Источник

Молитва

Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. Святой апостол Павел говорит: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).

Где есть хотя бы слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, а где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании святой апостол и писал: «Прежде всего прошу совершать молитвы» (1Тим.2:1–2). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое благое дело.

Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности?

Как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьми, покаянием очистить себя от скверны плоти и духа?

Как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце?

Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или «как может идти путем тот, в ком нет жизни?» (Митр. Филарет).

Так и святой Златоуст говорит, что «кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен». Кто может быть святее того, кто беседует с Богом, кто праведнее, кто достославнее, кто премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?

Молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ – Бога, с Которым молящийся пребывает в общении, а потому без молитвы нельзя сделаться добродетельным христианином. Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему, и оживотвориться причащением к жизни.

Приступая к молитве, надо всегда отрезвить свои мысли, отвлечься от земных дел и интересов и для этого спокойно постоять, посидеть или походить по комнате. Затем подумать, перед кем намерен встать и к кому обратиться, дабы явилось чувство смирения и самоуничижения. После этого следует положить несколько поклонов и начать молитвы, не спеша, вникая в смысл каждого слова и доводя их до сердца.

Трудно бывает молиться от всего сердца, когда мы проводим время в житейских заботах и особенно когда не можем отвыкнуть от какой-нибудь страсти. Что-то нас не пускает, удерживает, приковывает к земле. Поэтому молитва бывает холодная, пустая, не приносящая радости или утешения. Когда же совесть чиста у человека, молитва становится дерзновенною и благодатною.


Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle