Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Девы Марии. Истолкование слов праздничного седальна103

«Днесь вся тварь радуется... клятвы бо праотчи разрешается соуз, темже и непрестанно вопием Ти: радуйся, Обрадованная»104.

Таковы слова церковной песни в честь настоящего великого праздника, отображающие в себе все значение для нас св. Благовещения. Спасительно нам, мои возлюбленные о Христе чада, остановить на них свое внимание.

В данных словах св. Церковь указывает нам величайший плод Благовещения. Как видим, этим плодом было уничтожение проклятия, которому подпали люди в силу первородного греха, и которое состояло в отвержении нас Богом от единения с Ним. Но в этом единении заключается вся наша истинная радость, все наше счастье и временное, и вечное. Вот почему в настоящей церковной песне сказано: «Днесь вся тварь радуется...», т.е. вся разумная ангельская и человеческая тварь, истинно верующая в Бога. И как не радоваться, когда с момента Благовещения, т.е. воплощения Христа от Девы, для людей настала возможность выйти из-под проклятия, разъединившего нас с Богом, и снова соединиться с Ним для восприятия утерянного прародителями райского блаженства, или божественной радости.

Мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, можем иметь отчасти представление о сей радости единения с Богом, если вспомним блаженное единение св. Апостолов со Христом. Ради этого единения они оставили все радости мира сего, и Господь явил им такую любовь, что они еще до получения благодати Святого Духа ощущали райское блаженство. Его испытали Апостолы Петр, Иаков и Иоанн, когда Господь на горе Фавор преобразился перед ними. Это блаженство пережили Ап. Лука и Клеопа, когда Господь по Своем воскресении явился им и они говорили: «Не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама Писания» (Лк. 24:32)? Сего блаженства Господь сподобил всех Своих учеников, когда явился им по воскресении и они от радости даже не верили, что перед ними воскресший Христос.

Но в особенности плод Благовещения – уничтожение проклятия и блаженное единение с Богом Апостолы, а с ними и все верующие, стали испытывать с момента ниспослания людям благодати Святого Духа. Эта благодать дает силу исполнять заповеди, а через исполнение заповедей Господь делает нас участниками блаженного единения с Собою, почему Он и сказал: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите...» (Ин. 14:15) «да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» (Ин. 15:11). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин. 14:23).

Это блаженное единение, как нигде, мы испытываем в св. Причащении. Здесь в самом корне и совершенно уничтожается проклятие – отлучение нас от Бога, ибо в сем таинстве мы вступаем в самое близкое и поразительное единение со Христом и делаемся плотью от плоти и костью от костей Его.

Вот что даровало нам св. Благовещение и вот о чем говорят нам приведенные слова церковного благовещенского песнопения.

Какой же для нас следует из всего этого спасительный урок? – Если мы будем решительно отвергать в себе все страстное, порочное, неуклонно исполнять Божественные заповеди и, таким образом, достойно причащаться св. Христовых Таин, то позна́ем в своей собственной жизни плод св. Благовещения. Тогда мы не будем себя чувствовать отверженными Богом, напротив, будем всегда в единении со Христом, ощущая радость от этого единения. Тогда для нас станут вполне понятными слова настоящей церковной песни: «Днесь вся тварь радуется... клятвы бо праотчи разрешается соуз».

Остановимся, наконец, своим вниманием на дальнейших словах настоящей благовещенской песни: «...темже и непрестанно вопием Ти: радуйся, Обрадованная».

Св. Церковь свидетельствует, что одной из самых действенных молитв к Прсчистой Деве является молитва: «Богородице Дево, радуйся...», в которой приводятся слова архангельского благовестия. Множество примеров из христианской жизни показывает, как скоро спасает нас сия молитва. Она ограждает нас от козней невидимых наших врагов – демонов, от хищных зверей и от злых людей.

Один атаман разбойников, несмотря на то, что совершал убийства, каждый вечер, тайно от товарищей, перед иконой Божией Матери читал молитву: «Богородице Дево, радуйся...» И ради этой молитвы он был спасен дивным покровом Богоматери, окончив свою жизнь в иноческом чине. Св. Димитрий Ростовский в своих творениях приводит случай, как один тяжкий грешник был спасен благодатию Божией Матери за то, что прежде, чем совершать свой обычный великий грех, он приходил в храм, падал на колени перед образом Богоматери и говорил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» И ради того, что он так усердно прибегал к Божией Матери, Она удостоила его сверхъестественного видения, вразумила и поставила на спасительный путь жизни.

Будем всегда это помнить и как можно чаще произносить молитву: «Богородице Дево, радуйся...», или даже часть сей молитвы: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», или еще проще: «Радуйся, Обрадованная». И Матерь Божия не оставит нас Своим покровом. Ограждая нас от всякого зла, Она поможет нам оставить пагубные наши страсти, даст нам силы исполнять Божественные заповеди и введет нас в вечное единение с Сыном Своим для непрестающей радости и блаженства в Его несказанном Царствии. Аминь.

* * *

103

Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 25 марта 1941 г.

104

Седален по 3-й кафизме на утренней службе праздника.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle