохновенно, как отдавался занятиям в Афинской школе или созданию монастыря.
Никогда еще епископы не уделяли столько времени и заботам о бедных и больных. Еще будучи пресвитером во время охватившего Каппадокию голода, он использовал доставшееся ему наследство для питания детей в Кесарии. Причем помощь от него получали не только христианские, но и еврейские дети. Став архиепископом, св. Василий основывал церковные больницы и приюты. Помощь в них оказывалась всем нуждающимся.
Много внимания св. Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Он писал епископам своей области, отвечая на их вопросы, как поступать в тех или иных случаях ее нарушения клириками или мирянами. Из этих посланий впоследствии были составлены правила св. Василия Великого.
Литургия святого Василия Великого. Имя св. Василия известно сегодня православным людям главным образом в связи с Литургией, которая носит его имя и совершается в воскресные дни Великого Поста, а также накануне Рождества и Крещения, в Четверг и Субботу Страстной седмицы и в день памяти святого 1 (14) января. Многие молитвы, песнопения и обряды, хорошо нам знакомые, были введены св. Василием. Его трудами православное богослужение приобрело особое величие и красоту.
Борьба святого Василия Великого с арианством. В течение восьми лет, когда он был архиепископом Кесарии Каппадокийской, св. Василий защищал Церковь от ереси ариан. Царствовавший тогда император Валент занимал сторону арианствующих, и казалось, что опять начнутся гонения на православных. При этом св. Василий оставался непреклонным в своих догматических воззрениях, всячески поддерживая борьбу за православие св. Афанасия Александрийского. На уговоры присланного императором чиновника он отвечал:
– Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но это ничего не значит для человека, который ничего не имеет. Изгнание? Но земля, на которой сейчас стою, не принадлежит мне, а вся принадлежит Богу, Которого я временный гость. Мучения? Но они не имеют силы для неимеющего плоти, кроме разве первого удара. Смерть? Но она будет для меня избавлением, так как скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и к Которому спешу прийти.
Своими богословскими трудами и церковной деятельностью св. Василий готовил победу православия на II Вселенском Соборе, хотя и не дожил до него. Он умер сорока девяти лет от роду от· истощения сил 1 января 379 года.
Его богословское наследие достаточно обширно, включая в себя знаменитые «Беседы на Шестоднев», изъясняющие рассказ книги Бытия о творении Богом мира, толкования Псалмов и книги пророка Исайи, полемические сочинения против ариан, церковные поучения, послания к разным лицам и монашеские правила.
Горячо защищая Церковь от ересей, св. Василий был полон любви к людям. Интересно событие, происшедшее с ним перед самой его смертью. У св. Василия был друг, которого он очень любил. Это был лечивший его врач-еврей, который умом и сердцем принял Христа, но никак не мог решиться креститься.
– Я верю в Господа Иисуса Христа, – говорил он, – но я не хочу изменять вере моих отцов.
Когда св. Василий смертельно заболел, он послал за врачом своим и спросил его, сколько времени ему осталось жить.
– Ты скончаешься сегодня ночью, – грустно ответил врач.
Св. Василий сделал вид, что не поверил ему, и уверял, что он будет здоров к утру.
– Жизнью своей заверяю тебя, что ты не доживешь до утра, – отвечал врач. Утром Василий опять послал за врачом.
– Видишь, я не умер, а ты жизнью своей заверял меня, что я умру этой ночью. Теперь ты должен отдать твою жизнь и возродиться в святом крещении. Я сам совершу таинство.
Святой Василий встал с постели, прошел в крестильню и окрестил своего друга и его семью. Потом вернулся домой и на следующий день тихо скончался.
Святой Григорий Богослов – борец за православие. Когда св. Василий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он уговорил своего друга св. Григория стать епископом, с тем чтобы иметь соратника в епископском сане в борьбе за православие. Св. Григорий был в 372 г. рукоположен во епископа Сасимского, по имени незначительного каппадокийского городка, и продолжал помогать своему престарелому отцу в управлении епархией в Назианзе вплоть до его кончины в 375 году. Он был тяжко болен, когда до него дошла весть о кончине его друга св. Василия, поэтому он не смог присутствовать на его погребении. Однако впоследствии он написал замечательное слово в память о своем друге, которое представляет превосходный образец христианского богословия и ораторского искусства.
В это время по рекомендации св. Василия он был приглашен в Константинополь местной немногочисленной православной общиной, поскольку в городе не оставалось ни одной неарианской церкви. Св. Григорий поселился в доме своего родственника и стал совершать Литургию в одной из комнат. Он назвал этот домашний храм «Анастасия», что по-гречески значит «Воскресение», потому что верил, что в этом храме начнется воскресение Православной Церкви.
Вскоре его службы стали привлекать народ, который восхищали его поучения. Здесь он произнес свои знаменитые Пять слов о богословии, в которых говорится об условиях богопознания и с особой глубиной раскрывается учение о Святой Троице. Эти слова принесли ему новое имя – Богослова, с которым он вошел в историю Церкви.
Его двухлетнее служение в Константинополе принесло ему много невзгод, связанных с попытками некоего философа Максима Киника (или Циника) сместить св. Григория с кафедры православного архиепископа Константинополя.
Однако вступивший в столицу в 380 г. император Феодосий I признал именно св. Григория в качестве законного архиепископа Константинопольского. Арианский архиепископ Димофил покинул город, и св. Григорий с почетом был введен в кафедральный храм святых Апостолов. Однако между разными партиями восточных епископов продолжался спор о том, кому занимать Константинопольскую кафедру, что и явилось формальной причиной созыва в 381 г. Собора, который получил впоследствии название Второго Вселенского.
Святой Григорий предпринял на нем необходимые усилия для принятия символа веры, который в дополнение к Никейскому символу раскрывал бы также православное учение о Святом Духе, а затем заявил, что не желает, чтобы из-за него происходило разделение в Церкви, и попросил отцов Собора, и императора отпустить его на покой.
После этого св. Григорий вернулся в свой родной город Назианз и там мирно скончался в 389 году.
Литературное наследие св. Григория Богослова, или Назианзина, включает в себя 45 слов, 240 писем и большое собрание стихотворений.
Каждый год на Рождество Христово, и в преддверии праздника мы слышим в храме слова песнопения, написанные св. Григорием Богословом. Даже в переводе на славянский язык в нем чувствуется стихотворный ритм:
Христос раждается, славите.
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Славьте Господа, вся земля.
И в веселии воспойте, людие,
Яко прославися...
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Найдите, где на исторической карте Византии находится Каппадокия.
2. Ответьте на вопрос: Что вам известно о монастырях и монашестве?
3. Возьмите Служебник и сравните, чем по содержанию текст Божественной Литургии св. Василия Великого отличается от текста Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста.