Глава I: об особенностях в Богослужении светлого Воскресения Христова
Общее замечание об этих особенностях
§ 107. Праздник светлого Воскресения Христова, величием изображаемого им события и важностью своего значения, далеко превосходит все и всякого рода празднества; и чин Богослужебный этого праздника, почти без преувелнчения можно сказать, весь преисполнен «особенностей» и все в нем необыкновенно торжественно, возвышенно, светоносно. Этот всерадостный праздник есть несокрушимый памятник основного нашего утешительного верования, что Христос воста от мертвых ,как непобедимый Победитель смерти и ада, и Своим воскресением положивший начало и залог нашему будущему славному воскресению, и радостная торжественная мысль и песнь: Христос воскресе из мертвых…, все, в Богослужении светлого праздника, наполняет собою, все в нем проникает: ею все начинается, она во все праздничные песнопения, так сказать, вплетается, и ею все заканчивается.
Утреня светлого Воскресения Христова
§ 108. Утрени светлого Воскресения Христова, обыкновенно начинающейся в самую полночь, и, сраввительно с прочими утренями, так сказать – состоящей почти из одних особенностей, предшествует крестный ход вокруг храма, с трогательным, но радостным пением: Воскресение Teoe, Христе – Спасе.... По совершении обхождения, священнослужащие, с поющими и прочими верующими, останавливаются в притворе, и здесь то, при затворенных дверях в храм, но при свете многочисленных свечей, среди кадильного фимиама, после священнического возгласа: слава святей, и единосущней…. веков, и обычного: аминь, начинается
пасхальная утреня пением все радостного: Христос вocкpeсе из мертвых…. Этот пастальный «тропарь» повторяется несколько раз, и сам один, и с стихами из псал. 67-го, читаемыми священнослужащим: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…. Наконец paстворяются церковные двери, и, при пении того же торжественного «тропаря», входят во храм, светлоосвещенный и наполненный фимиамом, и здесь прямо следует «великая актения»; за эктенией тотчас начинается торжественный знаменитый207 пасхальный «канон», который не читается, а решительно весь поется. На каждой его песни бывает, с крестом и свечей, каждение всего храма, при постоянных возглашениях кадящего: Христос воскресе! и всеобщих единодушных ответах молящимися: во истину воскресе! а по оканчании каждой песни совершается «малая эктения». – На «хвалитех» поются известные стихиры: пасха священная нам днесь показася…., с известными же припевами из 67-го псалма: да воскреснет Бог…
При пении последней стихиры, священнослужащие, «по-христосовавшись» между собою около престола, выходят из алтаря и совершают древний обряд «христосованья» со всеми. По окончании христосованья, священнослужитель читает великое (по содержанию, а не по объему) «слово» великого всемирного проповедника, Иоанна Златоустого: аще кто благочестив и боголюбив, да насладится ныне сим святым и светоносным торжеством….. Оканчивается «утреня» двумя обычными «эктениями» и сокращенным отпустом, с пением: Христос воскресе…., с троекратным от священника осенением предстоящих крестом и провозглашением в то же самое время троекратного: Христос воскресе! на что все предстоящие отвечают: во истину воскресе! и целуют крест; а поющие многократно повторяют: Христос воскресе из мертвых....
Первый час пасхальный почти во всем и совершенно отличен от обыкновенного «первого часа»: в нем нет ни псалмов, ни молитвочтений и почти весь он состоит из одних «тропарей» и «кондаков», которые притом, не читаются, а поются. «Отпуст» в нем самый малый и без креста, но, разумеется, с непременным пением: Христос воскресе из мертвых….
Обедня
§ 109. «Обедня» на светлое Христово Воскресение бывает необыкновенно рано, весьма часто в след за необыкновенно ранней утреней. – Предшествующие ей «третий и шестой часы» – точно такие же, как и «первый пасхальный час», без малейших отличий. Самая «обедня», после возгласа: благословено царство... начинается так же, как и утреня, с тем лишь прибавлением, что во время пения: Христос воскресе… и произношения священником стихов: да воскреснет Бог… и проч., так как это происходит не вне храма (т. е. не по утрешнему), а в храме, совершается каждение престола, всего алтаря и иконостаса, с молящимися. За этим особенности пасхальной обедни состоят в следующем: а) если священнослужащих бывает несколько лиц, то «евангелие» от Иоанна, первое его зачало: В начале бе Слово … читается ими всеми поочередно, и при том по отделам и на разных языках; б) вместо: «достойно есть»..., поется 9-й ирмос пасхального канона, с припевом: Ангеля вопияше Благодатней…., как это бывает во все продолжение праздника, до самого Вознесения; в) вместо: 1) «благословен грядый во имя Господне», 2) «видехом светистенный», 3) «буди имя Господне» с 33-м псалмом, поется всякий раз: Христос воскресе из мертв... и когда эта всерадостная песнь, в этом последнем случае, пропоется несколько раз, совершается, по крайней мере в некоторых церквях208, освящение артоса209. – Оканчивается обедня точно также, как и утреня.
Вечерня первого дня Пасхи
§ 110. После возгласа: слава святей, и единосущней…., «вечерня» начинается совершенно одинаково с обедней; псалом 103-й, само собой, оставляется; а за началом прямо следует «великая эктения»; за эктенией – Господи воззвах....; «паремий» не бывает, а вместо паремий читается евангелие Иоанна Богослова, о явлении воскресшего Господа, в вечеру первого дня по воскресении, всем, собранным в горнице сионской Апостолам, за исключением Ап. Фомы. – После евангелия бывают две обыкновенные «эктении» и «отпуст» обыкновенный пасхальный.
Богослужение в прочие дни светлой седмицы
§ 111. Богослужение в прочие дни «светлой седмицы» отправляется так же, как и в первый день Пасхи, лишь с следующими ограничениями: а) на вечерне Евангелие не читается; б) утреня отправляется в свое время, и, разумеется, без крестного хода вокруг храма, а так же: без каждения на каждой песни канона, без поучения и христосования; но за то с каждением при ее начале, так как и при начале вечерни; в) на обедне Евангелие читается своим обыкновенным порядком. – К утреннему канону пасхальному присовокупляется «канон Богородичный»; но псалтирь, по примеру первого дня пасхи, не употребляется и в прочие дни пасхальной седмицы.
Примеч. Самые молебны, панпихиды, погребения и проч., на святой неделе, отправляются особенным образом, применительно к особенностям вечерней и утренней пасхальной службы.
* * *
Знаменитый уже и по тому, что этот канон есть лучшее творение знаменитого И. Дамаскина.
У нас в Киеве это бывает по всем городским церквям.
Артос, no русски: хлеб, приготовляется для воспоминания о том «хлебе», какой Господь, являясь, по Своем воскресении, на земле, в продолжении 40 дней, до вознесения на небо, разделял Ученникам Своим, иногда и Сам вкушая от него.