Путь Парижского богословия

Источник

В данном сборнике собраны все статьи протоиерея Сергия Булгакова, печатавшиеся в журнале «Путь» с 1925 по 1939 годы. Этот журнал издавался под редакцией Н.А.Бердяева в Париже Религиозно-философской Академией с подзаголовком «Орган русской религиозной мысли»

Содержание

Очерки учения о церкви 1. Церковь невидимая и видимая 2. Основание Церкви 3. Церковь Ветхозаветная 4. Боговоплощение как основание Церкви 5. Духовная природа Церкви 6. Церковь как богоустановленное общество 7. Внутреннее единство Церкви 8. Внешнее единство Церкви 9. Обладает ли Православие внешним авторитетом догматической непогрешительности? 10. Церковь и «инославие» Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию Письмо профессора Ганса Эренберга прот.С.Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот.С.Булгакова Ганс Эренберг О Царствии Божием К вопросу о Лозаннской конференции (Лозаннская конференция и энциклика папы Пия XI Mortalium animes) I II III Г.В. Вильямс (5–18 ноября 1928г.) Очерки учения о церкви. IV.О Ватиканском догмате I II III IV К вопросу о дисциплине покаяния и Причащения (По поводу тезисов проф.прот. о.Т.Налимова. «Путь», №18) Евхаристический догмат Часть I Часть II Софиологическое истолкование Евхаристического догмата Православие и социализм (Письмо в редакцию) Иуда Искариот – апостол-предатель часть первая (историческая) Кто он? Иуда-апостол Предательство Иуды Тайная Вечеря Лобзание Иудино и конец предателя Часть вторая (догматическая) Заключение Святой Грааль (Опыт догматической экзегезы: Ин.19:34) На путях догмы (После семи Вселенских Соборов) Автореферат книги Агнец Божий. О богочеловечестве, ч.I. Paris. Ymca-press, 1933 Отец Александр Ельчанинов При реке Ховаре (Речь на акте в 10-летие Парижского Богословского института) Иерархия и таинства I. Иерархия в апостольский век II. Возникновение иерархии в послеапостольский век III. Всеобщее священство и иерархия IV. Сакраментальный принцип в его значении для иерархии V. Власть учительства и иерархия VI. Иерархия и юрисдикция Его Высокопреосвященству Митрополиту Евлогию профессора прот.Сергия Булгакова Докладная Записка Автореферат книги «утешитель. О богочеловечестве. Часть II, Париж 1936. YMCA-PRESS» Проблема «условного бессмертия» (из введения в эсхатологию) Часть I 1 2 3 4 5 Часть II 6 7 8 9 10 11 Frank Gavin Епископ Вальтер Фрир (in memoriam) (1863–1938) Una sancta (основания экуменизма)  

 

В настоящем издании вниманию благочестивого и просвещенного читателя предлагается полное собрание публикаций протоиерея Сергия Николаевича Булгакова из парижского журнала «Путь». В любой области знания, не исключая богословие, церковную историю и канонику, есть имена, отсутствие знакомства с наследием которых (вне зависимости от нашего согласия или несогласия, полного или частичного приятия или неприятия того, что в этом наследии содержится), лишает нас права называть себя людьми вполне образованными и компетентными в той или иной области.

Если мы будем говорить об истории русской богословской мысли XX столетия, то к числу этих имен – вместе со священником Павлом Флоренским, митрополитом Антонием Храповицким, Владимиром Николаевичем Лосским, протопресвитером Александром Шмеманом, протопресвитером Иоанном Мейендорфом, архимандритом Киприаном Керном, архиепископом Серафимом Соболевым – должен быть отнесен и протоиерей Сергий Булгаков. Его богословское творчество всегда вызывало неоднозначное отношение. Вспомним хрестоматийно известное неприятие его софиологии и осуждение ее как со стороны богословов, иерархов, поддерживавших митрополита Сергия (Старогородского), прежде всего Владимира Николаевича Лосского, так и в среде сторонников карловацкого Синода. То же самое можно сказать и о других сторонах богословского творчества отца Сергия.

В предлагаемом сборнике читатель увидит статьи, посвященные проблемам экклезиологии, сакраментологии, сравнительного богословия, по актуальным вопросам каноники и церковной практики. При всей широте диапазона богословской мысли протоиерея Сергия Булгакова, мы не сможем не приметить характерные черты, объединяющие эти работы. Почти в каждой из них содержится нечто очень пограничное основному направлению церковного предания. С другой стороны, все они касаются актуальнейших, и в те годы и ныне волнующих нас аспектов православного вероучения и церковной доктрины в широком смысле слова. Человек, по-настоящему увлеченный богословием, не может не оценить эту устремленность мысли протоиерея Сергия Булгакова не к заведомо спокойному, беспроблемному и неактуальному, не к тому, чтобы была написана еще одна из бесконечного ряда работ под общим названием «Златоуст как гомилет» или «Гомилет как Златоуст», а к тому, что действительно является вызовом со стороны нецерковного сознания, внутренней проблемой для христианского мировоззрения, нерешенностью канонической практики или церковно-исторической актуальности.

Это методологически важно в наши дни. Как никогда в начале XXI столетия, в ситуации нынешней церковной внутренней и церковно-государственной внешней свободы нашей богословской мысли необходимо уметь говорить на понятном языке с ответственной богословской глубиной о том, что действительно является важным для нашего христианского мировоззрения, а не о том, о чем нам говорить спокойнее и удобнее. И как раз в этом отношении мы многому сможем поучиться в трудах достойнейшего представителя профессуры Свято-Сергиевского Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова.

Кроме того, знакомство с его наследием поможет адекватнее оценить и сегодняшние споры и дискуссии. В частности, становится очевидно по прочтении его работ, посвященных таинству Евхаристии, что девяносто процентов объема аргументации противников православной рецепции учения о пресуществлении как допустимом, приемлемом и естественном для православного богословия восходит именно к позиции протоиерея Сергия Булгакова и почти ничто не было добавлено с того времени адептами этой доктрины до начала XXI века. Мне кажется, что читающие статью, посвященную апостолу Иуде, смогут лучше оценить и те попытки современных реинтерпретаций Евангелия, которые ныне бытуют в общественном сознании в свете христианского осмысления трагической коллизии ученика-предателя.

Предлагаемый читателю том не является учительной книгой, как и не может быть источником безусловной церковной истины. Все в нем следует проверять исходя из мысли, сформулированной самим протоиереем Сергием Булгаковым в его книге «Православие»: критерием церковной истины является проверка того или иного мнения преданием церковным. Читая эти увлекательные, глубокие и яркие страницы, постараемся прилагать к ним слово самого автора – протоиерея Сергея Николаевича Булгакова.

Протоиерей Максим Козлов


Источник: Путь Парижского богословия / Протоиерей Сергий Булгаков. - Москва: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. - 560 с.

Комментарии для сайта Cackle