Стихиры Великопостных служб с переводом на русский язык

Источник

Содержание

Неделя первая Воскресенье сырное Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя вторая Воскресенье первое Понедельник Вторник Пяток Неделя третья Воскресенье второе Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя четвертая Воскресенье третье Понедельник Вторник Среда Пятница Неделя пятая Воскресенье четвертое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница Неделя шестая Воскресенье пятое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница  

 

В память княгини Наталии Владимировны Долгоруковой

Некоторые из почитателей неусыпной и плодотворной деятельности по изданию и распространению духовно-нравственных книг Княгини Наталии Владимировны Долгоруковой предприняли возобновить издание книги: „Стихиры Великопостных служб с переводом на русский языка, как сочинения, излюбленного почившею Княгинею при её жизни, надеясь, что не один из благочестивых читателей этой книги, достойно оценив заботы и труды покойной, по распространению в массе читателей подобных назидательных изданий, безмолвно сотворит теплую молитву о упокоении души рабы Божией Княгини Наталии.

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, но службы великого поста производят более сильное впечатление на сердца молящихся. Содержанием всех песнопений великого поста служат воздыхания и вопли души, сокрушенной мыслию о тяжести грехов, о потере чистоты и первобытного блаженства райского. Вся цель этих песнопений – возбудить в душе чувства раскаяния во грехах, воодушевить к подвигам поста, к умерщвлению страстей, к очищению сердца. И нужно сказать, что весьма и весьма многие , из песнопений великопостных служб, составленные Феодором и Иосифом Студитами, достигают необыкновенной высоты и по изложению. Предание говорит, что один благочестивый муж любил песнопения св. Студитов, поемые в великий пост. Но зашли к нему однажды какие-то иноки и весьма неодобрительно отозвались о песнопениях св. Феодора. Этот отзыв охладил усердие благочестивого мужа, и он перестал петь стихи Феодора. Во сне явился ему св. Феодор Студит и сказал: „за чем ты оставил мои творения, которые любил прежде? Как не рассудил ты, что не приняла бы их церковь Божия, если бы не находила их полезными. Они составлены не витийственно, но содержат слова смирения, могущие сокрушить сердце и умилить душу, а потому они и усладительны и полезны для всякого, кто истинно желает спасения1. Из многих песнопений Студитов, входящих в состав великопостных служб, в переводе предлагаются только стихиры, так называемые стиховные, на утрене и вечерне, и стихиры на Господи воззвах, потому что на них более обращено внимание поющих и слушающих. С понедельника первой недели поста начинается в церкви ряд чтений библейских, который и продолжается непрерывно во весь пост. В каждый постный день до страстной седмицы на шестом часе предлагается чтение из книги пророка Исаии. В этой книге весьма много строгих, сильных обличений, которые пророк обращал к порочному Израилю и к развращенным народам, окружавшим Иудею, много в ней и светлых, ясных пророчеств о будущем Спасителе, в котором пророк указывает единственную надежду на спасение для людей, погибающих от своих пороков. Строгие обличения про рока церковь предлагает во время поста для того, чтобы и нерадивых из христиан тронуть сильным словом пророческого обличения и возбудить к искреннему покаянию, а утешительные пророчества о едином для всех Искупителе предлагает за тем, чтобы грешник, мучимый сознанием тяжести грехов своих, знал, что для всех времен и народов Спаситель только один, – что нет иного имени под небом, чрез которое можно получить спасение, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. На вечерне каждый день предлагается два чтения: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей. В книге Бытия внимательный легко увидит, что Бог создал человека для высокого блаженства, для высокой власти на земле, и что самовольный грех чело века не только лишил его блаженства, но и расстроил его духовную природу так глубоко, что зло и развращение сделались как бы законом жизни для людей, и должны довести их до совершенной погибели, от которой человек не в силах избавиться сам собою. Рядом с этою тяжелою картиною по степенного развращения рода человеческого внимательный усмотрит в книге Бытия и светлый луч спасения в обетовании Искупителя, увидит, что только вера в этого будущего Спасителя сохранила от истребления весь род человеческий в Ное, что только эта вера, достигшая особой высоты в Аврааме, могла создать народ, которому можно было вверить обетования, слова и откровения Божии. Книга Притчей есть изображение мыслей и действований человека, проникнутого истинною, небесною мудростию. По словам св. Василия Великого2 книга Притчей есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности. Она различными средствами изгоняет порок, и опять многими способами вводит добродетель. Она обуздывает язык неправдивый, исправляет глаз, который смотрит лукаво, не дозволяет начинать рукам неправедным, отгоняет праздность, наказывает неуместные вожделения, учит благоразумию, учит мужеству, превозносит целомудрие. Потому каждое чтение из этой книги есть зеркало, в котором можем видеть, насколько мы в своей жизни далеки от образца жизни человека духовно-мудрого, и насколько близки мы к изображению тех безумцев, какие описываются в ней. Чтения из всех книг предлагаются здесь не в подстрочном переводе, а для краткости указывается только содержание их, с переводом некоторых только мест, к которым особенно обращается внимание слушателей.


Источник: Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, указанием чтений и кратким изложением содержания их. - Москва : Отд. О-ва любителей духов. просвещения по распространению духов.-нравств. кн., 1876. - 267 с.

Комментарии для сайта Cackle