Письмо № 115. Л.И. Щербининой
16 XI [1953, Усмань] 712
Милая наша дочка Лялечка.
Мы оба были очень рады прочесть вашу приписку в Колином письме. Письмо часто дает больше, чем разговор, в котором то что-нибудь мешает, то чего-нибудь боишься. Вот и меня Вы, кажется, за глаза меньше боитесь, чем при свидании. Вообще следовало бы совсем не бояться. Я просто очень усталый человек, и эта усталость воспринимается часто как мрачность. Мы очень радуемся вашей дружной жизни, ибо знаем по счастливому опыту, что это самое главное. От вашей дружности и нам дружней, так что незаметно Вы делаете дело не только для себя, но и для всех нас. Мы знаем, что Вам лично очень многое трудно, хотя бы те же поездки, неустроенность квартиры. Потом я не знаю, что труднее: начало брака или конец пути через десятки лет? В начале сил всяческих больше, но зато больше самолюбия, а брак это тот же монастырь в каком-то смысле: его не пронесешь, если от себя не откажешься.
Одно могу сказать: дружба в браке – источник великого вдохновения, источник радости всего пути. Тут глаза открываются на весь мир Божий, на людей, на книги, на солнечный луч, на все счастье и страдание жизни.
Нашему браку 30 лет 713, и я благословляю Бога за этот путь. Теперь уже как путникам, шедшим долго, виднеется конец пути, – конец радостный и вожделенный.
«Уж восток золотит ясней
И повеяло ветром с юга.
Нету имени здесь нежней
И теплее, чем имя друга» 714.
Советы и вразумления я совсем не могу давать, так как сам столько падал, что отшиб себе все нутро, и мне не до того, чтобы вразумлять других. Но я могу еще любить и любовью стремлюсь к вам обоим, надеясь в чем-то помочь. Да вразумит вас Бог. Молитесь Ему одной неумелой молитвой: «Господи, прости и благослови». С нею засыпайте и с нею вставайте. Без прощения не бывает и благословения, ведь Его светлость превыше нашего разумения.
Мы живем в неопределенности и тревогах, но что-то проясняется.
Целую Вас, милая Лялечка, и Вашего глупого Колю.
Ваш п.
* * *
С.И. Фудель и В.М. Сытина обвенчались в 1923 г.
С.И. Фудель цитирует по памяти свое стихотворение «Уже восток золотится ясней...» (1934) из цикла «Тридцать стихов для друзей». Ср.: «Уже восток золотится ясней, / И повеяло ветром с юга. / Нету имени здесь нежней / И теплее, чем имя друга».