Источник

№ 49. Слово при освящении собора в Шуйском единоверческом женском монастыре 9 сентября 1901 года

Приветствую Вас, возлюбленные матери и сестры, с освящением величественного храма вашего, посвященного имени Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Совершилось дело великое, казавшееся несколько лет – невероятным, не посильным, не исполнимым. Совершилось дело святое, спасительное и небесное хотя и на земле. Утвержден и освящен новый Престол благодати Божией, создано новое святилище для приношения бескровной Жертвы о грехах ваших и всех православных христиан. В храме сем отверзлись врата небесные, чрез которые отныне будут восходить и нисходить св. Ангелы Божии, вознося молитвы ваши к престолу Божию на небе и принося оттуда благодать и милость. Юная и созданная, можно сказать, из ничего обитель ваша быстро распространилась и теперь возвеличилась громадным собором, могущим служить украшением столичного города. Не знаешь, чем больше восторгаться – наружными ли его очертаниями, или внутренним убранством, в особенности иконописью образов, живописью стен, величием иконостаса, или, что важнее, разумным сочетанием искусства с церковными требованиями. Воистину, храм сей есть венец св. обители Это драгоценный дар Божий, это благословение Божие обители благочестия! Пойте же Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, поите! Да будут живущие и спасающиеся здесь непрестанно приносить славу, честь, благодарение и поклонение Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери! Царица небесе и земли, отныне вселясь в Своем храме сем и, приняв вас под благодатный Свой покров, несомненно дарует вам все благопотребное, да тихое и безмолвное житие поживете во всяком благочестии и чистоте.

Но с окончанием и освящением собора, не оканчивается дело, начатое вами, возлюбленные матери и сестры, для создания духовного храма в ваших сердцах. Это еще не конец, а только начало,ибо не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1Кор.3:16). Господь живет не в рукотворных храмах и если он благоволил устроить место селения славы Своей посреди нас, то, конечно, не для Себя, а для нас, чтобы мы знали, где находить Его беспредельного и неописанного, где призывать Его – невидимого и неисследимого, куда притекать к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости. Если Он благоволил полагать сокровище благодати во святом храме Своем, то без сомнения для того, чтобы наши души и сердца освящались в жилище Божие. Этот внешний вещественный храм есть только средство к созданию, украшению и освящению в нас сам их духовного храма. Да будет же величественный собор ваш прежде всего непрестанно напоминать вам о необходимости приобрести истинную и совершенную Евангельскую веру, без которой немыслимо освящение человеческого сердца, избранная в Престол Божий, во внутреннем храме души нашей. Сыне, дождь Ми сердце твое! – говорит Господь. Каково сердце человека, таков и весь человек, такой весь образ его мыслей и суждений, таковы все его желания и стремления, таковы все слова и дела его. Да будет же этот храм напоминать о силе и совершенстве Евангельской веры потому, что его создала искренняя и крепкая вера двух дорогих вам людей, взявшихся за его сооружение.

Вспомните, из чего возникла ваша обитель, из какого малого зерна выросло это крепкое дерево. Вам известно, что сооружение собора началось без всяких запасных средств и потому не мудрость житейская, не опытность строителей, не случайность какая, a крепкая вера и христианское терпение воздвигли этот храм славы Божией. Вера руководила ими в столь многотрудном, святом деле; вера давала строителям силы для подъятия этого тяжелого бремени; верою претерпели они многочисленные скорби, заботы и испытания; вера их привлекла к себе сердца доброхотных жертвователей и, наконец, благодаря вере их, увенчался труд явным благословением Божиим. Сия есть победа победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир? Только веруяй, яко Иисус есть Сын Божий (1Ин.5:4–5), говорит св. Апостол. Но совершенная вера требует еще уверенности в каждом слове Спасителя, что все так есть и будет, как говорил Христос. Недостаточно одной веры во Христа, но надо еще веровать и Христу. Поэтому, рассмотрите сами в вере ли вы? В вере ли те, которые не отверглись своей воли, своего разума, своих желаний и боятся всецело предаться в руки Божии? В вере ли мы, когда начинаем Божие дело с сомнениями и внутреннею борьбой? Вера, говорит св. Иоанн Лествичник, получает и то, чего не смеет надеяться. О, возлюбленные, приобретайте же совершенную, Евангельскую веру в этом дивном храме, воздвигнутом по вере создателей!

Приветствую и вас, благочестивые жертвователи и прихожане св. обители, с исполнением вашего общего желания, с освящением этого величественного храма вашего. Принесенные вами жертвы любви к благолепию дома Божия приняты Отцом небесным, да радость ваша будет совершена! Великая ревность ваша по вере особенно любезна и дорога нам, в настоящие дни тяжкого испытания для Церкви Христовой, когда св. вера подвергается еще небывалой опасности. Злочестие многих доходит до глумления над самыми основами веры, до отрицания св. Таинств и Божественности Христа – Спасителя. Некоторые фанатики печатно и письменно кощунствуют над священными верованиями нашими и даже разражаются глубокою бранью на Самого Господа Иисуса, Сына Божия. После этого понятно, что к святым храмам и монастырям они относятся с ненавистью и злобою и желают не процветания их, a уничижения и уничтожения. Не менее пагубно действует на благочестие, равнодушие и холодность многих ко св. вере. Тем утешительнее и радостнее нам видеть себя ныне в храме, переполненном христианами, именующими себя единоверцами с нами. О единоверцах и единоверии молил Иисус Христос Отца небесного, отходя на вольные страдания: Не о сих же молю токмо, взывал к Богу Отцу Спаситель, указывая на Апостолов, но и о верующих словесе их ради в Мя, да eси едино будут (Ин.17:20).

Следовательно, кто считает себя верующим, но не держится единства в вере и общения с Единою, Святою, Соборною и Апостольскою Церковью, тот ходит самочинно, путем погибельным. Ибо могут ли спастись те, за которых не принес молитвы Своей Ходатай Бога и человека, Сын Божий, Спаситель наш Господь Иисус Христос? Конечно, нет. Спасутся только те христиане, у которых: Един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех и во всех нас (Еф.4:4–5). Вот сколько оснований и причин к нашему единству с вами! Сколько надежд, утешения и радостей нам, пребывающим в единой вере и единой любви к Христу – Спасителю нашему!

О Царице небу и земли! Единеми усты и единем сердцем взываем к Тебе, Пресвятая Богородице, надеждо ненадежным, помощнице немощным и ходатаице всем грешным! Ты нас покрый и заступи от всех бед, нужд душевных и телесных и просвети, да ecи едино будем! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle