Источник

Беседа LXXXVI. Об одиннадцатом члене символа веры. О смерти телесной и приготовлении к ней

Чаю воскресения мертвых

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что смерть человека состоит в разлучении души и тела, что тело обращается в землю, а душа живет сознательною жизнью и по разлучении с телом, за гробом. Собеседуем теперь, братие, о том, как произошла смерть человека, какое она имеет значение по отношении к земной жизни его и как христианин должен готовиться к ней.

Из истории сотворения человека мы знаем, братие, что Бог сотворил его, как говорит древний мудрец в неистление (Прем.2:23), и для поддержания в нем жизни навсегда насадил в раю древо жизни, чтобы, питаясь плодами его, человек и телом был безболезнен и бессмертен. Но после того как первые люди возгордились пред Богом, оказали непослушание Ему, согрешили, явилось и неизбежное последствие греха, оброк его, смерть первых людей: они были изгнаны из рая и не могли пользоваться плодами древа жизни. Будучи последствием греха, смерть от первых людей перешла и на все их потомство, на весь род человеческий: от расстроенных грехом и смертных прародителей не могло, конечно, и произойти нерасстроенное и бессмертное потомство. Единым человеком, говорит слово Божие, грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12; 1Кор.15:22; Пс.88:49). Но и теперь, братие, несмотря на неизбежность смерти, мы не можем не сознавать, что она явилась уже после грехопадения, как наказание людям. Каждый из нас невольно чувствует смущение и страх при виде смерти, каждый невольно более или менее испытывает скорбь при приближении ли своей кончины, или при виде кончины близких ему людей. А это, несомненно, свидетельствует нам о том, что Бог смерти не сотворил, что она явилась после, как наказание людям за грех. Господь и теперь, при обращении тела человека в землю по смерти, оставляет тела некоторых святых угодников нетленными, указывая нам, что первые люди сотворены были в неистление. Так, братие, смерть явилась последствием греха первых людей, как наказание, и распространяется на весь род человеческий.

Будучи неизбежною для всех людей, как наказание, смерть имеет важное значение в нашей жизни. Она есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что, по смерти, невозможно ему покаяние, остается только пользоваться приобретенным, а не приобретать, пожинать, а не сеять. Эту истину ясно выразил Иисус Христос в притче о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой по смерти получили воздаяние, и богатый, хотя и сознал между мучениями свою вину, не мог освободиться от своих страданий. Точно также и Апостол Павел учит: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр.9:27), и по сему наставлял христиан пользоваться настоящею, земною жизнью для спасения: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор.6:2); тем же убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем (Гал.6:10). Поэтому смерть для одних, – именно тех, которые проводили добрую, нравственную жизнь, – является радостным покоем после трудов (Иов.3:17–23; Деян.13:36), переходом к блаженному воздаянию (Мф.25:34); посему-то и Апостол Иоанн говорит в откровении: блажени мертвии умирающие о Господе от ныне: ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят в след с ними (Откр. 14:13). А для грешников, проводивших беззаконную жизнь, смерть является переходом к вечной казни (Мф.25:41), Не только воздаяние по смерти, но и самая смерть, как разлучение души от тела, бывает различна как для праведников, так и для грешников. Правда, смерти как праведников, так и грешников предшествуют разные болезни и недуги. Но это, с одной стороны необходимое в земной жизни человека, явилось, как и смерть, в наказание людям за грех их, а с другой – полезно для умирающих, ибо в болезненном состоянии человек может приготовиться к своей смерти принятием таинств, примирением со врагами и т. п. Несмотря однако на предшествующие болезни, смерть для праведников и грешников бывает не одинаковою. К людям умирающим в православной вере, с миром, являются пред смертью духи добрые, то есть Ангелы, которые и принимают души их к себе, так напр., Сам Иисус Христос говорил о смерти Лазаря: быстъ умрети нищему, и несену быти Ангелу на лоно Авраамле (Лк.16:22). Особенно приближается к умирающему праведнику его Ангел хранитель. Посему-то и св. Церковь научает нас молить своего Ангела хранителя, чтобы он не оставил нас в час смерти (Кан. Анг. хран. по 7 и 9 песни.) Кроме видения Ангелов умирающие праведники удостаиваются иногда видения святых угодников, такого, напр., видения был удостоен преп. Сисой (Слово о смерти еп. Игнатия Брянчанинова). Поэтому то, братие, у умирающих праведников на лице обнаруживается спокойствие и даже радость, и мир душевный сопровождает их кончину. Праведник аще постигнет скончатися, справедливо говорит древний мудрец, в покои будет (Прем.4:7); боящемуся Господа благо будет на последок, и в день скончания своего обрящет благодать (Сир.1:13) Поэтому-то братие, истинные христиане, утешенные словом Божиим (1Сол.4:13–18) и верующие в упокоение по смерти, безбоязненно встречают смерть, с миром, подобно Симеону Богоприимцу, отходят из этой жизни, и даже некоторые из них, подобно Апостолу Павлу, выражали желание разрешиться от тела и со Христом быть. (Флп.1:23). Не такова бывает смерть грешников. В час смерти к ним являются злые духи и исторгают души их от тела. Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, говорил Иисус Христос о любостяжательном богаче (Лк.12:20). Смерть их бывает страшна, и встречают они ее не с радостью, но со страхом и ужасом. Поэтому-то и слово Божие говорит, что смерть грешников (нераскаянных) люта (Пс.33:22).

Время нашей смерти нам, братие, неизвестно, а посему нужно быть всегда готовым к ней, твердо памятуя, что по смерти последует воздаяние и не будет исправления и покаяния. «Вемы, яко умрем», говорит св. Димитрий Ростовский, «не вемы, когда умрем. Днесь ли, или утро? рано ли или поздно? в день ли, или в нощь? мнози положишися на нощь спать, не воспрянуша от сна, мертвы обретошася: мнози же от сна нощнаго воспрянувши и день видевши, уже нощи не дождавше, умроша.. Ничто же сице неизвестно, якоже час смертный: кто бо может ведати, когда имать умрети? Глаголет писание: не весть человек времене своего (Еккл.9:12). Все известно вемы, яко умрем: а когда кому умрети будет, не весть никто же: понеже смерть не смотрит времени, не исчитает лет, не ждет старости, не щадит юности, ее спрашует готовости, ниже дает сроку не готову человеку: но всех без пощадения и без рассмотрения пожинает, и от земли живых истребляет. Якоже кто исшедый с косою на пожню, не смотрит, не разбирает травы от цветов, цветов от травы: но вся купно косит присвядшая и новопрозябшая, увядающая и новоцветущая, и вся иссушив в стог согребает: сице и смерть, юже обычно с косою пишут, исшедши в мир сей, человеков яко траву и яко цвете сельный посещает без разбору. Младыя яко и старыя, юноши яко и одряхлелая, начинающия жити, яко уже и многолетно жившия, сильныя яко уже немощныя, пеленами повитыя, яко и сединами украшенныя, и всех мертвостию иссушивши, в гробы аки сено в стоги согребает» (Соч. ч. 3, 372–376). Если же, братие, время нашей смерти не известно, то будем всегда стараться о том, чтобы она не застала нас неприготовленными. Будем приготовляться к ней добрыми делами, раскаянием во грехах и плодами достойными покаяния. Не будем поступать по примеру тех, которые говорят, что будут каяться, когда придет старость их, потому что в старости не человек оставляет грехи, а грехи оставляют человека, а посему и исправление в старости бывает неполным и несовершенным. «Аще ты юность твою развращенным провождаеши житием, покаяние же, и исправление, и добродетели на старость отлагаеши, то ты хощешь принести Богови на жертву хромое, слепое, недужное, вредами обложенное: ибо постигнет тя ово телесная немощь на всех твоих членах, ими же бы тебе поработати Богови, и не возможеши таковаго показати подвига, каковый в юности имети могл бы еси: ово же греховные в тебе состаревшиеся нравы отяготят душу твою, и аки слепу, и хрому, и расслаблену сотворят, еже не возмощи ей быти удобней к творению дел богоугодных: тогда не услышиши ли от Бога то, еже услышаша приведшие Господеви на жертву слепое, хромое, недужливое: не прииму таковыя жертвы от рук ваших» (Сочин. 2-я ч., 417–418 стр.). Кроме этого, братие, отлагающие покаяние свое до смерти могут настолько окрепнуть в своих грехах, что им будет трудно отстраниться от них, даже и при всем своем желании, а это может повергнуть их пред смертью в смущение и отчаяние и привести к потере веры в милосердие Божие. Посему-то, братие, и ложно поступают те, которые отлагают свое покаяние до старости. Особенно, братие, будем заботиться о приготовлении себя к смерти во время болезни. При серьезной болезни должно исповедать с верою в Господа Иисуса Христа и надеждою на милосердие Его грехи свои, сопровождая исповедь сокрушением о грехах своих, и затем причаститься святых Христовых Таин. Такое покаяние нужно приносить, братие, в начале болезни, а не отлагать его на конец ее, пред самою смертью, потому что больные пред смертью нередко теряют свое самосознание, лишаются языка и чрез то делаются неспособными к приготовлению к смерти должным образом. В начале же болезни больные бывают в памяти, могут принести искреннее раскаяние во грехах, с чистою верою причаститься св. Таин и этим успокоить и себя и свою совесть. Принятие св. Таин нередко прекращает недуги и восставляет больных с одра болезни. Если же Богу не угодно будет восставить больного, то благовременное, с сознанием принятое, напутствование святыми Таинствами много послужит к пользе его души. Приготовляя себя к смерти добрыми делами, расскаянием во грехах, принятием св. Таин, будем в то же время, братие, просить у Бога христианския кончины живота нашего, безболезненны, непошыдны и мирны. Христианскою кончиною называется такая, при которой умирающий напутствуется таинствами покаяния и причащения, а также и елеосвящения, и, по смерти, сподобляется христианского погребения и церковного поминовения. Безболезненною бывает такая кончина, когда человек умирает без особенно страшных болезней. Всякая почти кончина сопровождается болезнью, но бывают кончины особенно болезненные, напр., когда умирающий страдает продолжительною тяжкою болезнью, или когда кто умирает среди несчастных обстоятельств, напр., во время пожара или от руки убийц и т. п. Непостыдною и мирною кончина бывает такая, когда кто умирает не во время грехов своих, с преданностью воле Божией, с мирною совестью, напутствуемый молитвою и благословением сродников и знаемых. Такой-то кончины и будем всегда просить, братие, у Господа Бога и с молитвою соединять собственное попечение о благочестивой и добродетельной жизни. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle