архиеп. Евдоким (Мещерский)

Источник

Ноябрь

11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи.

12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы.

Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч.

Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение.

13. Иоанна Златоуста. Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию.

Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться?

Как нам должно и надобно жить в этой жизни?

14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос, как Бог, видел это.

Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя.

15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога.

Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит.

16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

Если в самом деле от грехов скорбишь, то это хороший знак, и значит ты скоро успокоишься.

Как могу я успокоиться от моих грехов, когда не знаю, не придумаю, чем себя успокоить, невозможным считаю себя успокоить, потому что мне нельзя воспользоваться теми средствами, которыми грехи очищаются, заглаждаются, мне нельзя омыться тою водою, которою грехи омываются.

Очень просто и легко ты можешь успокоиться, несмотря на то, что считаешь невозможным. Спаситель сказал: приидите ко мне все обремененные – разумеется грехами – и Аз успокою вы. Итак, приди ко И. Христу и Он успокоит.

Но как мне придти к Нему?

Ты только скажи, только попроси Его: Боже, очисти меня грешнаго, и – ты тотчас будешь чист. В это время, в эту самую минуту, как ты говоришь – очисти меня, ты уже очищаешься, ты уже чист.

В этих словах – Боже, очисти меня грешнаго – секрет, очищающий нас от всех грехов.

После этого как легко очищаться от грехов?

Да, легко очищаться от грехов нам, но за то каких трудов, мучений стоило И. Христу сделать это, чтоб нам легко было очищаться от грехов. Нам легко очищаться, но за то как невыносимо было тяжело И. Христу достать этот очистительный секрет.

Как Иисус Христос исцелял одним словом неизлечимыя болезни, так Он за одно наше слово – Боже, очисти мя – очищает все наши грехи.

Что значит надеяться сверх надежды?

Веровать, что Бог силен – может исполнить обещанное – такое, что нам представляется невозможным, что по законам природы естественным невозможно. Напр. старым родить, мертвому ожить, грешнику перестать грешить.

Кто верует Богу с надеждою сверх надежды, в том самая высокая вера. Рим.4;18.

Кто совершенно уверен, что Бог силен исполнить обещанное, тому такая вера вменяется в праведность.

Рим.4:21, 22.

Вечер. Из Письма Гоголя к Ст. Много, много есть того, о чем нужно напомнить нынешнему современному человеку, и что принимается ушами многих только тогда, когда скажется в высоком настроении поэтической силы. А эта сила не подымается, когда болезненна голова.

17. Григория Чудотворца.

Все планы строю, а построить еще ничего не построил. И как же что нибудь построю, когда планы строю? – Время все уходит в черчении то того, то другаго плана, а на постройку ничего не остается. – Хоть что нибудь маленькое, да целое. Хоть немножко, да попитательнее. Дух все одушевляет; мысль всему дает жизнь. Пять слов умных – сильных лучше тысячи...

Вечер. Сей час из гостей – от городничаго.

Сердце есть внутреннее око и ухо. Деян.7:51.

18. Пятно на платье, если в скорости станешь смывать, легко смывается, а если долго не приниматься, то не скоро смоешь. Таковы грехи.

Слезами, как водою пятна, грехи омываются, – а скорбию, печалию о грехах, как огнем очищаются.

19. Безкровная жертва так чиста, свята, животворяша, что и те очищаются, освящаются, оживотворяются, которых имя при принятии ея произносится – поминается. – Святые еще святее делаются, грешные от грехов очищаются.

Всю вселенную поминаем при ней, такое обилие в ней всякой благодати.

Почему вы желаете и просите, чтобы вас помянули при принесении сей жертвы?

После обеда. Известия из С.-П-бурга неприятныя: там холера, и довольно сильная. Да мимоидет нас сия болезнь.

Если нельзя не умирать, то дай, Господи, умереть смертию безболезненною.

Бог таинственно в храме Своем живет. Таинственно, так, как в воде крещения.

20. Утро. Днесь благоволения Божия предображение... Предображати – проявлять будущее каким либо знаком;

предзнаменовать. Предображение – предшествующее чему нибудь явление, предзнаменование, прообразование.

Предвозвещать – наперед возвещать, предсказывать.

Благоволение, доброжелательство, благосклонность, благосклонно, снисходительно, милостиво.

Днесь вводится в дом Господень. Днесь, ныне, теперь, сегодня.

Ободрись – говорим мы унывающему, и ободрение оживляет его душу. Пройдись на вольном воздухе, советуем мы ослабевшему, – и прогулка укрепляет его.

После обедни. – Разсердился, за дело разсердился, но худо то, что разсердился, надобно бы покойно сказать. Сила и здесь в спокойствии. Как бы мне выучиться не сердиться! Господи, помоги мне.

Истинная радость всегда религиозна, и Н. стала читать утренния молитвы.

Вечер. После вечерней службы. Скорблю, что не могу ничего написать, потому что не знаю, о чем писать, и времени осталось мало: и не о чем, и некогда.

21. После обедни. Поучение говорил, но старое; в нем кое-что мне нравится. И ныне по утру и вчера вечером много трудился, мучился, и ничего не сделал. Всего лучше брать готовыя предложения, общия для всех, потому что много убивается у меня времени на выражение предложений.

Мечусь и мучусь. Впрочем, нельзя и без этого. Вот и опять за систематическое изложение, опять за то же?

Пойми сам, и тебя поймет всякий.

Что ни выдет, надобно писать хоть что нибудь, хоть начало положу, хоть для кого нибудь, хоть остановлюсь.

Мы – христиане. Мы родились богатыми, в богатстве. Мы в счастии родились. Но пользуемся ли?... . 22. – Начинай не один, а с Богом. Начну с Богом. Благослови Бога, и Бог будет с тобою.

Дела и занятия малыя, небольшия, повседневныя начинаются краткою молитвою, кратким славословием или крестным знамением.

Всякое слово о Боге приносит нам благодать от Бога.

24. Тот половину дела сделал, кто хорошо начал. Вечер. В чем время проходит! Думаю, отдумываю,

придумываю, и оставляю, забываю. А просто должно быть.

Кто хочет просто писать, тот должен просто мыслить, просто идти, просто разговаривать. Но в том то и дело, что просто мыслить – мудрено, трудно.

25. Утро. С пятницы на субботу.

26. После обедни. Хотел было вчера для нынешняго дня написать поучение о поминовении усопших: и. на каком основании поминаем, почему знаем, что примет, услышит. 2. Как полезно поминовение? – И из ада может освободить. Для каких умерших полезно? – Кого церковь удостоивает христианскаго погребения, для тех полезно. Какое поминовение полезнее? – За литургиею.

Вечер. Опять неудача. Хотелось написать о почитании Св. Икон: как мы почитаем? Пред ними молимся, покланяемся, лобызаем их, свечи ставим, ладон курим пред ними. Но это воздаем тем, кто изображается на них. На каком основании так почитаем? – Херувимы изображены были Моисеем по повелению Божию. – Какия иконы почитаем."» – Все, которыя напоминают нам Бога, Матерь Божию и св. угодников.

Из чего особенно мы можем видеть, что Богу угодно, чтобы мы почитали? – Из того, что от них чудеса бывали, знамения исходили. И проч. хотелось написать. Но времени мало остается, и голова очень болит.

Мы так любим почитать Св. иконы, что нам непристойным кажется и разсуждать о том (надобно ли почитать их), не противно ли заповеди Божией почитать их.

27. Вечер. Яко во всем дерзаю в вас. и Кор.7:16. Во всем на вас могу положиться.


Источник: Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1914. Печатать дозволяется. Ноября 27 дня, 1914 года. Цензор-Редактор Архиепископ Евдоким.

Комментарии для сайта Cackle