Серафимовцы
Серафимовцев секта явилась в начале семидесятых годов прошлого столетия в Псковской губернии; приверженцы ее называют еще себя «избранными братьями и сестрами». Основателем этой секты был иеромонах Серафим, сын православного священника Псковской губернии, сначала казначей Торопецкого Небина монастыря, а потом ризничий Никандровой пустыни. Письменного изложения учения Серафима нет. Некоторые сведения об этом учении собраны при розысках по случаю побега Серафима из монастыря. По этим сведениям лжеучение Серафима состоит в следующем.
Истинного христианства сейчас нет нигде; в мире теперь – «смрад» и «духота» от нечестия людей; скоро наступит второе пришествие Христово; антихрист уже живет в мире, и ему покорились все благородные и ученые люди. Серафим учил, что он есть Илия, а келейник его Андрей Никифоров – Енох, которым назначено свыше составить избранное стадо из всех христиан и приготовить к достойному сретению небесного Судьи, что после разного рода мучений и жестоких пыток им отрубят головы и трупы их дадут на съедение хищным зверям, что после их смерти мучения грешников во аде, по их тайным молитвам, кончатся. «Я создал мир страданиями, а ты кончи его»,– будто бы Господь так сказал Серафиму. Устрашая других явлением антихриста, серафимовцы утешают себя тем, что он не может к ним приступить, потому что у них нет грехов и есть оружие против него – восковые разноцветные свечи и сухие березовые ветки. При приближении антихриста к избранному стаду свечи мгновенно загорятся и сухие ветки распустятся. Видя такие чудеса, антихрист не посмеет даже и говорить с ними.
Последователи Серафима во все воскресные и праздничные дни усердно посещают православные храмы, поют с причетниками на клиросе, исповедуются и приобщаются св. Тайн в посты. Но при всем этом они говорят, что священникам не нужно верить, потому что они «врата адова» и что в них «ересь». Независимо от этого у них есть и свои особые молельни, в которых они обыкновенно собираются по ночам накануне различных праздничных дней и оттуда прямо приходят в приходскую церковь к утрени. Во время своих собраний они читают акафисты, поют разные ими же составленные духовные песни, употребляя при этом разные музыкальные инструменты, приобщаются просфорою, разделяя ее на мелкие части и влагая их в чашу, наполненную красным вином.
Желающие вступить в их секту должны в продолжение трех дней молиться Богу, полагая от 300 до 3000 поклонов, и вместе с тем поститься. Если это были женщины или девицы, то должны отрезать себе косы в знак верности своему обществу, опоясаться ремнем, обручиться кольцом: девицы – в знак всегдашнего незамужества, замужние – в знак оставления супружества, старые – в знак того, что они не будут сближаться, даже говорить с мужчинами, не принадлежащими к их обществу. Они не должны есть мясо, ходить на народные гульбища и участвовать в чем бы то ни было светском.