Н.К. Смирнов

Источник

Период вторый. Развитие христианского богослужения после апостолов до Константина Великого

Сведения о христианском богослужении, как оно развивалось в доконстантиновскую эпоху, могут быть заимствуемы из писаний св. отцов и учителей церкви того времени, именно: св. Климента Римского, св. Игнатия Богоносца, св. Дионисия Ареопагита, св. Иустина мученика, св. Иринея, Климента александрийского, Тертуллиана, Оригена, св. Киприана, постановлений апостольских, из сочинений языческих писателей: Плиния, Лукиана и Цельса.

Св. Климент Римский

В первом послании к коринфянам св. Климент говорит, лто богослужение должно быть совершаемо по определенному порядку, к соблюдению которого он убеждает коринфян, нарушавших этот порядок. По словам св. отца для евхаристии и других священнодействий определены известные времена и часы, назначены особенные места, совершение богослужебных действий принадлежит исключительно священным лицам, получившим право на это от самого Иисуса Христа если не лично, то чрез апостолов и их преемников. Но эти священные лица не все имеют одинаковые права и обязанности. Иное служение принадлежит первосвященнику, иное – священникам, иное – левитам (т. е. церковнослужителям). Этот порядок, эти времена, эти места и эти лица назначены для религиозных целей не человеком, а самим Господом; поэтому никто не имеет права ни нарушать установленного порядка в совершении богослужений, ни отнимать права священнодействия у лиц, принявших оное преемственно от Установителя новозаветного священства Иисуса Христа, если только сии лица безукоризненно проходят свое служение31.

Св. Игнатий Богоносец

В творениях Св. Игнатия Богоносца высказываются следующие мысли относительно богослужения христианского.

Участие в общественном богослужении обязательно для всякого истинного члена церкви. Но общественное богослужение имеет действительную силу только в том случае, когда оно совершается епископом или лицами, уполномоченными от него на это дело, потому что епископ в своей церкви изображает собою И. Христа, и единение с ним есть внешнее выражение единения со Христом. Самочинные же собрания, устрояемые без воли епископа подлежат осуждению; священнодействия, совершаемые в таких собраниях, не могут считаться законными, они – служба диаволу32. За тем находим у св. Игнатия указание на таинства церкви. Евхаристия не есть простое воспоминание крестной жертвы Богочеловека, но есть – так сказать – прοдолжение (плод) этой жертвы, в которой мы принимаем самое тело и самую кровь Христа Спасителя, и таким образом входим в теснейшее единение с Ним. Покаяние действительно только под условием общения с епископом и церковью. Брак должен быть предваряем благословением того же епископа. Священная иерархия делится на три степени. Епископ есть главный предстоятель церкви, ему повинуются все пасомые. Для управления церковью ему дано пресвитерство, которое стоит к нему в таком же отношении, в каком апостолы находились к И. Христу; они образуют собою совет апостольский. Третья степень богоучрежденной иерархии есть степень диаконов; они служители алтаря, подчиненные пресвитерам и епископу. Наконец у св. Игнатия есть косвенный намек на празднование воскресного дня, заменившего иудейскую субботу.

Сократ, Никифор Каллист и друг. с полной достоверностью приписывают св. Игнатию введение в церковное богослужение антифонного пения. По свидетельству Сократа, св. Игнатий установил это пение вследствие чудесного видения. Вот его слова: «надобно сказать, откуда получил начало обычай петь в церкви попеременно. Игнатий, епископ антиохийский, третий после апостола Иоанна, дружески обращавшийся и с самими апостолами, видел некогда ангелов, воспевавших св. Троицу попеременными песнями и образ пения, виденный им, передал антиохийской церкви. Отсюда сие предание перешло и ко всем церквам». О том же свидетельствует Бар-еврей, ревностный изыскатель церковных древностей, живший в XII веке.

Св. Иустин мученик

В истории древне-христианского богослужения имя св. Иустина занимает видное место. Враги христианской религии старались очернить разными неблаговидными нареканиями не только учение христиан, но и богослужение нх. Вследствие этого св. Иустин в первой своей апологии, защищая христианское учение, вместе с тем нашелся вынужденным представить в настоящем свете состав богослужения, совершавшегося в его время.

Из этой апология видим, что крещение уверовавших во Христа предваряемо было постом и молитвою об отпущении грехов. «Кто убедится и поверит, говорит св. Иустин, что учение и слова наши истинны,…. тех учат, чтобы они с молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов и мы молимся и постимся с ними». Крещение совершалось водою с призыванием св. Троицы. Целью крещения признавалось отпущение грехов и духовное просвещение, даруемое познанием И. Христа.

Совершение таинства св. евхаристии33 описывается у св. Иустина следующим образом. «В так называемый деньсолнца (т. е. воскресный) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам, и читаются, сколько позволяет время, писания апостольские или пророческие. Потом, когда чтец окончит чтение, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тому, чему учит прочитанное евангелие. Затем все встаем и воссылаем молитвы как о себе, так и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения. По окончании молитвы мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша вина и воды; он, взявши это; воссылает именем Сына и Духа Святаго хвалу и славу Отцу, совершает благодарение за то, что он удостоил нас этого. После того, как он совершит прошения и благодарения, как и сколько может, весь присутствующий народ отвечает: аминь. После благодарения предстоящих и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы, дают каждому из присутствующих приобщиться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта у нас называется евхаристией, и никому другому не позволяется учавствовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омоется омовением в оставление грехов и возрождение, и живет так, как предал Христос, ибо…. Пища эта, над которою совершено благодарение чрез молитву слова есть, как мы научены, плоть и кровь воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в своих писаниях, которые называются евангелиями, предали, что им так было заповедано: «Иисус взял хлеб, благодарил и сказал это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое», подобным образом Он взял чашу, благодарил и сказал: «это делайте в Мое воспоминание, это есть кровь Моя» и подал им одним. С того времени мы постоянно делаем воспоминание об этом. Те, которые могут и хотят, отделяют от избытков своих, каждый сколько·хочет; это собирается при предстоятеле, который раздаст поданное бедным, больным, вдовам и сиротам на помощь. И мы всегда живем заодно друг с другом. За все полученные нами благодеяния мы прославляем Создателя всего чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святаго. В день солнца мы устрояем общее собрание, поскольку это есть первый день, в который Бог сотворил свет, и поскольку И. Христос, наш Спаситель, в этот день воскрес из мертвых». Таким образом, литургия, описанная св. Иустином, открывается чтением свящ. писания ветхого или нового запета. Разделения писания на частные отделы для богослужебного употребления еще нет. Чтобы прочитанное из писания было понято и усвоено народом, тотчас за окончанием этого чтения следовала проповедь, предметом которой служило объяснение тех мест писания, которые были прочитаны. За проповедью· следовала молитва просительного характера, – это прототип наших ектений. Начиналось после того совершение самой евхаристии. Оно состояло в том, что приносимы были хлеб и чаша вина с водой (наше перенесение св. даров с жертвенника на престол); предстоятель воссылает хвалу и благодарение Богу за благодеяния, полученныенами особенно от жертвы Христовой. Благодарение совершалось над самими св. дарами. Определенной формулы для этой благодарственной молитвы еще не существовало: предстоятель составлял ее сам, все предстоящие заключали молитву священнодействующего возглашением аминь. С полной достоверностью можно заключать, что при совершении евхаристии между прочим произносимы были слова Спасителя, сказанные Им на тайной вечери после благословения хлеба и вина: «сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя». Св. Иустин прямо говорит: «мы постоянно делаем воспоминание об этом». Св. тайны раздавались диаконами, которые приобщали каждого под обоими видами хлеба и вина; но раздельно: сначала хлеба, а потом вина. Вино было растворяемо водою. Не лишались св. причастия и отсутствующие, которым разносимы были св. дары теми же диаконами. Хлеб и вино по освящении признавались истинным телом и истинною кровью Спасителя. После литургии достаточные люди представляли свои добровольные пожертвования предстоятелю церкви в пользу неимущих. – Все богослужение заканчивалось прославлением св. Троицы.

Воскресный день у св. Иустина ясно отличается от других дней седмицы, как день, в который верующие, воспоминая воскресение Спасителя, по преимуществу устрояли общественное собрание; участвовали в совершении св. таинства евхаристии. Св. отец называет воскресный день днемсолнца; потому что это название более известно было язычникам. В первой же апологии Иустина находим свидельство о почитании святых и ангелов.

Дионисий Ареопагит (†110)

Св. Дионисию Ареопагиту между другими сочинениями приписывается «Книга о церковной иерархии». В этой книге мы находим описание обрядов, каккими сопровождалось в древней церкви совершение св. таинств, пострижение монахов и погребете умерших. Танства суть такия священнодействия, в которых под чувственным покровом мы невидимо получаем божественные дары.

Желающий принять крещение, по словам кпиги о небесной иерархии, приискивает себе воеприемного отца, который должен наставить его в истинах Христовой веры и потом привести к иерарху. Иерарх собирает церковный клир, и после того, как новопросвещенный выскажет свое отречение от прежних заблуждений и готовность исполнить требования христианского подвига, возлагает на главу его руку и запечатлевает крестным знамением. Потом совершает священную молитву, по окончании которой, поставив крещаемого лицом на запад повелевает ему дунуть на сатану и троекратно произнести слова отрицания, а затем обращает его к востоку и повелевает сочетаться со Христом, и требует троекратно исповедания Христовой веры. – После сего помазывает все тело крещаемаго св. елеем. По совершении сего, благословляет воду, и погружает в нее крещаемого трижды с произнесением имени св. Троицы. По выходе из купели, крещенный одевается в белую одежду и наконец помазываетоясв. миром.

Литургия начинается молитвой34 иерарха, после которой он совершает каждение жертвенника и народа. За каждением следует псалмопение и чтение писания35, после чего оглашенные, бесноватые и кающиеся оставляют собрание. Начинается литургия верных. Диаконы и пресвитеры полагают на жертвенник хлеб и чашу вина; между тем как все собрание возглашает символ веры. После того иерарх, совершив молитву, возвещает: мир всем и как только предстоящие окончат взаимное лобзание, читаются помянники. Следует затем самое освящение св. даров, по совершении которого иерарх причащается сначала сам, а потом причащает других. Священнодействие оканчивается благодарением.

С таинством причащения имеет тесную связь освящениемира, составляющегося из благовонных мастей в означение многоразличных даров Духа Святаго. Это миро употребляется потом при посвящениях и при всех важнейших обрядах церкви.

Священство слагается из трех степеней: епископства, пресвитерства и диаконства. При посвящении епископа последний преклоняет пред Алтарем (т. е. пред престолом) оба колена, и на главу его возлагается книга свящ. писания. Священник при посвящении преклоняет также оба колена; но вместо евангелия на него возлагается рука епископа. Диакон же в этом случае преклоняет только одно колено. Имена посвящаемых провозглашаются во всеуслышание, чтобы всякий знал, что они приступают к священному служению не по своему произволу, но по определении Божию.

Пострижениемонахов совершается пред алтарем. Монах отрекается от мира и всего мирского: это значит, что ему возбраняются и такие удовольствия, которые не предосудительны для мирян. Он получает крест в означение умерщвления страстей. Ему постригаются волосы, чтобы он, не заботясь о внешности, думал только об украшении души своей. Он одевается в особенную одежду, напоминающую ему обязанность возвышаться·к святости совершенной.

При переходе христиан из временной жизни в вечную св. Церковь напутствует их особенными обрядами. Она дает телам их почетное место в храме, воссылает молитвы и благодарения к Богу: предстательствует о сопричислении к святым вновь скончавшегося и о прощении ему грехов; в заключение братия дают ему целование, а предстоятель возливает на него елей, и тело хоронится в приличном месте.

Св. Ириней, епископ Лионский

В книгах св. Иринея «Против ересей» находим рассуждение касательно таинств христианской церкви. Эти рассуждения, хотя имеют догматический характер, но могут пролить свет и на богослужебные формы, которыми в первые века сопровождалось совершение различных таинств церкви. «Иисус Христос, говорит св. Ириней, пришел спасти всех, которые чрез Него возрождаются в Боге, – всех младенцев, отроков, юношей и возрастных. Это возрождение в Боге, совершается в таинстве крещения во имя Отца и Сына и св. Духа». Отсюда можно видеть, что в древней церкви совершительная формула крещения была та же, какая у нас, и что крещение совершаемо было не только над возрастными, но и над младенцами. Описывая дурные нравы Валентиниан, Ириней замечает, что «многие обольщенные ими женщины, обратившись к церкви Божией, с другими заблуждениями исповедывали и тот грех» (т. е. грех отречения от православия). Здесь видим ясное указание на исповедь и при том исповедь открытую, публичную, каковою она была в первенствующей церкви. Относительно священной иерархии св. Ириней учит, что она сохраняет за собою непрерывное преемство от апостолов36, и разделяется на три степени: епископа, пресвитера и диакона. Пресвитеры дарования благодати получают от епископов37. – Православный догмат о таинстве св. евхаристии изложен у Иринея с такой точностью и определенностью, которые исключают всякое сомнение в том, что церковь и во втором веке видела в евхаристии истинное тело и истинную кровь Христову. В совершении евхаристии св. Ириней указывает три существенные акта: приношение (oblatio), освящение (consecratio) и приобщение. «Пусть еретики перестанут делать приношения38…. Если растворенная чаша и приготовленный хлеб приемлют слово Божие и становятся евхаристией – телом и кровью Христовой, то как говорят, что – плоть не причастна дарованию Божию – жизни вечной – плоть, которая питается телом и кровию Господа?»39

Климент Александрийский. (†240)

Климент Алекс. называет церковь собранием молящихся, имеющих как-бы один общий голос и одно сердце40. Это показывает, что первобытные христиане возносили одни молитвы и пели песни в один общий голос. Церковное пение вообще составляло при Клименте предмет большой важности. По достоинству и изяществу своему оно противопоставлялось языческому пению. Климент упоминает также об общем словословии: Ему же слава ныне и во веки веков41.

Клименту известен был праздник Богоявления.

По свидетельству Климента, богослужение в его время совершалось не только ежедневно, но повторялось три раза в один и тот же день. Именно – часами богослужения были третий, шестой и девятый. В навечерия больших праздников во время Климента совершаемы были бдения; вообще существовал обычай устроять общественное богослужение не только днем но и ночью. Во время гонений ночь служила даже преимущественным временем христианского богослужения.

Брак, по свидетельству Климента, предварительно объявляем был пред общим собранием и получал священническое благословение. Было в обычае давать перстень невесте и надевать на нее венец по примеру иудеев и греков.

Тертуллиан (†220)

В сочинениях Тертуллиана находим следующие известия, касательно богослужения и его принадлежностей того времени. Было в обычае хранить св. дары в домах для причащения в будничные дни; различные церкви менялись ими для засвидетельствования взаимной любви и единства. Причащались св. тайн натощак. Страдание и смерть Спасителя вспоминаются при Тертуллиане по древнемупреданию. Упоминается о праздновании, кроме воскресного дня, Пасхи и Пятидесятницы. С особенным воодушевлением праздновалась памятьмучеников; в день смерти или годовщину какого-либо мученика христиане собираются к его гробу и совершают здесь св. евхаристию. Верующие соблюдают пост четыредесятницы и другие посты42.

Молитвы христиан сопровождаются различными символическимидействиями, каковы: воздеяние рук, коленопреклонение, поднятие и наклонение головы. – Мужчины молятся с обнаженными головами; женщины же должны были являться в церковь не иначе, как с покрытой головой. Тертуллиан обличает нарушение этого обычая43. Как при молитве, так и при каждом важном действии христиане имеют обычай употреблять крестное знамение, преданное апостолами44.

Третий, шестой и девятый часы ежедневно посвящаются богослужению. Особливо утро и вечер служат для религиозных собраний. Утреннее богослужение начиналось пред восходом (coetus antelucanus), вечернее по захождении солнца (hora lucernalis). Великие праздники предваряются ночными бдениями. В состав богослужения входят: молитва, чтениесвящ. писания, поучение и пение псалмов в славу Бога. «Мы, пишет Тертуллиан, сходимся в собрание для общей молитвы; она приятна Богу; молимся также об императорах и других властях, о состоянии мира и тишине. Мы всегда молимся об императорах, их долгоденствии, тихом здравии, о здравии их дома, о храбрости воинства, о верности сената, о благочестии народа и мире всего мира, и обо всем, чего может желать всякий человек и государь». В этих прошениях нельзя не видеть прототипа нашей великой ектении. – Являются изображения креста и разных символов на стенках искусно выделанных чаш. Во время Диоклетианова гонения многие церковные облачения и сосуды из серебра и золота взяты были язычниками. Христиане уже владеют собственными церквами, для которых делают богатые пожертвования.

Вступление, в общество верующих возможно было не иначе, как чрез крещение. Готовящиеся к крещению называются оглашенными; действительные члены церкви – верными. Крещение совершается не иначе, как чрез троекратное погружение в воду с призыванием Отца и Сына и св. Духа. Крещение детей является как древний обычай. При крещении встречаем восприемников, частью как свидетелей и поручителей, частью как лиц, принимающих на себя обязанность дать христианское воспитание воспринятым ими от св. купели. Преимущественными временами крещения служат великие праздники: Пасха и Пятидесятница. – За крещением следовало св. помазание, состоящее в помазании елеем и возложении рук с призыванием св. Духа. Исповедь отличается большой строгостью: она приносится публично с преклонением колен и с прошением братий молиться за грешника. – Священство есть особый закон; оно отлично от простых мирян45.

Брак есть союз, благословляемый церковью Богом; но этот союз должен быть освящаем однажды, а второй брак по Тертуллиану не лучше прелюбодеяния46.

Тертуллиан представляет целое рассуждение о молитвеГосподней, показывающее, что в его время эта молитва имела не только богослужебное, но и домашнее употребление. Предложив объяснение её, Тертуллиан неодобрительно отзывается о некоторых обычаях, предшествовавших молитве и сопровождавших оную: об умовении рук при отсутствии внутренней чистоты, о снятии плаща, сидении во время молитвы47.

В сочинениях о «венце воинском» и о «постах» Тертуллиан упоминает между прочим о годичныхприношенияхзаусопших ( – заупокойная литургия) и об их поминовении, о запрещении постов и коленопреклонения в день воскресный и во все дни Пятидесятницы.

В послании «к жене» находим указание на крестныеходы48, у Тертуллиана же встречается первое свидетельство о поклонении кресту49.

Ориген (†253)

Из толкования Оригена на книгу «Иова» видно, что эта книга уже в то время: читалась при общественном богослужении, и притом читалась тогда, когда читается и у нас, именно – во дни поста св. четыредесятницы, и особенно в страстнуюседмицу, как весьма приличная этому времени по описываемым в ней страданиям праведного Иова. Ориген называет это «древним обычаем». Отсюда с достоверностью можно заключать, что в третьем веке чтение и других книг священного писания распределено было по известным временам, в известном порядке.

Ориген первый облек в ораторскую форму церковную проповедь, и им открывается ряд знаменитых христианских проповедников.

У Оригена находим упоминание о праздниках Пасхи, предшествуемой воспоминанием страданий Спасителя и Пятидесятницы, – об обычае древних христиан почитать годовщину мучеников богослужебным собранием на гробах их. Вообще верующие при Оригене почитают и призывают святых и стараются подражать им.

Св. Киприан (†258)

Св. Киприан свидетельствует, что в его время литургия совершалась ежедневно. Есть у него даже отрывки из литургии того времени, которые существуют в составе и наших литургий: Василия Великого и Иоанна Златоуста. «Священник, говорит Киприан, пред молитвой предварительно приготовляет умы братий возглашением: «горе имеем сердца»; люди отвечают: «имамы ко Господу»; после сего священник возглашает; «благодарим Господа», и народ ответствовал: «достойно и праведно есть». За сим следовала молитва об освящении даров и молитва Господня; потом священник возглашал: «мир всем», и народ ответствовал: «и духови твоему»; после сего лобзали друг друга целованием мира и приступали к принятию св. причащения».

Во время св. Киприана встречаем употребление особенных одежд при богослужении; именно – стихаря; фелоня, саккоса.

В учении св. Киприана о таинствах находим следующие подробности относительно совершения и принадлежностей этих таинств.

Вещество для таинства крещения есть вода, которая должна бить очищена и освящена священником, чтобы, могла омыть грехи крещаемого. Совершительной формой крещения св. Киприан признает призывание св. Троицы. «Господь по воскресении, посылая учеников своих, постановил и научил их, как крестить, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и св. Духа»50. Из творений св. Киприана видно, что в его время крещение совершаемо было самими епископами. «Мы епископы, говорит он в одном месте, с позволения божественного напоеваем жаждущий народ Божий»51. Крещение должно быть совершаемо чрез погружение. Крещение чрез обливание и окропление, хотя не лишено своей силы, но должно быть допускаемо только в исключительных случаях. – Крещение·может быть совершаемо не только над возрастными, но и над новорожденными младенцами52.

За таинством крещения непосредственно следует таинство миропомазания, которое св. Киприан ясно отличает от·крещения. «Необходимо, учит он, чтобы тот, кто крещен, был помазан,·чтобы он был помазанником Божиим и мог иметь в себе благодать Христову53. Только тогда крещенные могут сделаться вполне освященными и быть сынами Божиими, когда будут возрождены тем и другим таинством».

В таинстве евхаристии, которая есть истинная жертва, по учению св. Киприана, подается самое тело и самая кровь Спасителя, принятие которых есть необходимое условие общения с церковью и соХристом54.

О покаянии, как таинстве, св. Киприан, учит, что оно совершается пред иереями Божиими для исцеления греховных ран, омрачающих чистоту совести нашей.

Внешнее средоточие и основание для церкви вселенской есть епископство, или собор всех епископов – для каждой же местной церкви таким средоточием служит её епископ. Но священство епископа имеет под собою еще две степени: пресвитерство и диаконство. Епископы суть наместники и преемники апостолов. Где епископ, там и церковь: кто вне – епископа, тот не в церкви. Отделение от законного епископа ведет за собою отделение от Христа.

Наконец св. Киприан упоминает об алтаре и кафедре церковной.

Постановления апостольские55

В «Постановлениях апостольских» находим наиболее подробное известие о христианском богослужений в доконстантиновскую эпоху.

В VII книге56 «Апостольских постановлений» предписывается молитьсястоя 57 и притом – в обращении к востоку, по примеру ветхозаветных священников, левитов и певцов, которые во время освящения храма Соломонова стояли лицом к востоку58.

Апостольские постановления ясно различают три степени священства: епископа, пресвитера и диакона. Епископ по их предписанию, благословляет, но не благословляется (от низших себя); извергает клирика, подлежащего этому наказанию, за исключением епископа. Пресвитер может только учить, совершать таинство евхаристии, благословлять народ, и сам принимать благословение от епископа (по не от низших себя), возлагает руку, но права рукоположения в священно-церковные степени, равно как и права извержения из священного сана он не имеет, это право принадлежит исключительно епископу. Он отлучает низших, если они заслуживают такого наказания. Диакон прислуживает епископу и пресвитеру при священнодействии; но отнюдь сам один не священнодействует59: ни крестит, ни литургисует. Он не благословляет, а сам получает благословение от епископа.

Во второй книге60 апостольских постановлений заключается описание внешнейформы и внутреннегоустройствацеркви, как здания, назначенного для религиозных собраний верующих. «Прежде всего, здание61 да будет продолговато, обращено на восток с притворами62 по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство… а в другой части здания пусть сядут миряне…. а женщины отдельно и они пусть сядут….. В средине же чтец став на некотором возвышении63, пусть читает книги Моисеевы»64 и проч. Женщинам «Постановления» предписывают являться в церковь с покрытыми головами65.

Вседневные богослужебные собрания в апостольских постановлениях повелевается устраивать и в третьем часу и в шестом и в девятом и вечером и в петлоглашение: утром благодаря, что Господь освятил нас, преведши ночь и наведши день; в третьем часу потому, что тогда Господь принял осуждение от Пилата; в шестом потому, что тогда Он распят; в девятом потом, что когда распинали Владыку, все поколебалось, не снося поругания Господа; вечером благодаря, что Он дал нам ночь для упокоения от дневных трудов; в петлоглашение же потому, что время это благовествует приход дня для делания дел света66.

Вечернее богослужение повелевается совершать таким образом. «Когда настанет вечер, ты, епископ, собери церковь, и, после того, как скажут светильничный псалом (140), диакон пусть возгласит об оглашенных и обуреваемых67 и просвещаемых (крещением). А по отпусте оглашенных, диакон произносит молитву (ектению) верных и просительную (довольно сходную с нашей вечерней просительной ектенией)». За тем следует молитва (возглас) епископа, в которой он воссылает благодарение Богу за прошедший день и просит сохранить от греха вечером и ночью. Диакон говорит: «приклонитеся к руковозложению». Епископ читает другую молитву, чтобы Господь благословил людей своих, и освятил их светом разума в познание Его. Богослужение кончается приглашением диакона: «изыдите в мире».

В таком же точно порядке совершается утреннее богослужение. Диакон, «после того, как скажут утренний псалом (62-й) и отпустит он оглашенных и обуреваемых и крещаемых и кающихся и сделает подобающее возглашение, – после: спаси их Боже, восстави в благодати твоей», присовокупляет прошение подобное нашей утренней просительной ектении. В молитве, следующей затем епископ просит Бога, «давшего солнце в область дне, луну же и звезды в область нощи» принять утренние благодарения, воссылаемые к Нему, Богу вечному и бесконечному. Когда предстоящие по возглашении диакона преклонят свои главы, епископ читает другую молитву, которою просит Бога благословить людей Его благословением духовным, соблюсти их в благочестии и правде, и сподобить их жизни вечной о Христе Иисусе. Все молитвы епископа, как утренние, так и вечерние кончаются краткими славословиями св. Троицы, довольно похожими на возгласы, произносимые священником или епископом в наших богослужениях. Заканчивается утреннее богослужение, по апостольским постановлениям, точно так же, как и вечернее – отпустом диакона: «изыдите в мире»68.

Замечательный памятник церковной древности составляет литургия, помещенная в VIII книге Апостольских постановлений, и представляющая большое сходство с литургией, доселе существующей в нашей православной церкви.

Богослужение начинается чтением писания ветхого и нового завета – посланий, деяний апостольских и евангелий. Затем епископ приветствует предстоящих словами (которые почти буквально существуют в составе нашей литургии): «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любы Бога и Отца и причастие св. Духа со всеми вами», и все отвечают «и со духом твоим»; после приветствия епископ говорит поучение69. – Потом диакон, взошед на возвышенное место (амвон), удаляет из церкви послушающих (известный разряд кающихся) и неверных. Затем произносит молитвенные прошения по порядку – сначала за оглашенных, потом за бесноватых, за готовящихся ко крещению и кающихся (высшей степени). На каждое прошение диакона народ и сначала дети отвечают: «Господи помилуй». Прошения за оглашенных и за готовящихся к крещению по содержанию своему напоминают наши две ектении: за оглашенных и за готовящихся к просвещению (т. е. к крещению, которая произносится в великий пост). После прошений, возлагаемых диаконом, по апостольским постановлениям, следуют молитвы (возгласы) епископа, и те лица, за которых они возносимы были, должны были выслушивать их с преклоненными головами и по окончании молитв получали благословение епископа и, тотчас выходили из церкви. Когда выйдут кающиеся, начинается литургия верных. Ее открывает длинное прошение диакона, довольно сходное отчасти с великою отчасти с сугубою нашими ектениями. Так, диакон приглашает верных молиться между прочим: «О мире и благостоянии мира и святых церквей… о зде сущей (т.е. о местной) святей области;... о всяком епископстве... и о епископе нашем (т. е. местном)..... о пресвитерех…. о всем во Христе диаконстве;…. о чтецех певцех…. о плодоносящих во святей церкви и творящих милостыни..... и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу;..... о страждущих в немощи,…. о плавающих и путешествующих;….. о иже в рудах и заточениих и в темницех и узах сущих имене ради Господня». Прошение заканчивается так: «Спаси и восстави нас Боже, милостиею Твоею. Восстанем. Помолившеся прилежно, сами себе и друг друга живому Богу ХристомЕго предадим». Народ слушает это прошение стоя на коленях, – чем и объясняется выражение в конце его: возстанем. За прошением следует молитва (возглас) епископа. После этого диакон говорит: «вонмем», епископ: «мир Божий со всеми вами», народ: «и со духом твоим». Диакон; «лобзайте друг друга лобзанием святым». «И пусть лобызают клирики епископа, миряне – мужчины мужчин, женщины женщин70….. Диаконы же пусть стоят при дверях,... чтобы во время возношения71 никто не выходил и чтобы не отворялась дверь, хотя бы пришел кто верующий»72.

Начинается жертвоприношение. Диаконы приносят дары епископу к жертвеннику73 и пресвитеры стоят по правую и левую сторону его.... два же диакона с той и другой стороны держат из тонких кож, или из павлиновых перьев, или из полотна рипиду74 и тихо отгоняют малых летающих насекомых, чтобы не попали в чашу. Первосвященник, одевшийся в светлое одеяние и стоящий пред жертвенником, сделав рукою знамение креста на челе, говорит; «благодать Вседержителя Бога и любы Господа нашего Иисуса Христа и причастие св. Духа буди со всеми вами», и все согласно отвечают: «и со духом твоим». Первосвященник: «горе ум». Все: «имамы ко Господу». Первосвященник: «благодарим Господа», Все: «достойно и праведно есть». Первосвященник произносит вслух длинную молитву, в которой прославляет величие Бога, обладающего·всеми совершенствами ума и воли, предвечно·родившего Сына Единородного, Которым сотворено все от херувимов до серафимов мира невидимого до песка малейшего, разметаемого ветром по земле. По образу и подобию Своему Бог сотворил и человека, ввел его в рай, и дал ему заповедь, но человек согрешил, вкусивши плода. Бог наказал его, но не в конец, и «обетовал ему жизнь из воскресения». Затем всех верных рабов своих Бог хранил и прославлял, как то: Авеля, Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и – евреев; отступников же предавал наказанию, как то: Каина, нечестивых современников Ноя, Содом и Гоморр и проч. Множество чудес – сотворено Им среди израильского народа Ему кланяется ангельский мир, непрестанно и немолчно вопиюще (и весь народ говорит): свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы Его: благословен во веки. Аминь». Следует новая молитва первосвященника. Здесь прославляется Единородный Сын Божий, воспоминается все домостроительство нашего спасения. Чтобы избавить нас от погибели, Бог Слово воплотился от Девы, жил среди людей, как истинный человек; преподал истинное учение об Отце Своем, творил знамения и чудеса; принимал пищу, предавался сну, показал примеры совершеннейшего благочестия. По исполнении же всего этого, будучи невинен, потерпел страдания и крестную смерть, чтобы избавить нас от вечной смерти и сокрушить узы диавола. В третий день Он воскрес из мертвых и, проведши сорок дней с учениками, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего. В воспоминание Своей искупительной жертвы Иисус, Христос установил таинство евхаристии: «в нюже нощь предаяшеся прием хлеб…. и воззрев к Богу и Отцу Своему, и преломив, даде ученикам глаголя: приимите от него ядите: сие есть тело Мое, еже за многи ломимое в оставление грехов, такожде и чашу, растворив от вина и воды и освятив, даде им глаголя: пийте от нея вси: сие есть кровь Моя, яже за многи изливаемая в оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание». Во исполнение заповеди Спасителя «приносим Тебе Царю и Богу, по Его чиноположению, хлеб сей и чашу сию и молимтися, яко да милостивно призриши на предлежащия пред Тобою дары сия,.... и ниспошлеши на жертву сию Духа Твоего Святаго,… яко да покажет хлеб сей тело Христа Твоего и чашу сию кровь Христа Твоего». Затем молится епископ о св. церкви, да сохранится она твердою и непоколебимою до скончания века, молится за все епископство, о себе – самом, за пресвитерство, диаконство и весь клир; молится за царя и прочие власти, и за воинство... «Еще приносим ти, прибавляет далее, о всех, иже от века благоугодивших Тебе святых, патриарсех, пророцех, праведницех, апостолех, мученицех, исповедницех, епископех, пресвитерех, диаконех» и проч. Молится за предстоящий народ; молится о местном городе и живущих в нем; о немощных, пленных, о плавающих, и путешествующих, о врагах христиан; об оглашенных, о кающихся, о благорастворении воздуха и изобилии плодов. Молитва заключается славословием: «яко Тебе всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и в неоскудные и бесконечные веки веков». И весь народ отвечает: «аминь». Затем повторяется преподание мира от епископа. Диакон произносит краткую молитву, начало которой сходно со вторым прошением нашей просительной ектении, следующей за освящением св. даров, именно – диакон приглашает молиться «о принесенном Господу Богу даре, яко да иже благий Бог приимет его... в пренебесный жертвенник, в воню благоухания». В следующей потом молитве епископ просит Бога, чтобы Он освятил тело и душу предстоящих, очистив их от всякия скверны, сподобил «улучить предлежащия блага», т. е. неосужденно причаститься св. тайн Христовых. Диакон говорит затем: «вонмем»; епископ: «един свят, един Господь, един Иисус Христос, в славу Бога Отца, благословен во веки. Аминь. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам: осанна в вышних». – Начинается причащение св. тайн. Сперва причащается сам епископ; за ним пресвитеры и прочие клирики по чину, и наконец народ. Епископ преподает тело Христово, а диакон кровь Христову из чаши. Во время причащения поется 33-й псалом. По окончании причащения и псалмопения диакон возносит краткое благодарение ко Христу, сподобляющему нас причастия св. Его таин. Все священнодействие заключается двумя молитвами епископа, из которых в первой он благодарит Бога за причащение св. таин и испрашивает благоденствия для всех людей, во второй просит Божия благословения на всех предстоящих. Диакон делает обыкновенный отпуст: «отыдите в мире».

В апостольских постановлениях молитваГосподня ставится на первом плане, как важнейшая. Эту молитву предписывают они читать каждому три раза в день75.

В постановлениях апостольских находим разные предписания касательно праздников. Предписывается праздновать субботу (в смысле христианском), день воскресный, день рождества Господня, Богоявление, праздник Пасхи, Вознесения Господня и Пятидесятницы. Рождество Христово повелевается праздновать 25-го декабря; Богоявление – 6-го января; Пасху – в первый воскресный день после весеннего равноденствия, но отнюдь не в одно время с иудейской пасхой. Через сорок дней после Пасхи – в четверток – предписывается праздновать Вознесение, а чрез пятьдесят дней – Пятидесятницу76.

Находим в апостольских постановлениях правило относительно постов. Повелевается проводить в посте два седмичные дня: среду – в память предания Господа и пяток – в память Его крестных страданий; но запрещается пост в субботу77, в дни воскресные и праздничные78. Затем предписывается соблюдать пост св. четыредесятницы и страстной седмицы пред Пасхою, поститься одну седмицу спустя семь дней после праздника Пятидесятницы (наш Петров пост)79.

К таинству крещения, по предписанию апостольских постановлений, должно допускать желающих не вдруг, но после предварительного оглашения, состоящего в отречении от диавола и сочетании со Христом. Во время отречения крещаемый пусть говорит вслух: «отрицаюся сатаны и дел его, и гордыни его, и служения его, и ангел его, и измышлений его и всех, яже под ним». А после крещения во время сочетания пусть говорит он: «И сочетаваюся Христу» и читает символ веры. После этого обещания по порядку он приходит к помазанию елеем (который благословляется епископом) в оставление грехов и в приготовление крещения80.

Право совершать таинство крещения, по апостольским постановлениям, усвояется исключительно епископам и пресвитерам81. Крещению должно предшествовать помазание елеем. Самый акт крещения составляет, по постановлениям, погружение в воде с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и св. Духа». При крещении должны быть восприемники: для мужчины – диакон, для женщины – диаконисса. После крещения непосредственно следует помазание миром82. Правильно совершенное крещение не повторяется83.

Право принимать покаяние в «постановлениях» усвояется епископу. Епископ налагает епитимию на кающегося, состоящую в посте и молитве на более или менее продолжительное время84 соответственно силе греха и искренности раскаяния. Очищенного покаянием епископ примиряет с церковью через рукоположение, которое служит заменою омовения (крещения)85.

Рукоположение епископа по апостольским постановлениям совершается не иначе, как тремя или, по крайней мере, двумя епископами, но отнюдь не одним. Пресвитер же, диакон и прочие клирики поставляются одним епископом86. Рукоположение епископа должно быть в день воскресный. Оно начинается публичным оглашением или объявлением избранного кандидата и истребованием согласия или одобрения со стороны всего народа. Самое посвящение состоит в том, что диаконы держат над и головой рукополагаемого раскрытое евангелие, а первенствующий епископ читает рукополагательную молитву, по окончании которой один из епископов дает в руку рукоположенного св. жертву87. При посвящении пресвитера епископ возлагает на него руку, и произносит совершительную молитву, которою испрашивается избранному дух благодати Господней на достойное прохождение священнического подвига. Рукоположение во диакона, иподиакона, чтеца, диакониссу совершается так же чрез возложение рук епископа с молитвою, соответствующей тому или другому случаю.

Относительно совершения брака нет подробных указаний в «постановлениях». Но что брак должен совершаться не иначе, как с благословения церкви, апостольские постановления намекают на это тем, что законный брак считают нерасторжимым, так как он утверждается и скрепляется Самим Богом88.

В «постановлениях» в первый раз находим мы форму или обряд освященияводыи елея, хотя в действительности освящение этих вещей, вероятно, существовало и раньше. Освящение совершается епископом или пресвитером посредством благословения и приличной случаю молитвы89.

Погребениеусопших, по предписанию апостольских постановлений, должно совершаться с молитвами церковными о том, чтобы Бог простил усопшему всякое согрешение, вольное и невольное, и упокоил его в недре Авраама, Исаака и Иакова. Назначаются затем нарочные дни для поминовения умерших: третины должны совершаться с пением псалмов, чтением и молитвами ради Воскресшего в третий день, – девятины в воспоминание «сущих здесь» почивших, – сорочины по примеру израильтян, сорок дней оплакивавших смерть Моисея и годины в память почившего90.

Плиний, Лукиан и Цельс

Некоторые беглые сведения о древне-христианском богослужении можно заимствовать из сочинений языческих писателей второго века: Плиния, сатирика Лукиана самосатского и философа Цельса.

Плиний был римским правителем Вифинии при Траяне. В письме своем к императору, написанном в 104 году, Плиний писал о вифинских христианах следующее: «они клянутся, что вся их вина состоит в том, что они имеют обыкновение в известный день (in stato die) собираться вместе до восхода солнца петь хвалебную песнь Христу, как Богу.... Сделавши это они расходились; а потом собирались снова для принятия пищи, впрочем обыкновенной и невинной». Отсюда видим, что во время Плиния у христиан уже было утреннее общественное богослужение, по крайней мере, в воскресный день (in sfato die). Упоминание о вторичном собрании христиан для принятия пищи указывает на евхаристическую вечерю, таинственное значение которой не было известно Плинию, как язычнику. –

Краткое указание на евхаристию и другие таинства христиан находим у Лукиана в его письме к Кронису «о смерти Перегринуса». Он свидетельствует, что когда Перегринус находился в темнице, палестинские христиане собирались к нему, устраивали с ним общие обеды91 и читали священные книги. У христиан, по его словам, существуют новые таинства. Пресвитеров и служителей церкви Лукиан называет учителями, литургами и предстоятелями.

Цельс, известный противник христианства, ставит в упрек христианам то, что они устраивают тайные общие обеды, что они не воздвигают ни алтарей, ни изображений, ни храмов, не приносят никаких жертв, чтобы засвидетельствовать свою благодарность Богу.·Очевидно, Цельс вовсе не понимал христианской евхаристической вечери, в чем он и был обличен Оригеном. Упрек Цельса христианам объясняется тем, что Цельс смотрел на христианское богослужение с языческой точки зрения. Языческие алтари служили местом кровавых жертв, языческие храмы назначались исключительно для идолов. Таких храмов, алтарей и идолов первенствующие христиане действительно не имели и не могли иметь. Но из обвинения Цельса отнюдь не следует, что у христиан того времени вовсе не было ни нарочитых мест для религиозных собраний, ни алтарей – в христианском смысле, ни более или менее определенных форм богослужения.

* * *

1

Составлено главным образом по руководству сочинения: Liturgik von Dr. Luft Mainz. 1847

31

См. св. Климента р. 1 посл. к кор.

32

Посл. к Смирн.

33

В апологии св. Иустина встречается в двух местах описание чина литургии: 1) вслед за крещением; 2) при изображении богослужения в день воскресный. Представляя воскресную литургию, мы дополнили ее подробностями из первого места.

34

По мнению Георгия Пахимера (XVII в.) – это молитва благословения.

35

По толкованию того же Георгия Пахимера читались: пророчества, апостол и евангелие.

36

Кн. III, гл. 4.

37

Кн. IV, гл. 33.

38

Кн. IV, гл. 17.

39

Кн. V, гл. 1–3.

40

Стром. кн. 7, гл. 6.

41

Там же кн. 12, гл. 6.

42

О постах, гл. 13.

43

О мол. Госп. гл. XV и XVI.

44

О венце воин.

45

О целом. гл. VII.

46

К жене, кн. втор. гл. IX.

47

Гл. XIV.

48

Гл. IV.

49

Аполог. гл. XVI.

51

Посл. к Юбаану, гл. 5.

52

Посл. к Фиду.

53

О мол. Госп. гл. 18.

54

О мол. Госп. гл. 18.

55

Под именем „Постановлений апостольских» разумеется сборник наставлений касательно благоповедения богослужений и управления христиан, дошедший до нас от древних времен христианства. Указания на него можно находить у св. Ириния (Opp. fraqm. 2 орр. 5. hippolit: орp. p. 65 Hmb 1716), Евсевия (церк. ист. кн. 3 гл. 25) и др. Сборник состоит из восьми книг. Происхождение апост. постановлений приписывают Клименту на основании 85 апост. правила. Но кто был этот Климент, с достоверностью неизвестно.

56

Гл. 44.

57

Церковь воинствующая совершает богослужение свое по подобию церкви торжествующей, где святые стоят окрест престола Божия (Ис.6:2; Откр.7:11). Спаситель также представляет последователей своих стоящими во время молитвы (Мк.11:25).

59

Кн. III, гл. 20. VIII, 28.

60

Гл. 57.

61

То есть церковь.

62

Для предложения, или жертвенника и диаконника.

63

То есть на амвоне.

64

Кн. II, гл. 57.

65

Там же.

66

VIII, 34.

67

Одержимых нечистыми духами, бесноватых.

68

Кн. VIII, гл. 37.

69

О совершении литургии говорится еще во II книге апостольских постановлений. Здесь начало этого богослужения представлено в более определенном и подробном виде, именно: „чтец, став на некотором возвышении (амвоне) читает книги Моисеевы и И. Навина, книги судей и царств, книги Пералипоменон и книги о возвращении (евреев из плена, – книги Эздры и Неемии), сверх сего книги Иова и Соломона и книги шестнадцати пророков. Когда совершатся два чтения, другой кто-либо пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого пусть читают Деяния наши (т. е. апостольские) и послания Павла;… а после этого диакон или пресвитер пусть читает евангелия, которые предали вам Матфей, Иоанн, Лука и Марк. Во время же чтения евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят. Затем пресвитеры, поодиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их – епископ, который подобен кормчему (II кн. 57 гл.).

70

Этот обряд совершается теперь только священнодействующими.

71

т. е. евхаристии.

72

Отсюда объясняется у нас возглашение диакона: „двери двери премудростию вонмем».

73

Происхождение нашего великого входа.

74

Доселе сохранился этот обряд при служении архиерейском, только рипиды у нас употребляются металлические.

75

Кн. VII, гл. 24.

76

Кн. V, гл. 13–20.

77

Исключение составляет только та суббота, в которую воспоминается погребение Господа, т. е. суббота страстной седмицы. В этот день „постановления» предписывают пост (кн. VII, гл. 23).

78

Кн. V, гл. 15–20.

79

Кн. V, гл. 13 и 20.

80

Кн. VII, гл. 40.

81

Кн. III, гл. 10 и 11.

82

Кн. III, гл. 16.

83

Кн. VI, гл. 15.

84

От двух до семи недель.

85

Кн. II, гл. 12, 14, 16 и 41.

86

Кн. III, гл. 20.

87

Кн. VIII, гл. 4 и 5.

88

Кн. VI, гл. 14.

89

Кн. VIII, гл. 29.

90

Кн. VIII, гл. 42.

91

Евхаристия.


Источник: Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского собора / Сост. применительно к семинарской программе литургики Н. Смирнов, учитель Пензенской дух. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1873. - 86 с.

Комментарии для сайта Cackle