Письмо № 136. Н.Н. Третьякову
5 янв. [1961, Усмань] 869
Дорогой Николай Никол<аевич>.
Завтра сочельник, на меня веет какими-то детскими елками и теплом детства, и вот именно в эти часы хочется послать Вам сердечный привет и всему Вашему дому. Я Вас совсем недавно знаю 870, но, кажется, безошибочно воспринимаю Вас где-то «в планах» своего детства и всего близкого. Храни Вас Бог! Я хорошо понимаю, как Вам трудно и как много кругом Вас такого, что не дает собирать тепло. А, кажется, всю задачу жизни, весь ее смысл, можно свести к этому собиранию. Знаете – есть такое выражение: «загонять тепло в дом». Вот так же надо «загонять» его в сердце.
Я встретил Новый год в абсолютном и гнетущем одиночестве, под аккомпанемент плясок и пения за стеной. Вера М<аксимовна> еще не скоро приедет 871.
Завтра, может быть, приедет Коля, и мое одиночество развеется.
Как жаль, что не всё между вами гладко, не всё в полном единстве дружбы. Вы понимаете, о чем я говорю. Во многом мы сами виноваты, а, может быть, и во всем.
Передайте мой искренний привет Ир<ине> Ник<олаевне> 872 и мою просьбу извинить меня за неприезд в прошлый раз. Я, право, становлюсь стар и слаб, и мне уже трудно разъезжать, как прежде. Беспокоюсь за Ваше здоровье, пишите мне о нем, что сказал врач, что Вы решили. Ваш С.Ф.
* * *
Датируется по ссылке на знакомство С.И. Фуделя с Н.Н. Третьяковым, искусствоведом (с 1991 г. – профессор МГАXI им. В.И. Сурикова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России). См. примеч. 2.
Знакомство с Н.Н. Третьяковым состоялось осенью 1960 г.
В.М. Сытина уехала в Москву навестить дочь-студентку, В.С. Фудель.
Ирина Николаевна Третьякова, жена Н.Н. Третьякова.