Священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей. Духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в США.
Биография
В поисках Истины
В миру - Юджин Деннис Роуз, родился в Калифорнийском городе Сан-Диего (США), 12 августа 1934 года. Его предками были выходцы из Европы.
Дед Юджина, Джон, прибывший в США из Норвегии, какое-то время работал бурильщиком в отрасли по добыче алмазов, затем занялся фермерским хозяйством. Его средняя дочь, Эстер, впоследствии стала матерью Юджина. Выросшая в атмосфере умеренной нужды, она умела быть бережливой, считать каждый цент.
Её возлюбленный, Френк Роуз, имел в роду французов и датчан. Отец Френка был владельцем кондитерской, но по высокому счёту не относился к прослойке богатых людей. В детстве Френк прислуживал в храме: так хотела его мать. Повзрослев, он попал в армию, был участником Первой Мировой войны.
Френк встретил Эстер в кондитерской отца (который был её работодателем). Несмотря на одиннадцатилетнюю разницу в возрасте (Френк был старше), они полюбили друг друга и поженились. В 1924 году семья Роузов обосновалась в Калифорнии. В Сан-Диего Френк открыл собственную кондитерскую, но доход от неё не оправдывал ожиданий, и, отказавшись от бизнеса, он устроился на работу уборщиком.
Юджин Деннис был не первым ребёнком в семье и родился во время экономического кризиса в стране (великой депрессии). Не хватало еды, приходилось экономить на всём. Мать Юджина, Эстер, протестантка, была требовательной к детям, держала их в педагогической строгости, не баловала чрезмерной нежностью и лаской, хотя в душе всегда их любила и восторгалась при каждом удобном случае. Старшая дочь, сестра Юджина, помогала матери присматривать за ним.
Юджин был скромным и послушным ребёнком. От отца он заимствовал такие черты как ровность характера, спокойствие, умение довольствоваться тем, что есть, а от матери — практичность, активность и даже деловитость.
В детстве он выделялся из сверстников особенной сдержанностью и задумчивостью. На занятиях в школе схватывал материал на лету. Но это не затмевало в нём такого важного качества как усердие. Достаточно рано он стал учиться игре на фортепиано. Вместе с тем Юджин не отказывался от возможности поучаствовать в играх с мальчишками. В подростковом возрасте он вступил в ряды скаутов.
Школьный курс закончил с отличием, первым учеником. По решению администрации школы, получил внушительную поощрительную стипендию, чем привел в восторг свою мать. Шёл 1952 год.
На тот период Юджин не задумывался глубоко, с какой именно профессией следует связать свою будущую жизнь. Он продолжил образование в частном колледже города Помона, близ Лос-Анджелеса. Этот колледж был одним из лучших в Калифорнии.
Юджин поселился в общежитии. К тому времени он несколько отошёл от идей протестантизма в сторону философского осмысления мира и своего места в жизни, охладел к христианству как к системе особого мировоззрения и миросозерцания. По его личному признанию, в тот период он искал Истину, но не находил.
По выпуске из колледжа, в 1956 году, Юджин продолжил обучение в Академии востоковедения, расположенной в Сан-Франциско.
Здесь он вошёл в круг признанных интеллектуалов. Это, конечно, сказалось на образе времяпровождения. Так, на сэкономленные средства он посещал рестораны, оперу, театр, позволял себе курить дорогие сигареты, сделался ценителем вин.
Что касается основной цели его пребывания в Сан-Франциско, образования, об этом он не забывал. Здесь, помимо прочего, он занимался исследованием, анализом и сопоставлением различных религиозных воззрений. Примечательно, что изучая основополагающие религиозные источники, он предпочитал, по мере возможности, пользоваться текстами, составленными на языке оригинала.
В 1957 году Юджин поступил в университет в Беркли. Главным образом, им двигало желание изучать китайскую мудрость, китайский язык.
Православный путь
В то время Юджин увлекался буддизмом. Но однажды, один из студентов обратил его внимание на сокровищницу святоотеческих произведений, Добротолюбие. Для Юджина этот труд стал открытием. В другой раз тот же знакомый пригласил его посетить богослужение в Православном соборе. Он откликнулся. Увиденное в храме тронуло ему душу и сердце.
Пусть не сразу, но постепенно, в конце концов Юджин охладел к буддизму и обратился в сторону Православия. Вместе с тем он стал заниматься изучением русского языка.
Когда Юджин поведал родителям о своём увлечении Православной культурой, те не сразу и поняли, о чём идёт речь, ведь они практически ничего не знали о Православии. Отец Юджина, Френк, воспитывавшийся в духе католицизма, и вовсе подумал, что речь идёт о Католичестве, ведь сын объяснял ему, что проникся уважением к истинной вере. Мать, по неведению, предполагала, что русское Православие сродни коммунизму и поначалу никак не желала поддерживать сына в его начинании.
В 1961 году Юджин, закончив работу на степень магистра, неожиданно для всех оставил университет, предпочтя посвятить ближайшее время работе над книгой по теме исследования проблематики духовного состояния современных людей. И это несмотря на то, что в университете его могла ждать блестящая научная и преподавательская карьера.
В феврале 1962 года он принял Православие. Административно он вошёл в состав общины РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей).
Знания, приобретённые прежде, и природная любознательность, способствовали вдумчивому и глубокому осознанию истин вероучения. Духовным же воспитанием Юджин во многом обязан святителю Иоанну Шанхайскому, строгому подвижнику, ставшему для него духовным отцом. В этот период Юджин служил в храме чтецом, повышал знания в области русского языка, изучал церковно-славянский.
Большое влияние на его жизнь оказало и знакомство с Глебом Подмошенским, молодым русским, выпускником Свято-Троицкой Джорданвилльской семинарии. Несмотря на некоторые различия в характерах, они сблизились через общие взгляды и идеи. Постепенно между ними завязалась крепкая дружба.
Через какое-то время друзья стали и «деловыми» партнёрами: начали издавать просветительский бюллетень «Православный вестник», а затем организовали одну из первых на территории США православную лавку по продаже духовной литературы, церковной утвари и святых икон. На вырученные деньги планировали приобрести печатный станок, заложить материальную основу для миссионерской деятельности, помочь Православному братству, а также купить землю для строительства Православного скита.
В этот период Юджин прошёл трехгодичное обучение на богословских курсах, испробовал свои силы в проведении миссионерских бесед, писал статьи. Иногда в свободное от трудов время он спешил в лес: любил уединяться и собирать грибы.
В 1967 году на земельном участке, приобретенном в Калифорнийском лесу, близ городка Платина, был основан скит. Поначалу у основателей возникало множество организационных и технических трудностей, но по мере их поступления, с помощью Божьей трудности разрешались.
Монашеская и священническая жизнь
В 1969 году Юджин и Глеб переехали и поселились в скиту, а на следующий год, в октябре, оба приняли монашеский постриг и новые имена: Глеб получил имя Герман, а Юджин — Серафим, в честь святых Германа Аляскинского и Серафима Саровского соответственно. Предварительно оба друга испросили благословения у родителей, и их матери, смирившись с их выбором, благословили их идти спасительным путём.
Исполняя монашеское делание, они продолжали выпускать «Православный вестник», писали и публиковали работы различной богословской направленности.
В 1977 году отец Серафим был возведён в сан священника. Прежде этого посвящения он несколько лет отказывался от предложений принять иерейское достоинство, желая жить жизнью простого монаха, по примеру многих великих подвижников. В конце концов, церковное начальство настояло и убедило его принять сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.
В этом духовном звании отец Серафим продолжал заниматься литературной деятельностью, много трудился как проповедник и миссионер. По воспоминаниям современников, как пастырь он был крайне внимателен и сострадателен к людям.
В конце земной жизни, когда во многих странах социалистического лагеря стали происходить политические перемены, связанные с ослаблением веры в коммунистическую идеологию, отец Серафим обращал особое внимание на Россию, далекую географически, но близкую его православному сердцу. В своих беседах и проповедях он много говорил о будущем возрождении Руси.
Последняя проповедь отца Серафима состоялась накануне дня празднования Преображения Господня. 2 сентября 1982 года отец Серафим почил о Господе. Смерти предшествовала тяжелая болезнь.
«...Смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета, лежавшее в дощатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать».
Архиепископ Хризостом. Воспоминания об о. Серафиме
Отец Серафим оставил богатое литературное наследие. Среди его сочинений большой известностью пользуются: "Душа после смерти", "Как сегодня быть православным", "Знамения времени", "Опасности на пути к живой вере", "Когда Бог открывается сердцу", "Православие и религия будущего", "Православное мировоззрение", "Православное воспитание и окружающий мир", "Православный взгляд на эволюцию", "Святые Отцы Православия" и др.