Слово на Богоявление Господне. О крещенской благодати Святого Духа. Раскрытие ее исполнением Божественных заповедей и в особенности смирением105
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Крещения Господня! Благодаря тому, что Господь крестился, наше человеческое естество в лице Спасителя, впервые после падения прародителей, восприяло внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. Об этой-то благодати говорила нам сегодня за литургией св. Церковь словами апостольского чтения: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком» (Тит. 2:11).
Благодать сию имели наши прародители в раю, как источник своей святости и блаженства. Ее Господь даровал Апостолам в пятидесятый день после Своего воскресения, а нам ниспосылает через Церковь в ее таинствах и, прежде всего, в крещении и миропомазании. Через эту благодать, как учит св. Иоанн Златоуст, и мы теперь можем достигать святости и притом такой, какой не имели великие ветхозаветные праведники.
Эта внутренняя благодать Святого Духа дает нам возможность совершать те дивные дела, о коих Господь сказал: «Дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Ин. 14:12). Дела эти суть ничто иное, как проявления крещенской благодати, как ее поразительные знамения и чудеса в жизни Апостолов и всех святых. Эти дивные благодатные проявления не прекратятся в Православной Церкви. И так еще недавно русские люди наблюдали их в жизни наших великих светильников: св. Серафима Саровского, Митрополита Московского Филарета, Филарета Митрополита Киевского, Мелетия Архиепископа Харьковского, Антония Архиепископа Воронежского, о. Иоанна Кронштадтского, великого старца Оптиной пустыни иеросхимонаха о. Амвросия и многих других прославленных и непрославленных подвижников Русской Церкви. Эти дивные проявления внутренней крещенской благодати будут существовать в Церкви до самого скончания века.
Правда, чем дальше идет время, тем все менее эти благодатные проявления обнаруживаются в христианской жизни. Это происходит потому, что менее и менее, как говорит св. Серафим Саровский, в нас обнаруживается решимость к неуклонному исполнению спасительных заповедей. А этими заповедями, по учению св. отцов Церкви, раскрывается и проявляется внутренняя возрождающая благодать св. крещения. По словам иноков Каллиста и Игнатия: «В священной купели (крещения) всецело совершенную Божественную благодать приемлем мы туне. Если же после того как-нибудь, по злоупотреблению вещами временными и по многозаботливости о делах житейских, закроем ее мглою страстей, то можно и после сего, чрез покаяние и исполнение заповедей богодейственных, опять восприять и снова стяжать преестественную ее светлость и увидеть наияснейше проявление ее. Проявление ее открывается по мере ревности каждого быть верным вере»106.
Так учит и св. Марк Подвижник, говоря: «Крестившимся в Соборной Церкви крещением дается таинственно благодать, которая и живет в них сокровенно. Потом же, по мере делания заповедей... открывается в верующих (сия благодать) по слову Господню: «Веруяй в Мя... реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин. 7:38–39)». «Сколько мы, – продолжает св. отец, – веруя исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды. Плоды же Духа, по святому Павлу, суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22)»107.
Но ничем так не раскрывается в нас крещенская возрождающая благодать Святого Духа, как исполнением первой и основной заповеди о смирении. Она есть первая, ибо ее наши прародители получили изначала в раю до своего падения. Она есть основная, ибо Господу угодно было положить ее в основу всех Своих заповедей блаженства, когда Он сказал: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное» (Мф. 5:3). Имея в виду эти божественные слова, преп. Макарий Великий учит, что смирение есть основа всего христианства и самый существенный и отличительный признак истинного христианина.
Впрочем, как важно и спасительно для нас смирение, об этом свидетельствует Сам Господь и не только Своими словами, но и всею Своею жизнью. Вот почему Он родился в вертепе и был положен Пречистою Своею Матерью в яслях на соломе, а затем воспитывался в бедной обстановке плотника. А когда Господь выступил на общественное служение, то окружил Себя смиренными и простыми учениками. Но особенное смирение явил Господь Своими страданиями и позорною смертью на кресте. Вот почему Ап. Павел сказал о Нем: «Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Своим смирением Господь и совершил наше искупление и спасение.
Смирением и мы должны содевать свое спасение, т.е. раскрывать в себе внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. Отсюда понятно, почему Господь от каждого из нас требует этого смирения, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашам: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28–30). Пока у нас нет смирения, путь ко Христу, путь исполнения Его заповедей, язляется для нас узким, скорбным и тернистым (Мф. 7:14). Но коль скоро мы приобретем смирение, этот путь становится для нас легким и отрадным, и только тогда покой Христов, т.е. мир, или божественное блаженство, завещанное нам Господом (Ин. 14:27), делается нашим достоянием еще на земле.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, всем своим сердцем смиряться перед Богом через послушание Его Божественной воле и неуклонное соблюдение Его заповедей. Будем смиряться перед Его св. Церковию, руководствуясь ее богооткровенным и святоотеческим учением, ни на иоту не отступая от вероопределений Вселенских Соборов, свято исполняя все церковные правила и уставы. Будем смиряться перед нашими православными архипастырями и пастырями. Будем смиряться и перед своими ближними, не осуждая их за личные грехи и человеческие немощи.
Будем всегда помнить, возлюбленные, что данная нам кровью Христа в св. таинствах крещения и миропомазания внутренняя возрождающая благодать есть самое драгоценное наше сокровище и здесь, и на небесах. Но она раскрывается в нас, главным образом, смирением. Поэтому да воссияет это смирение в наших сердцах, чтобы всегда нам пребывать в сей благодати, ощущать ее плоды или проявления и находиться в единении со Христом до последнего своего издыхания. Тогда наша кончина будет для нас легким и отрадным переходом от царства благодати в Царство славы для вечного единения со Христом, с Его Пречистой Матерью, всеми Ангелами и святыми. Аминь.
* * *
Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 6 января 1943 г.
«Добротолюбие», т. V. Наставление иноков Каллиста и Игнатия, стр. 336, М., 1889.
«Добротолюбие», т. I, стр. 488–489. М., 1895.