Источник

Беседа XLIV. О шестом члене символа веры. О вознесении Господа нашего Иисуса Христа

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

В прочитанном мною, братие, шестом члене говорится о том, что Господь вознесся на небо и сел одесную Бога Отца.

О вознесении Своем на небо Господь говорил Своим ученикам прежде смерти Своей и по Своем воскресении. Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду ко Отцу (Ин.16:28) говорил Он ученикам пред Своими страданиями. Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, говорил Он Maрии Магдалине по воскресении Своем (Ин.20:17). И вот в сороковой день Он последний раз явился ученикам Своим в Иерусалиме, вышел с ними из города на гору Елеонскую. При этом Он говорил им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Апостолы в это время еще не понимали вполне значения пришествия Спасителя на землю; поэтому и теперь они думали, как и все иудеи в их время, что Иисус Христос освободит иудейский народ от римской зависимости, устроит могущественное царство на земле и даст иудейскому народу первое место в этом царстве. Посему они спросили Своего Учителя: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Этим вопросом апостолы показали, что они еще не понимали цели пришествия на землю Спасителя. Это понимание имел дать им Дух Святый. Поэтому Господь и ответил ученикам: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей иудее и Самарии, и даже до края земли». Окончив наставление, Господь поднял руки и благословил учеников. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Когда апостолы смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два ангела и сказали: «мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Апостолы поклонились вознесшемуся Господу, возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда до сошествия на них Св. Духа, во храме, прославляя и благословляя Бога. Итак, Иисус Христос, родившись на земле, как человек, пострадав до смерти за людей и восстав из мертвых, опять вознесся на небо и принял славу, которую имел у Бога Отца прежде сотворения мира. Вознесшийся на небо, Господь воссел одесную Бога Отца. Господь вознесеся на небо, и седе одесную Бога, говорит св. Евангелист Марк (Мк.16:19). И апостол Павел говорит: Такова имамы первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех (Евр.8:1). Господь вознесся на небо не божеством Своим: как Бог Он всегда пребывал и пребывает на небе, а человеческою прославленною природою. Сидение Его одесную Бога Отца, или, что то же, по правую руку Его, нужно понимать духовно: Бог есть Дух, не имеет ни правой, ни левой руки. Словами сидяще одесную Отца указывается на Божеское достоинство Иисуса Христа. С кем царь разделяет свое царское достоинство, того сажает подле себя по правую руку; так было у евреев (3Цар.2:19). Так и сидение Иисуса Христа одесную Бога Отца означает то, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом, что Он и по своей человеческой природе принял власть над всем миром и ангелы покорились Ему. Сам Он, по воскресении Своем, сказал апостолам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18).

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа и сидение Его одесную Бога Отца имеет, братие, великое значение в деле нашего спасения. Оно имеет связь с ниспосланием для нас Св. Духа, так что последнее не могло совершиться без первого. Господь снял с нас первородный грех и примирил нас с Богом Отцем своими страданиями. Но усвоить, так сказать, запечатлеть в себе эти заслуги и получить силу для новой, святой жизни, для борьбы с грехом и дьяволом, мы можем только при помощи Св. Духа. Эти дары св. Духа мы могли получить только после вознесения Господня. «Лучше для вас», говорил Иисус Христос ученикам пред Своими страданиями, «чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель (Дух Св.) не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).

Восседая одесную Бога Отца, Господь Иисус Христос ходатайствует за нас пред Ним. Не в рукотворенная (бо) святая вниде Христос, учит апостол Павел, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр.9:24). Иже и есть одесную Бога, говорит тот же апостол о Иисусе Христе, иже и ходатайствует о нас (Рим.8:34). Таким образом, Господь, по вознесении Своем, не оставляет нас без Своего попечения и промышления.

Вознесшись на небо, Господь неотлучно пребывает и на земле с верующими, как Он и обещал Своим ученикам пред вознесением на небо: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). По сему обещанию Господь хранит Церковь свою, то есть верующих в Него православных христиан, печется о ней и управляет ею. Благодаря этому Церковь Христова, возникшая из небольшого сначала числа учеников Христовых, быстро распространилась между народами, несмотря на все козни дьявола, на гонения неверующих и заблуждения неправоверующих, и остается непоколебимою доныне.

Размышляя, братие, о вознесении Господа вашего Иисуса Христа, будем помнить, что Господь ходатайствует о нас на небе, и с искренним раскаянием в грехах своих будем прибегать к Нему в несомненной надежде, что Он спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу (Евр.7:25). Господь вознесся на небо и тем прославил нашу человеческую природу, и указал нам, что и наше отечество на небеси. Будем посему, братие, и мы всегда думать и стремиться к небесному. «Если вы воскресли со Христом», убеждает апостол Павел христиан, «то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:1–2). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle