№ 47. Слово в Спасо–Евфимиевском Суздальском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О поминании наставников
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, говорит св. Апостол, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их, т.е. поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, Такова заповедь апостольская.
Не указывает и не учит св. Апостол, чтобы христиане чествовали своих наставников, несомненно в надежде, что и так люди находят в себе признательность к тем, которые молились за них и способствовали их спасению, но повелевает поминать их, подражать вере наставников, смотря на их мирную и поучительную кончину. Кроме того св. Апостол, как бы провидя, что впоследствии люди не будут находить в современных наставниках тот же дух, те же силы, подвиги и добродетели, какие были у древних учителей и старцев, заботится о поминании нами уже умерших наставников, тех, которых более нет.
Не приходим ли мы сами к этой необходимости теперь и к тому же убеждению? Как часто приходится видеть, что народ ищет опытных, мудрых наставников, но не находит их и жалуется будто мир оскудел преподобными. Однако, такой великий и мудрый святитель, как Митрополит Филарет Московский, увещевает не преувеличивать сего мнения, ибо много или мало святых, но они должны быть, так как без святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять. Если мы говорим, что нет ныне в Мире святых, то это подобно родителю Алексия, человека Божия, который считал, что у него нет сына и не знал, что сын живет в его доме в образе нищего. Справедливее нам скорбеть, что Богопросвещенные наставники и святые ныне слишком редки, живут в тайне, их не видно, что они скрыты Господом и, как выражается тот же святитель, что в людях духовных примечается незрелость духа. Как же нам утешиться в этой скорби? Поминайте наставники ваша, говорит св. Апостол, иже глаголаша вам слово Божие прежде.
Святой Апостол заповедует нам поминать умерших наставников еще потому, что каждый человек, живущий в теле, кто бы он не был, подвергается искушениям, преткновениям, и, падая, может увлечь за собою и тех, которые руководствовались его наставлениями. А наставник умерший, которого жизнь и кончина ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнью, тот напротив того есть достоверный руководитель ко спасению и помощник тем более сильный и неизнемогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией: преимущество высокое и несравненное! Так объясняет преимущества поминания почивших наставников святитель Филарет.
Возлюбленные! Мы боимся не найти ни одного духовного наставника близ себя, а Господь дает нам множество руководителей, бывших в Церкви Его во все времена. Не чудесное ли это устроение Отца Небесного?
Ныне мы призываем вас к исполнению именно этой заповеди Апостольской, к поминовению наставника Суздальского, Преподобного и Богоносного нашего Священно–Архимандрита Евфимия. Мне представляется среди нашей древней обители, обнесенной этими же высокими, каменными стенами и башнями, но покрытыми деревянною кровлею, не далеко от небольшой соборной церкви Преображения под тенью развесистых лип деревянный домик, с обыкновенным крыльцом и сенями и двумя комнатками, освященными теплящимися лампадами. Среди одной из них виднеется худощавый старец, среднего роста, украшенный сединами, с светящимся лицом, истощенным от постов, стоящий в изношенной одежде из овечьей шкуры, с тяжелыми цепями от вериг на груди и спине... и молящийся. Только по руке, подымающейся с трудом для крестного знамения, можно было заметить, как мало осталось в нем жизненных сил. Прошло уже 52 года с тех пор, как старец, основатель обители, поселился в этом доме и приближался час отхода его в иную жизнь. Испуганные и огорченные монахи, послушники, рабочие и мирские люди, духовные дети преподобного, заполняли всю обширную полянку перед домом и самое крыльцо и сени святой келлии. Вдали виднелись все такие же келлии, которые разместились по сторонам холодного Преображенского собора и теплого храма во имя Преподобного Иоанна Лествичника, с каменною трапезою. У всех, собравшихся у дома настоятеля, были горестные и заплаканные лица, в виду ожидаемой со страхом и уже приближающейся разлуки с их отцом, наставником и благодетелем. Все бы они хотели умереть с ним вместе и никто не мог бы их утешить в предстоящем сиротстве. Одних он воспитал с юности, других благодетельствовал, одевал и кормил, третьих освободил от помещиков и многих содержал милостынею. Великий старец помогал и жителям города, выкупая должников, освобождая узников и исцеляя болящих, по данной ему благодати.
Но вот, настал час скорби, час воли Божией. Уразумев близость своей кончины, преподобный Евфимий велел позвать всю братию монастыря. В одно мгновение, вся его келлия наполнилась плачущими и скорбящими. Видя их горе, Преподобный начал утешать детей своих, обещая, что это святое место не оскудеет после его кончины, если только братия будут жить во взаимной любви и посему уразумеют они о его дерзновении к Богу. Затем, старец стал просить у всех прощения, молитв, начал поочередно благословлять каждого и лобызать, a дети его с рыданием целовали его руки, ноги и одежду. Наконец, духовник приблизился к старцу с святыми Дарами, для его причащения, как умирающего. Только несколько монахов из старшей братии, остались при нем и поэтому были свидетелями мирной кончины преподобного. Как бы в легком сне, он предал душу свою Богу. Вся келлия тотчас наполнилась дивным благоуханием и лице Преподобного Евфимия еще стало светлее, чем оно было при жизни. Так, возлюбленные братья и сестры, представляется мне нынешний день, 498 лет тому назад. Великое горе постигло эту обитель и город Суздаль!
Но нам, не имевшим возможность лицезреть Преподобного и жить под его руководством, не следует, быть может, торжествовать в сегодняшний день кончины основателя монастыря нашего, ибо это все таки день скорби и всегда вспоминался более грустными песнопениями, чем теперь; мы же празднуем с ликованием и великою радостью. Нет, мы не грешим этим, ибо не для плача и сетования установила св. церковь поминание великих наставников и святых, прославленных нетлением. «Поминайте наставники ваша, говорит св. Апостол, подражая вере их». Вот истинная цель поминовения и прославления наших православных святых. Воспоминание должно приводить нас к подражанию вере Преподобного Евфимия, a прославление к радостным возгласам, что мы и делаем, читая установленный акафист, в котором обращаемся к нашему Богоносному отцу с восклицаниями: Радуйся! Радуйся, преподобный отче Евфимие, великий чудотворче!
Если бы братия самого Преподобного знала впредь, что мощи его не истлеют, прославятся чудесами, то никто бы не провожал его в могилу с плачем, а с хвалебными песнопениями, прославляющими Бога. Следовательно, нам ли горевать, что имеем теперь в Преподобном Евфимии еще более совершенного наставника, чем первоначальная братия обители? Он наш утешитель в скорбях, целитель в болезнях телесных и душевных, заступник и ходатай пред Христом Спасителем и Его Пречистой Матерью! Как учат святые отцы, близость духа не измеряется расстоянием местопребывания и временем, но зависит от мысли, желания, любви, созерцания, молитвы и веры. Вера нас сближает с умершим наставником почти также, как с живущим и посредством молитвы она приобретает его сильную помощь.
О, Преподобие, отче Евфимие! Ведуще бо Тя воистину и по смерти жива суща, Тебе припадаем и Тебе усердно молимся: не отступай от нас духом, сохраняя всех от искушений, бед, болезней, скорбей и напастей! Аминь.