Источник

Иерархия бытия

Все тварное бытие представляет собой ниспускающуюся лестницу пяти видов бытия: бытия мысленного, разумного, чувственного (животного), растительного и просто сущего325. Но по существу оно распадается на два мира: мысленный (духовный) и чувственный (телесный)326. К первому относятся ангелы и души людей, ко второму – все вещественное бытие327.

Ангельский мир не служит предметом специальных созерцаний преп. Максима. Преп. отец просто примыкает к ареопагитским воззрениям на девятичиновную иерархию328, на различие ангелов по совершенству богопознания329, и лишь конкретнее представляет благотворное участие их в нравственной жизни людей330. Все ангелы, как и все происшедшее от Бога, созданы по известному λόγος᾿y 331. Они совершенно бестелесны332, хотя, как тварные существа, отличаются уже некоторой сложностью (из οὐσια и συμβεβηχός )333. У падших ангелов334 эта сложность как бы соединяется уже с некоторым овеществлением335, в силу их пристрастия к веществу.

Если даже мысленный (духовный) мир отличается сложностью, то тем в большей степени, конечно, отличается ей мир чувственный. В нем и самая основа его (υλική ουσία)336 – материя (ύλη) – является сложной: она состоит из четырех элементов, или стихий337, притом противоборствующих друг другу338. В силу этой вещественной сложности чувственный мир имеет бытие не в веках, чуждых течения времени, как мир мысленный339, а во времени и пространстве340, и подвержен постоянному тлению и разложению на элементы341, так называемому «течению вещества»342. Для нашего познания он представляет собой грубую и телесную видимость, воспринимаемую чувствами343. Впрочем, эта тешащая чувства внешняя сторона мира (επιφάνεια)344 существует только для сродных вещественному миру чувств345. Сама по себе (без λόγοι) вся чувственная являемость мира составляет одно небытие, μη όν 346. Настоящая истина заключается в умопостигаемых λόγοι 347, чуждых всякого противоборства и тления348 и представляющих поэтому истинное бытие. Чувства лишь обольщают и вводят в заблуждение человека, когда предлагают ему мнимое чувственное бытие349 и закрывают им истинное350. Это, впрочем, не значит, что мир существует мнимо или лишен причастия истинного бытия в Логосе. Под внешней являемостью (φαινόμενα) в мире скрывается бытие умопостигаемое (νοούμενα)351. Оно и составляет истинную духовную сущность мира, роднящую его с более близким Богу духовным бытием352 и соединяющую с Богом, отделение от Которого равносильно переходу в небытие353.

Оба мира – и чувственный, и мысленный – не только сходны по своему составу354 и сродны по одинаковому отношению к Логосу, но и поставлены во внутреннюю гармонию между собой. В чувственных вещах, как типах (отобразах), можно созерцать идеи (λόγοι) мира мысленного355, и наоборот. Логосы того и другого мира параллельны. Чувственный мир есть символ духовного и в своих λόγοι сливается с ним. Божественные идеи (λόγοι) естества, промысла и суда одинаково проявляются и там и здесь356.

* * *

325

Quaest. ad Tahl. LV, schol.38, PG.90, 569D, p.182; LXV, schol.44. 781B; cp.Ambigua, PG.91, 1080B, f.123b; Cap.de charitate HI,32 [р.п.I,125]. Дионисий Ареопагит, De div. nom. VIII,3, PG.3, 892B.

326

Ambigua, PG.91, 1153A, f.157a. Mystagogia 2, PG.91, 669A, p.496 [р.п.I, 159]. св. Григорий Богослов, Or.18, n.3, PG.35, 988C; р.п.II.3, 83; ср. Or.38, n.10, PG.36, 321A; р.п.III,199.

327

Cap.de charitate III,30 [р.п.I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b.

328

Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323.

329

Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b.

330

Сар. de charitate II,32; III,33 [р.п.I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [р.п.II, 86–87].

331

Quaest. ad Tahl. XI,PG.90, 292D, p.29 [р.п.II, 52]. Ambigua, PG.91, 1345B, f.237b.

332

Cap.de charitate III,30 [р.п.I,125].

333

Ambigua, PG.91, 1400C, f.258a; но ср. 1345В, f.237b.

334

К характеристике их греховного настроения см. Cap.de charitate III,5 [р.п.I,121–122]; Quaest. ad Tahl. LXI,PG.90, 633C, p.218 (cap.quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [р.п.II, 88] (cap.quing. I,80); XI,293A, p.29 (περι το μη όν) [р.п.II,52]; LXII,653B-C, p.228–229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл. «Аскетика», прим. 33–39.

335

Prol. ad Tahl. I,PG.90, 249В, р.4 [р.п.II,24]. Cap. practica 21, Прилож., с.58.

336

Ambigua, PG.91, 1140A, f.150b.

337

Ibid. 1397A, f.257a; 1245AB, f.197a-b. Cap.de charitate III,30 [р.п.I,125].

338

Ambigua, PG.91, 1228C, f.189b-190a; ср. 1353А-В, f.241a.

339

Ibid. 1164BC. 1165A. 1397A-B, f.162a. B.257a. Cap.gnost.2.3. Прилож.,с.34.

340

Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время – необходимые формы, τα ων ουκ άνευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287.

341

Ambigua, PG.91, 1169B-C, f.164b.

342

Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А-В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap.quing. V, 34). св. Григорий Богослов, Or.16, n.5, PG.35, 940BC; р.п.II, 43; Or.14, n.30, 897B; р.п.II, 31; Or.32, n.8, PG.36, 184B; р.п.III,116; cp. Or.17, n.4, PG.35, 972A; р.п.II,76 (в чувственном мире постоянно одно лишь его непостоянство).

343

Ambigua, PG.91, 1216С, f.184b (είδη и σχήματα). Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96].

344

Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 597A-B, p.196; XXXII,372C, p.75 [р.п.II,107]; XLIX, 452A, p.119 [р.п.II,154]; schol.10, 461A, p.125 [р.п.II, 276]; L, 472C, p.131 [р.п.II, 165]; – LIX, 604C, p.199 (απάτη). Prol. ad Tahl. I,PG.90, 261B, p.12 [р.п.II,31]. Quaest. et dubia 21, PG.90, 801C, p.307. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a.

345

Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 596D, p.195–196 (cap.quing. IV,2); XXVII,353C, p.65 [р.п.II, 96]; LXV, 749B, p.282 (cap.quing. V,34).

346

Ambigua, PG.91, 1085A, f.126a; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728D, p.271 (cap.quing. V, 16); cP.XI,293A, p.29 [р.п.II, 52]; LXII,653B-C, p.228–229. Μη όν у преп. Максима иногда означает и безотносительно прямо небытие: Ambigua, PG.91, 1308С, f.222b; 1329B.D, f.231b; Ad Thomam, PG.91, 1048A, f.110a; Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [р.п.I,158].

347

Prol. ad Tahl. II, PG.90, 264B, p.13 [р.п.II, 18]; I,252D, p.6 [р.п.II,26]. Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 356B, p.66 [р.п.II, 97] (cap.quing.I,94); XXXII,372C, p.75 [р.п.II, 107] Ambigua, PG.91, 1216A-B, f.184b.

348

Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96].

349

Prol. ad Tahl. I,PG.90, 252D, p.6 [р.п.II,26]; Quaest. ad Tahl. XXXII,372C-D, p.75–76 [р.п.II, 107].

350

Ambigua, PG.91, 1112B.1124B, f.138a. 143b.

351

Ambigua, PG.91, 1112B.1129C. 1132C. 1372B, f.138a. 146B.147B.248a. Quaest. ad Tahl. XXVI,PG.90, 349A, p.62 [р.п.II, 93]; XXVII,353B, p.64 [р.п.II,96]; LIV, 520A, p.157 [р.п.II, 190]; LXIII schol.47, 692D, p.249 (cap.quing.IV.91). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р.п.I,193]. Эти νοούμενα и есть πνευματικοι λόγοι: Ambigua, PG.91, 1113A. 1245B (cap.quing.V,73,95). 1249B.1252В. 1377А, f.138B.197B.199a. 200a. 250a.

352

Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 716С, p.264. св. Григорий Богослов, Or.38, n.10, PG.36, 321В; р.п.III, 199.

353

Mystagogia I,PG.91, 668В, р.495 [р.п.I,158].

354

См. гл. «Тайна Троичности».

355

Mystagogia 2, PG.91, 669А, р.496 [р.п.I,159]. Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96]; LXIII,685D, p.247; schol.47, 692D-693A, p.249 (cap.quing. IV, 91).

356

Cap.de charitate I,98–99 [р.п.I,106]. Ambigua, PG.91, 1400A. 1133C, f.157B.148b.


Источник: Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / С.Л. Епифанович ; [Вступ. ст. А.И. Сидорова]. - Москва : Мартис, 1996. - 219, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle