Источник

Письмо № 112. Н.С. Фуделю

2 III [1953, Усмань] 680

Дорогой Николаша.

Отвечаю на письмо от 27 II. Хочется написать обо всем, поделиться всем, в чем живем.

Огорчение от неудачи с покупкой 681 было большое, но не в нем дело, а в общей трудности нашего положения, закрывать глаза на которое невозможно.

Дома мы ищем, но пока ничего не находим. Может быть, через месяц-полтора и найдем, но цены высокие, а деньги, конечно, будут таять. На одну квартиру и молоко тратится ежемесячно 300 рублей, еще не менее 300 надо на все остальное. Это когда все здоровы, а вот сейчас Варенька уже неделю больна и расходы увеличились. Кроме того, то валенки надо подшить, то в Воронеж поехать, и на это уходят десятки, составляющие сотню.

Так что без добавления ежемесячно из капитала 300 рублей мы не проживем (к твоим 200 и моей пенсии 200), итого за три какие-нибудь месяца от 15 000 остается уже 14. От присланных тобой 500 р. осталось 250 р. (правда, мы запасли два мешка картошки и немного муки). Это первое. Смысл его в том, что всякая отсрочка в покупке грозит невозможностью покупки из-за недоступности цены к тому времени, когда будет что-нибудь подходящее. Второе, это то, что стремление сделать все, чтобы купить хоть что-нибудь (я почти ежедневно хожу на поиски), сочетается с глухой мыслью о том, что покупка будет просто началом нашего окончательного конца.

Если сейчас мы, добавляя к 400 рублям ежемесячно по 250– 300 р. можем существовать (хотя совсем без белого хлеба, часто без сахара, без яиц и мяса, а только на картошке, крупе, молоке и ограниченном масле), то что делать будем в Усмани тогда, когда отдадим все деньги до копейки, не оставив даже на топливо?

Жить втроем на 400 р. просто невозможно, при наличии больных людей, не могущих работать.

Вот это и есть третье. Будь мы здоровые люди, все было бы втрое проще. Но вот Варенька, проходив три дня в школу, уже неделю лежит в бронхите и пролежит еще неделю. Мама день ничего, а два дня больная. Мне в Усмани (да и маме) работы не найдется, уже не говоря о том, что мне, конечно, надо было бы лечиться, делать операцию грыжи и т. д.

Покупка дома, вернее, отдача всех денег может быть спасительной только при том, что тут же возникает какой-то хоть маленький заработок. А без него с чем мы останемся после покупки при своих болезнях? Ведь это буквально так. На маму сейчас же ляжет работа, связанная с своим домом, а ей и в чужом доме трудно, хотя она здесь и печей не топит, и за водой не всегда ходит. Свой – дом это большая физическая работа, а ты не представляешь, как она стала слаба и устала.

Мы оба знаем, что надо сохранить деньги, вложив их на покупку, и я делаю все, чтобы купить, но делаю это с тайным ужасом о том, что будет после покупки.

Я вижу, что мама сейчас не имеет сил даже на свое любимое вязанье. Поговорит, поговорит об этом и бросит. К тому же и отсутствие или трудность сбыта мешают и этой возможности.

Так что, как видишь, мне не «майские жуки» 682 мечтаются при мысли о покупке, а только то, чтобы не было это для мамы уже совсем непосильно, чтобы она окончательно не надорвалась.

Всему приходит конец. Мама смертельно устала, она уже почти не может бороться с болезнями своими, даже, я чувствую, страх за Вареньку меньше стал для нее стимулом к жизни.

На огороде работать она больше не может, а огород при покупке самое заманчивое. Я могу только в том случае, если не буду делать операции, а если сделаю, то (в этом году) швы не дадут копать весной.

Может быть, был бы выход – попытаться купить чтон<ибудь> в Воронеже, т<ак> к<ак> там для мамы (м<ожет> быть) возникла бы возможность доступной и интересной работы и это бы опять ее подняло. Но если это будет связано с жизнью на два дома?

Вот, Николаша, таков наш «роман без вранья» 683. Я просто сейчас делюсь мыслями, не жалуясь и ничего не добиваясь и даже как-то не очень отчаиваясь.

3 III

Сегодня почти вся ночь прошла без сна в связи с болезнью Вареньки. У нее, очевидно, обычная для нее бронхиальная астма, она беспрерывно кашляет и задыхается от сердца. Нужных лекарств (дионина) нет. Придется звать более опытного частного врача. Мама в тревоге, да и мне тяжело и еще меньше верится в покупку при этих болезнях. Я знаю, что иные нас будут осуждать, но это дело самое легкое. Потому, наверное, человек так и падок на осуждение, что на это не требуется труда.

Сегодня утром получил одно предложение с домом, но на него надо тысяч 17, значит, не выйдет.

Вчера вечером читали вслух Вареньке чеховскую «Степь», а мама продолжила читать ее и всю ночь шепотом, т<ак> к<ак> когда Варенька заслушивается, то меньше кашляет. Хорошая эта, беззлобная вещь. Из библиотеки тоже приношу иногда кое-что: «Детство и отрочество» 684, Станюковича. Уроки школьные Варенька пока делает, а дальше не знаю, как будет. Учиться ей было легко, но простужается там еще легче, хотя бы в мороженой уборной во дворе, куда они носятся на переменках. Что же сделать, если мы все такие слабые и немощные.

Вещи пришли и в порядке 685, только у стола отломили одну поперечную планку. На сберкассу тоже все пришло. Комната, в которой живем, теплая, но сыроватая, хозяева хорошие 686. У них же берем молоко, которым главным образом и питаемся.

Напиши мне, кому и сколько мы должны из тех долгов, которые нужно отдавать в срок. Я знаю только о 500 р. С<офье> Павл<овне> 687. Это надо знать, чтобы, если у нас ничего не будет выходить, успеть эти долги перевести, пока будут деньги.

Урывками читаю Огарева для тебя и вижу, что можно сделать в него «Рудинский экскурс». Напиши – нужно ли это или ты уже знаешь, что такое роман Писемского «Люди 40-х годов»? 688 Конечно, надо просмотреть «Русские Пропилеи» 1917 год изд. Сабашниковой все 4 тома, все «Литер<атурное> наследство» и все «Звенья» 689. У меня руки коротки.

О «Возрождении» 690 что-то не думается, а больше о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной» 691 – как говорится в прошении. Если за этой «кончиной» еще целая Вечность пути, то эта граница жизни притягивает взор.

Не думаю, чтобы такой угол зрения – особенность старости. Лермонтов, кажется, в 20 лет от роду писал:

«Любил и я в былые годы

бури шумные природы

И бури тайные страстей...» 692

Но... и т. д. уже в 20 лет.

Прочти также 77-й сонет Шекспира 693, я, когда писал о нем в связи с тютчевским «металла голос погребальный» 694, еще этого сонета не знал.

Жить еще хочется и очень хочется, но не для «буйства жизни», а для того, чтобы делать легче путь людей к Богу, чтобы помогать им. Все остальные оправдания жизни – сплошной мираж и самооправдывания своих страстей.

Все дело в точке зрения. Когда знаешь, что для человека может не быть старости, что в Боге – Вечная Весна, тогда молодость, молодость не позади себя и не позади в истории, а впереди.

Истинная вера это обновление клеток всего организма, в Боге человек реально весь молодеет, идет и не надышится весенним воздухом Вечности.

А у нас что-то не так. То куренье, то злость, то похоть, то тупое равнодушие, то тщеславие, то безмерное самолюбие. И вот мы стареемся и стареем в этих отравах, а спасение свое ищем в той молодости, которая (даже если она в чем-то и лучше) все равно приведет нас к этой старости.

Целую тебя, милый мой Николаша. Прости за огорчения и поучения. В мечте какая-то солнечная комната, где стены еще пахнут смолой и где «мир Божий, который превыше всякого ума» 695.

Может быть, все вместе всегда будем.

Виноват перед Лялей, что давно ей не писал. Целую вас.

Твой п.

Передал ли письмо т<ете> Нине? С Вал<ентиной> Григ<орьевной> 696 пришли дионин для Вареньки на будущие болезни (а м<ожет> б<ыть> – и настоящую), это ей очень помогает, и 1/2 слив<очного> масла.

* * *

680

Датируется по обстоятельствам жизни С.И. Фуделя в Усмани.

681

См. письма 110 и 111.

682

Возможно, аналог выражения «майский день, именины сердца», принадлежащего персонажу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1841), Манилову.

683

Вероятно, намек на книгу воспоминаний А.Б. Мариенгофа «Роман без вранья» (1927).

684

То есть повести Л.Н. Толстого «Детство» (1852) и «Отрочество» (1954).

685

Вещи (мебель, посуда и одежда) были высланы С.И. Фуделю сыном из Москвы.

686

См. примеч. 5 к письму 104.

687

Речь идет о крестной матери Маши Фудель Софье Павловне Кристман, жене известного московского терапевта Владимира Ивановича Кристмана.

688

В романе А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869) осмысляются пережитые русским обществом события 40–60-х гг.

689

«Русские Пропилеи» – сборники материалов по истории мысли и литературы, составлявшиеся М.О. Гершензоном (т. 1–4, 6; 1915, 1919); «Звенья» – сборники материалов и документов по истории литературы, искусству и общественной мысли XIX в., выходившие в Москве под ред. В.Д. Бонч-Бруевича и А.В. Луначарского.

690

Вероятно, речь идет о фразе из письма Н.С. Фуделя; см. также размышления С.И. Фуделя о Ренессансе в письме 110.

691

Ср.: «Христианская кончины живота нашего <...> у Господа просим» (Просительная ектения).

692

Неточная цитата из стихотворения М.Ю. Лермонтова «<В альбом С.Н. Карамзиной>» («Любил и я в былые годы...», 1841), написанное не в двадцатилетнем, а двадцатисемилетнем возрасте. Ср.: «Любил и я в былые годы, / В невинности души моей, / И бури шумные природы, / И бури тайные страстей»).

693

77-й сонет Шекспира С.И. Фудель читал в переводе С.Я. Маршака («Седины ваши зеркало покажет...»).

694

Строка из стихотворения Ф.И. Тютчева «Бессонница». См. письмо 110.

695

См.: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7).

696

В.Г.Белякович


Источник: Собрание сочинений : В 3 т. / С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь. / Том 1. 2001. – 648 с. / Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4

Комментарии для сайта Cackle