Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице. Православная вера, как средство к достижению Царства Божиего108
Ныне за Божественной Литургией на евангельском чтении св. Церковь призывала нас с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, стремиться к Царству Божиему такими словами Христа: «Ищи́ше же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33).
Спасительно нам знать, почему Господь повелевает нам прежде всего стремиться к Царству Божиему? Потому, что Царство Божие есть самое высшее и драгоценное для нас благо, ибо, в ком царствует Бог Своею благодатью, тот неуклонно исполняет заповеди Божии, достигает святости, делается обителью всей Святой Троицы, еще здесь предвкушает райское блаженство и навеки соединяется со Христом для неизреченной радости на небесах и, таким образом, наследует вечное спасение.
Но для того, чтобы сделаться участником Царства Божиего, надо прежде всего иметь веру, разумеется, истинную православную. Вот почему Господь сказал: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Без этой веры Царство Божие никогда не будет нашим достоянием, Господь никогда не воцарится в сердцах наших, в нас будет царствовать не Бог Своею благодатию, а грех с нашими страстями, и мы навеки погибнем.
Вот какое великое спасительное значение имеет для нас вера. Отсюда понятно, почему Ап. Павел сказал: «Благодатию есте спасени чрез веру» (Еф. 2:8). И если Царство Божие есть самое высшее и драгоценное для нас благо, то таким же драгоценным благом является для нас и православная вера, как главное средство к достижению Царства Божиего, или нашего спасения. Без веры не будет доступно нам Царство Божие. Без веры нет нам спасения. Поэтому будем больше всего страшиться отступлений от православной веры.
Увы, как много их было в нашей жизни! И каких только заблуждений не было у нас! Известно, как русское общество увлекалось лжеучениями Льва Толстого. Имя Толстого было окружено каким-то божественным ореолом. Он был кумиром для русской интеллигенции. Спасителя, Его Пречистую Матерь, св. Церковь, веру православную можно было хулить, как угодно. А хулить Толстого считалось делом совершенно недопустимым. Между тем, он вносил в русскую жизнь смуту и анархию своим безнравственным, богоборческим и противогосударственным учением. Оно в своих основах прививалось русским людям с самого их детства, ибо учителями земских сельских школ были почти сплошь толстовцы, питомцы учительских семинарий, этих атеистических ячеек в России. Толстой не только разрушал наши религиозно-нравственные начала. Он кощунственно относился ко Христу и Его Евангелию, ко всем догматам нашей веры, к Пречистой Деве Марии и к самому великому таинству – Божественной Евхаристии.
Известно также и то обаяние, какое производила, да и сейчас производит на русскую интеллигенцию личность знаменитого русского философа Владимира Соловьева. Наша учащаяся молодежь относится к его словам, как к словам Евангелия. И это делается не смотря на то, что в своих «Чтениях о Богочеловечестве» Вл. Соловьев проповедует языческое учение пантеизма, ибо сущность видимого мира им отождествляется с сущностью мира божественного.
Этого мало. Вл. Соловьев оживил древнее гностическое учение о Софии, как особом божестве, будто существующем наряду с Божественной Троицей. А в одном из своих сочинений, изданных заграницей, Вл. Соловьев называет Софию субстанцией (основою) Святой Троицы109.
К числу весьма талантливых последователей Вл. Соловьева принадлежат профессора: прот. о. Сергий Булгаков и свящ. о. Павел Флоренский. Они в своих сочинениях подробно развили кощунственное учение Вл. Соловьева о Софии. Это учение, по удивительному совпадению, было в 1935 г. осуждено, как еретическое, и здесь, за рубежом нашею Высшею церковною властью и там в России Митрополитом Сергием.
Нельзя обойти молчанием и того увлечения, с которым русские интеллигентные люди читают сочинения Мережковского, этого фанатичного последователя богоотступника Толстого. В 1920 году в одной русской эмигрантской газете он поместил свою статью, которую закончил такими безумными словами: «Спасение и возрождение России последует только тогда, когда весь русский народ воскликнет: святителю отче Льве Толстой, моли Бога о нас».
Это не все. В своем сочинении «Тайна трех» Мережковский берется за истолкование дивной церковной песни в честь Пресвятой Девы Марии: «О Тебе радуется...» и, в частности, слов: «ложесна Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела». Вот какое страшное кощунство допускает здесь Мережковский. По его словам, под ложеснами надо разуметь бездну ада, престол диавола, куда будто при Своем воплощении сошел Господь, разрушивший сей престол и образовавший вместо него Свой божественный престол.
Немало среди русских православных людей находится таких, которые увлекаются теософией, несмотря на то, что в ней содержится богоборческое учение, которое считает Христа простым человеком и ставит Его в один ряд с Магометом и Буддой.
И все эти пагубные религиозные увлечения русских православных людей происходят на почве искания истины! Как жаль, что истину ищут не там, где она находится. Нам следовало бы всегда помнить слова св. Иринея Лионского : «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни»110. Только здесь, в Церкви, в ее богооткровенном и святоотеческом учении, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, мы найдем ответ на все вопросы религиозно-нравственные, политические и государственные, ибо в Церкви живет и действует Дух Святый – Дух истины.
Но так как русские православные христиане не в Церкви искали истину, а в сочинениях безбожных и богоборческих учителей, то отличительным признаком их стало заблуждение, а не истинная православная вера. Они стали ложь считать истиной, зло – добром, тьму – светом.
Да не будет у нас впредь такого ослепления, такого отступления от православной веры. Всем своим умом, всем сердцем, всеми усилиями своей свободной воли будем стремиться к православной истине, которую мы найдем только в святой нашей Церкви. Если мы будем неуклонно держаться чистоты православной веры, то пребудем всегда в благодати Святого Духа и, таким образом, станем обладателями Царства Божиего.
Тогда не оставит нас Господь и всеми земными благами. Последние без наших усилий приложатся нам от Бога, по неложному Его обетованию (Мф. 6:33), а бедствия, которых ныне так много в нашей жизни, не будут нам страшны. Тогда не будут нам страшны даже самые великие из них, которые произойдут при кончине мира, если Господь приведет нас дожить до этого времени. Мы увидим тогда на себе велнчайшее чудо милости Божией, ибо возчувствуем изменение наших тел из тленных в нетленныя (1Кор. 15:52–54), когда вместе с умершими мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (1Сол. 4:17) и услышим из уст Спасителя нашего сладчайший глас на страшном суде Его: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Аминь.
* * *
Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 14 июня 1943 г.
«Пространный христианский катихизис православныя кафолическия восточныя Церкви», стр. 6. М., 1894.