Письмо № 123. Н.С. Фуделю
8 II [1958, Усмань] 772
Дорогой Николаша.
Спасибо за 100 р. Мы живем в метелях, весь наш домишко занесен снегом, утром выбираемся с лопатами; здесь всегда таков конец зимы. Очень приятно сознавать, что опять скоро тепло, оживают надежды на более легкую пору жизни, на свидание со всеми вами. Мы эту зиму, хотя, может быть, мало пишем, больше без вас скучаем, как-то больше вас всех жалеем и к вам душой стремимся. Ужасно жалко Машеньку (вашу) и Лялю. Мама, получив ваше письмо о болезнях, стала совсем озабоченная и начала говорить о поездке к вам. Но как теперь ехать? Здесь дел и забот тоже по горло. Маша еще совсем не устроена, Миша 773 все еще полный инвалид, девочку или приносят к нам с ночевкой, или туда идем помогать, Варенька только что поправилась, но массаж продолжается и т. д. У Миши дело было очень серьезно, уже, оказывается, началось омертвение ткани, т<о> е<сть> он был на границе перитонита. Потом эта ткань куда-то приросла, образовались тяжи, и поэтому он и сейчас испытывает боли, недомогание и т. д. Говорят, со временем может пройти, однако советуют начать какое-то специальное лечение по разминанию этих тяжей, и оно бы уже началось, если бы тот врач (здесь), который один это может, не уехал куда-то на два месяца. Кроме этих чисто физических вопросов, не сходит с порядка дня и вопрос с его родственниками.
Получили ли вы наше письмо, где я писал о поездке в Липецк? Кстати, Люше здесь делают клизму чуть не ежедневно с простым подсолнечным маслом, но его предварительно кипятят (если оно разливное, а рафинированное – в бутылках – даже и не кипятят). Затем ей хотят давать по утрам «гриб». Не попробуете ли и вы для Машеньки? Его ведь можно делать сладким, т<о> е<сть> приемлемым для девочки. Дозировка масляных клизм примерно 3/4 масла и ¼ воды, и при этом впущенную клизму надо оставлять, она сама, когда захочет, выйдет.
Мама здорова, пока ест мед и пока не доработается до того, что перестает спать.
Непременно найди где-нибудь «Вокруг света» № 1 январь 1958 г., там интереснейшие статьи о Кон-Тики (продолжение его экспедиций на остров Пасхи), открытие «Острова Сокровищ», о котором ты читал в Вологде, затем о живых сейчас ящерах в озерах Шотландии и еще что-то.
Я надеялся было немного поработать в своей артели 774, но не вышло. Теперь надеюсь, что, может быть, выйдет один урок с мальчиком по англ<ийскому>.
Как же вы с Лялей, бедные, живете там! Так ясно себе представляю вас обоих вечером, измученных, поссорившихся, помирившихся, Лялю уже спящую, а тебя с маленькой лампочкой над головой и с книжкой, «когда для смертного умолкнет шумный день» 775. Милые вы мои и хорошие. Вот с теплом будет легче, приедем за Машенькой, а вы поедете на Кон-Тики. Да, там в «Вокруг света» есть еще для тебя особо интересная статья об альпинистах 776.
Как ваши дела с Тамарой? Все-таки и «худой мир лучше доброй ссоры», а еще лучше добрый мир. Без понуждения себя и без долготерпения ничего и никогда хорошего не бывает, разве только на мгновение.
Мы живем здесь хорошо, в смысле мира, пока не заболеваем, а когда заболеваем, то иногда и унываем, так что это у всех бывает и все мы люди слабые. У меня иногда бывает что-то с сердцем. Недавно утром слишком быстро вылез из кровати и тут же сел на пол: видно, пора пришла уж не спешить больше, старость не радость. В Липецке ужасно устал. Мы ездили с мамой и привезли оттуда слив<очного> масла. Езда туда с пересадкой 8 часов, почти как в Москву.
Знаешь ли ты, что умерла т<етя> Люба? 777
Когда-то она мне дала свои стихи:
«Сердце гложет тайная тревога,
Что пуста дорожная сума.
У других даров для Бога много,
Я ж свои растратила сама.
И дойдя до страшного предела,
Там, где смерть обрежет жизни нить,
Я скажу, что в жизни я умела
Только петь, смеяться и любить» 778.
Целую вас, дорогие, крепко. Ваш п.
* * *
Датируется по упоминанию о смерти Л.Д. Свербеевой. См. примеч. 6.
Речь идет о дочери и зяте Желноваковых.
С.И. Фудель работал в артели «Красное знамя» (попеременно – то в штате, то внештатно) и подрабатывал частными уроками английского языка.
Строка из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день...», 1828).
Н.С. Фудель в течение многих лет занимался альпинизмом.
Любовь Дмитриевна Свербеева, двоюродная сестра матери В.М. Сытиной, Зинаиды Александровны Сытиной (Свербеевой), умерла 24 января 1958 г.
Стихи Л.Д. Свербеевой не публиковались.