Отделение второе: об особенностях «бщественного Богослужения праздничного и великоностового
Предмет празднеств православ. церкви
§ 104. Святая церковь наша совершает празднества: 1) в честь Господа Бога и Спаса нашего, И. Христа, и всех вообще Божественных лиц Пресвятой Троицы; 2) в честь Богородицы и Приснодевы Марии; 3) в честь Ангелов, Архангелов и прочих сил безплотных; 4) на память святых Божиих, т. е. святых людей, ооставляющих великий сонм церкви небесной, и, подобно Ангелам, разделяющихся на различные сонмы, или лики;203 5) в воспоминание великих событий, как церкви, так и отечества, и, наконец, 6) на дни, так называемые у нас, «царские».
Роды и виды церковных праздневств
§ 105. Между многочисленными празднествами нашей православной церкви, светлое Воскресение Христово, по церковному: пасха, по общенародному: Велик день, так сказать – выступает из ряда праздников, стоит выше всех их и есть праздников праздник, торжество из торжеств. – После «светлого Воскресения Христова», по Богослужебной торжественности и собственной важности, в ряду церковных празднеств, первое место принадлежит так называемым праздникам двунадесятым, т. е. 12-ти самым важным празднествам в честь Господа нашего , И. Христа, и всей Пресв. Троицы, а так же в честь Божией Матери. Впрочем, и между этими праздниками, Благовещение, Рождество Христово, крещение Господне, или Богоявление, и Духов день, считаются как бы наибольшими, или старейщими, по крайнеймере, как увидим ниже, много имеют особенностей и отличий в своем отправлении, сравнительно с другими, им подобными. – За двунадесятыми праздниками следуют: а) обычные Воскресенья, б) освящение храмов и праздники храмовые, в) высокоторжественные дни и торжества в память великих событий, наиболее отечественных, каково напр. торжество, или празднование Казанской иконы Божией Матери, Владимирской, и подобные. – Праздники святым делятся: а) на великие, во многом равняющиеся предъидущим праздникам, как напр. праздники в пямять рождества Предтечи, на память Апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, и другие, впрочем очень не многие; б) на средние, собственно составляющие так называемый, по церковному, полиелей204; к этим праздникам можно причислить и многочисленные празднества в честь различных явленных, или чудотворных икон Божией Матери, равно как и празднование нерукотворенному образу Господа нашего, И. Христа; в) третьего рода праздники святым суть праздники малые, так сказать простые, обыденные, которые к праздникам, точно понимаемым в своем значении, собственно и не относятся, так как составляют собою дни буднишние, простые, и Богослужение имеют простое, рядовое.
Общее замечание об особенностях праздничного Богослужения, с указанием праздников, более отличающихся этими особенностями
§ 106. Различными и более замечательными особенностями в Богослужении отличаются: «светлое Воскресение Христово», «Рождество Христово», «крещение Господне», или «Богоявление», «Духов день» и отчасти «Благовещение»; об «особенностях» же всех прочих праздников, если сказать, что а) самые большие из Господских и Богородичных праздников отправляются с предпразднеством и попразднеством,205а все они без исключения – с попразднеством; что б) все великие праздники имеют всенощное бдение; а в) все вообще праздники, за исключением Воскресеньев, на вечерне имеют паремии, наутрени величание с Ееангелием (которое, нужно заметить, непременно читается и на воскресных утренях), на обедне свой особенный Апостол и особое Евангелие206; то, этими своими замечаниями, мы, кроме частных, более подробных особенностей, доступных людям более опытным в церковном уставе, обнимем и выразим все важнейшие «особенности» этих праздников; почему больше и не будем распространяться об них; а займемся кратким изложением Богослужебных особенностей: 1) светлого Воскресения Христова; 2) Духова дня, Рождества Христова, Крещения и Благовещения, и 3) так как Богослужение велик. поста заключает в себе довольно особенностей и нам также нужно и их обозреть; то, в заключение этого отделения, кратко изложим «особенности» Богослужения великого поста, с страстной седмицей.
* * *
Т. е. лик Апостолов, лик Пророков, лик священномучеников, и т. д.
Отличие полиелейной службы от просто дневной, главным образом, состоит в том, что а) на вечерне читаются паремии; б) на утрене поется величание и бывает чтение Евангелия; в) на обедне, к дневному чтению из Апостола и Евангелия, присовокупляется чтение праздничное.
«Предпразднество и попразднество», между прочим, состоит в употреблении при Богослужении «праздничных ирмосов, тропарей, кондаков» и других различных «стихир», и, по продолжительности времени, бывает различное, смотря по различию праздников.
От этого последнего обстоятельства происходит, что мы иной раз на обедне слышим два и даже три Апостола и Евангелия, смотря т. е. по числу сходящихся в один день праздников.