Письмо № 148. Т.М. Некрасовой
16 V [1963, Покров] 963
Дорогая Татьяна Михайловна.
Спасибо за письмо. В нем два порицания 964, из коих одно я принимаю вполне, а второе отвергаю, т<о> е<сть> не принимаю.
Я и сам чувствовал, что у меня излишек Отцов 965, что я этим как-то снизил «прицельность», меткость материала, «рассредоточил» его несколько. Это верно, но я один не в силах сейчас решить – что именно сократить, где убавить. Я слишком еще близко стою к вещи и не могу чего-то увидеть. А Вы не пишете конкретно – где сократить, какие именно цитаты убрать. Я буду благодарен, если Вы укажете.
Во втором я не согласен. Я нигде не даю отрицательных черт Д<остоевско>го вне всей ткани его бытия, он у меня нигде не бывает только «картежник» 966. Когда я сообщаю, что он ругал свою прислугу, ходившую в «мармеладовском» платке, то тут же добавляю, что он по ночам закрывал ее детей. Писать же его «иконописно» я считал большой ошибкой, тем более что моя цель была дать не только идейное наследство, но и передать как-то его живую душу, его горячее сердце, показать его живьем.
Обо всем этом будем еще мы с Вами говорить. Теперь же сообщаю, что я неожиданно уехал вместо В<еры> М<аксимовны> в Усмань 967 (В<ера> М<аксимовна> простудилась) и прошу Вас приготовить мне все, что Вы сможете, о Фл<оренском> по моей просьбе у Кап<итолины> Н<иколаевны> и, если Вы уедете, то передать это С<офье> П<авловне> 968 или Ан<не> Павл<овне> 969 для меня. Я приеду, возможно, недели через 2–3 970. Всего Вам хорошего и светлого. С.Ф.
Я очень рад, что мы повидались.
* * *
Датируется по связи с предыдущим письмом.
То есть критические замечания на только что законченную книгу С.И. Фуделя «Наследство Достоевского».
В своей книге «Наследство Достоевского» С.И. Фудель обильно цитировал Отцов Церкви.
Речь идет о биографических главах книги «Наследство Достоевского».
Речь идет, видимо, о поездке в Усманскую больницу.
Софья Павловна Кристман.
Неустановленное лицо.
Речь идет о возможном приезде в Москву.