Письмо № 124. Н.С. Фуделю
24 IX [1958, Усмань] 779
Дорогой мой Коля.
Вчера ты очень порадовал меня своим письмом, таким теплым и мудрым. Сон о т<ете> Марусе принимай так, как он есть, – тебе дано было узнать, как она на тебя смотрит. Это великая милость Божия, когда бывают такие сны – утешения и откровения. Кстати, они обнаруживают, что не только «в плоскости» живет душа, но и еще где-то, в ином измерении.
«В заботах каждого дня
Живу, – а душа под спудом
Каким-то пламенным чудом
Живет помимо меня» 780.
Ты прав, почувствовав, что я тоскую здесь один, беспокоясь. Прав и в том, что, может быть, оснований нет или мало. Но ведь, помимо очевидных или предполагаемых и очередных, но преходящих причин для беспокойства, есть еще одна первоисточная и не изживаемая – memento mori * чувство, осознание действительной быстротечности «реки времени», в которой несешься, не оставляя следа любви. Горечь вины перед любовью нестерпима. У св<ятого> Исаака Сирина есть такое слово об аде: «мучимые в геенне поражаются бичом любви» 781. Это, конечно, «самобичевание» – мучение от невозможности осуществить любовь, навсегда и во веки веков. Это страшно, и предощущение этого бывает в душе.
Вот почему так дороги нам сны о «жалеющей любви», или любви сострадающей. Это твердые острова в холодном потоке. Вот почему надо дорожить такими людьми, еще живущими, как твоя мама.
Почему так долго от нее нет писем? Где она? Когда они приедут? Я искренне рад приезду Муни 782: это хорошо. Я писал, что в школе ученье только с 1 октября. Карточки Ир<аиде> Андр<еевне> и Тане 783 очень понравились, а Ел<изавете> Пор<аскеевне> 784 нет: она молодится, а вышла она реально.
Получила ли мама от меня 250 р.? Сижу по уши в грязи: рою картошку и около дома и на поле. Урожай большой.
Целую тебя с Лялей крепко. Храни вас Бог. Машеньку 785 мою дорогою целую.
Твой п.
* * *
Датируется по ссылке на ожидаемый приезд в Усмань М.П. Лучкиной.
Строфа из стихотворения В.Ф. Ходасевича «В заботах каждого дня...» (1917) из цикла «Путем зерна».
Помни о смерти (лат.)
Исаак Сирии. «Слова подвижнические» (цит. по: Мысли святых отцов о любви / Журнал Московской Патриархии. 1956. № 5. С. 34).
Осенью 1958 г. М.П. Лучкина тяжело заболела; навестив ее в Москве, В.М. Сытина решила привезти старую няню в Усмань для лечения и ухода.
Соседи по Усмани: Ираида Андреевна Абрамова (1–1960), зубной врач усманской поликлиники, друг семьи С.И. Фуделя, и ее дочь Таня, школьная подруга В.С. Фудель. Их фотографии сделал Н.С. Фудель во время своего пребывания в Усмани летом 1958 г.
Елизавета Пораскеевна Каливази, гречанка, сосланная в Усмань как жена «врага народа», работала в местной аптеке и жила на квартире у И.А. Абрамовой.
внучка, М.Н. Фудель.