свящ. Николай Оглоблин

Источник

Глава III: О девятом часе, повечерии и полунощнице

Время отправления и общийсостав 9-го часа

§ 101. Девятый час церковный, по времени, соответствует нашему 3-му послеполуденному часу; поэтому и Богослужение этого часа, за исключением тех дней четыредесятницы, в которые обедня совершается вместе с вечерней, или «одне часы» с этой последней службой, и еще очень не многих особенных случаев (о которых будет упомянуто в след. отд. нашего изложения), по большой части отправляется в после – полуденное время, именно перед Вечерней. – 198 Внешний его состав ничем особенным строго не отличается от Богослужебного состава прочих «часов»; а великопостовой его тропарь199, с некоторыми стихирами, так как и самое его название, напоминают великий и страшный час крестной смерти нашего Искупителя, и, таким образом, с одной стороны, возбуждают чувства покаянные, долженствующие отвращать нас от грехов, как от причины крестной смерти Божественного Искупителя нашего, с другой – вселяют надежду истинных вечных благ, как непременных для верующего плодов этой спасительной крестной смерти нашего Жизнодавца – Христа.

Примеч. «Девятым часом» собственно оканчивается дневное, или «суточное общественное Богослужение»; но так как, из этого Богослужения, по принятому нами способу обозрения его, в нашем изложении не обозрены повечерие и полунощница; то мы, хоть и не у места, обозрим их здесь – наряду с 9-м часом, и именно в таком же сжатом объеме, какой дали обозрению этого последнего «часа».

Время отправления и различные виды «повечерия»

§ 102. Само название: повечерие, показывает, что это Богослужение отправляется после вечерни, и отправляется именно в тех случаях, когда за вечерней непосредственно не следует утреня, а между той и другой службой бывает более, или менее продолжительный промежуток времени. – «Повечерие» у нас двух видов: одно великое, другое малое. «Великое» есть по преимуществу принадлежность великого поста и некоторых больших праздников; об нем, поэтому, и будет кратко сказано при изложении особенностей Богослужения великопостового и великопраздничного. Об малом же здесь заметим, что оно состоит: 1) кроме обычного начала церковных служб, из трех псалмов: 50-го, 69-го, 142-го; 2) Из чтения «великого славословия» «символа Веры» и двевного «канона»; 3) после чтения «трисвятого» с дневным тропарем, или кондаком, из трех известных молитв: к Господу Иисусу: Иже на всякое время…., к Пресв. Богородице: нескверная, неблазная, нетленная…, и наконец опять к Господу Иисусу: и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души… с «малым отпуском», в заключение.

Особенности и виды «полунощницы»

§ 103. Полунощница, как служба не только ночная, а и полуночная, т. е. в самую полночь отправляемая, есть молитвенное служение Господу Богу по преимуществу таких людей, которые особенно любят и умеют молиться Господу Богу, для которых ночь не только не составляет препятствия к молитве, а скорее есть самое лучшее время для нее, и которые, подобно древнему царственному певцу Израилеву – Давиду, в полунощи возстают исповедатися Господу о судьбах правды Его.200 «Полунощница» отправляется там и в тех случаях, где и когда утреня бывает в свое время, т. е. утром, а не с вечера, и, по различию дней седмицы, бывает: или недельная – для недели, т. е. Воскресенья, или субботняя – для субботы, или вседневная – для прочих пяти дней седмицы. «Недельная полунощница» отличается от прочих своим каноном в честь пресв. Троицы; на «субботней», вместо канона, читается 9-я кафизма201, а на вседвевной – 17-я – заупокойная202: Блажени непорочнии в путь (в жизненном пути, в жизни), ходящий в закон Господни..., с поучительным и трогательным тропарем: се жених грядет в полунощи….

* * *

198

Пред «вседневною обеднею», наряду с 3 и 6-м часами, «деватый», в некоторых местах, и то изредка, отправляется лишь тогда, когда, по чемунибудь, бывает продолжительна «проскомидия».

199

Т. е. следующий: Иже в девятый час нас ради плотию смерть икусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе – Боже, и спаси нас!

201

Начинающяяся с псалма 64-го: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе...

202

Состоящая, как известно, из одного 118-го псалма.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle