свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Источник

Послание к римлянам

Литература

Учебные пособия

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995.

(Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.

Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006.

Творения святых отцов

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 6. Послание к римлянам / Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин. Ред. Т. К. Одэн. Тверь. Герменевтика, 2003.

Ефрем Сирин, прп. Творения. В8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995.

Иоанн Златоуст, свят. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 9. Кн. 2. Беседы на Послание к римлянам. Репринт. М.: Радонеж, 2003.

Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Он же. Творения. М.: Паломник, 2003.

Феофан Заворник, свт. Толкования на Послание апостола Павла к римлянам. Репринт. 2–е изд. М., 1890. М.: Правило веры, 1996.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Послания святого апостола Павла. Сокращено избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000.

Исследования, комментарии

Баркли У. Толкование Послания к римлянам. USA. Всемирный союз баптистов, 1980.

Барт K. Послания к римлянам. М.: ББИ, 2005.

Богдашевский Д. (en. Василий). Неповрежденность послания св. ап. Павла к римлянам ! Труды КДА. 1904. № 6.

Кассиан (Безобразов), еп. Сыны Божии // Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. С. 537 – 544.

Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Академические чтения по Свящ. Писанию НЗ. Т. 3, Вып. 2. Римская церковь и послание к римлянам. Тула, 1906. Послание к римлянам. Комментарий к греческому тексту / Реф. А. С. Небольсина. М., 2005.

Розанов Н. П. К римлянам Послание св. ап. Павла / ТБ. Т. 10.

Стотт Джон Р. У. Послание к римлянам. Божья Благая весть, предназначенная для всего мира. СПб.: Мирт, 1999.

Тярк О. А. Послание к римлянам // БB. 1972. № 3 – 6. 1973. № 1 – 6. 1974. № 1 – 4.

План Рим.

I. Благовестие св. ап. Павла как откровение правды Божией через веру (1:16 – 17)

II. Греховность (виновность) всех людей перед Богом (1:18 – 3:20)

1. Естественное откровение язычникам и их уклонение в идолопоклонство. Пороки язычества (1:18 – 32)

2. Неверность иудеев закону не уменьшает ценности Откровения (2 – 3:20)

III. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3:21 – 5:11)

1. Смерть (умилостивительная жертва) (3:25) и Воскресение (4:25) Христа как наше оправдание

2. Примирение с Богом и получение благодати верою (5:1 – 11)

IV. Христос и Адам (5:12 – 21)

Царство греха и смерти, пришедшее через Адама, сменяется через Христа царством благодати, праведности и жизни

V. Крещение (6:2 – 7:6)

1. Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа (6:1 – 9)

2. Смерть во Христе для греха и закона и освобождение для праведности (6:9 – 7:6)

VI. Жизнь под законом – бессилие человека в отношении добра (7:8 – 25)

VII. Единение со Христом (8)

Преодоление власти плоти в Духе Святом и усыновление Богу (8:1 – 16)

VIII. Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (9 – 11)

IX. Практические наставления (13 – 15)

1. Отношение к власти ( 13:1 – 7)

2. Вопрос о «немощных в вере» (14 – 15)

Семинар № 11. Рим. 1 – 4

Домашнее задание

1. На основании приложений изложите основные сведения о Послании и предположенния о возникновении христианской общины в Риме.

2. *Кратко сформулируйте существующую гипотезу относительно гл. 16 Послания к римлямам (см. Приложения).

3. Сформулируйте аргументы ап. Павла, доказывающие виновность пред Богом всех людей – язычников и иудеев. Для чего ап. Павел это пишет?

4. Найдите цитаты, раскрывающие, как на примере Авраама показывает, что человек оправдывается через веру?

5. Найдите определения слов «оправдание» и «правда» («праведность»).

План семинара

I. Общие сведения

1. Автор и адресаты Послания

а) авторство Послания не подвергается сомнению

б) адресаты Послания. Римская Церковь – ее возникновение и состав (см. Приложение 1)

в) отношение автора с адресатами. Особенностью Послания является то, что оно адресовано общине, основанной не ап. Павлом и не знающей его лично

2. Цели написания Послания

3. Время и место написания Послания (см. Приложение 1)

4. Вопрос целостности Послания и текстологические проблемы (см. Приложение 1)

а) гипотеза, согласно которой 16–я глава Послания к римлянам представляет собой отдельное послание (или его часть), отправленное не в Рим, а в Ефес

б) хождение в древней Церкви краткой версии Послания (без 15 – 16–й глав) в) славословие 14:24 – 26 (синод. пер.) во многих древних рукописях помещено в самом конце Послания

II. Греховность всех людей перед Богом (1:18 – 3:20)

1. Гнев Божий на язычников

а) язычники, наблюдая видимое творение, не поклонились невидимому Творцу (ст. 19 – 20, а, напротив, воздали твари божественное поклонение (ст. 23). Идея о познаваемости Бога через видимый мир была весьма распространенной в культуре Павловой эпохи, – как в популярной эллинистической философии (особенно в платонизме и стоицизме), так и в иудействе. Особенно характерны такого рода мысли для писаний, находящихся под эллинистическим влиянием иудейских кругов (Филон, Книга Премудрости, некоторые псалмы). Ближе всего к Рим. 1:19 – 20 стоит Прем. 13:1, 8 – 9 (Послание к римлянам. Комментарий к греческому тексту)

б) крайнее развращение нравов – следствие идолопоклонства язычников. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца < ... > Потому предал их Бог постыдным страстями» (ст. 25 – 26).

в) язычники имеют естественный закон, написанный в их сердцах. По этому закону они и будут судимы (2:14 – 15)

2. Гнев Божий на иудеев

а) обрезания и знания закона не достаточно для оправдания, если закон не исполняется во всей полноте (2:25 – 26)

б) иудеи сами не соблюдают закон, оказываясь иудеями только по наружности (2:28)

в) неверность иудеев закону не уменьшает ценности Слова Божия, вверенного иудеям (3:1 – 3)

г) однако их греховность не дает им никаких преимуществ и ставит на один уровень с язычниками: «Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудей, так и Еллины, все под грехом» (3:9) Все человечество – и иудеи, и язычники – нуждается в искуплении жертвой Христовой (3:23 – 25)

III. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3:21 – 5:11)

1. Смерть (умилостивительная жертва) (3:25) и воскресение (4:25) Христа как наше оправдание

διχαιοούη – оправдание, провозглашение праведным, признание праведным, признание или провозглашение невиновным, т. е. не заслуживающим наказания;

διχαιοούη – праведность, справедливость, законность, правда Правда Божия явилась во Христе независимо от закона. Мы оправдываемся не законом дел, а законом веры (3:27). Таким образом, спасение открывается всем – и иудеям, и язычникам

2. Пример Авраама (4:1 – 25)

а) Авраам был оправдан по вере, а не по делам. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3; Быт. 15:6)

б) оправдание Авраама предшествовало обрезанию. Знак обрезания он получил, (как) печать праведности через веру, которую (имел) в необрезании» (Рим. 4:11)

в) Авраам получил обетование от Бога независимо от закона (4:13). (Обетование, что Бог сделает его отцом многих народов)

г) вера Авраама и христианская вера. Как Авраам поверил, что Бог, «животворящий мертвых», силен произвести из «омертвелой» утробы Сарры жизнь, так и мы, веруем «в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:24 – 25)

Оправдавшись верою, мы примиряемся с Богом и получаем доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (5:1 – 11)

Семинар № 12. Рим. 5 – 8

Домашнее задание

1. Кратко изложите толкования церковной экзегезы на Рим. 5:12 (см. Приложения).

2. Как ап. Павел понимает крещение и его последствия для христианина?

3. Найдите в Рим. 8 цитаты об участии Святого Духа в деле спасения.

План семинара

І. Христос и Адам (5:12 – 21)

1. «Как преступлением одного человека (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни» (5:18)

2. Три святоотеческих толкования стиха 5:12 (см. Приложения), «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили»

а) блаженный Августин. Через Адама согрешило все человечество. На всем человечестве лежит ответственность за грех прародителя

б) «Тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили» (перевод еп. Кассиана). Смерть стала уделом всех людей потому, что каждый человек согрешил «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (5:20)

ІІ. Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа (6:2 – 7:6)

1. В крещении человек умирает для греха, чтобы жить для Бога

Крещение (βαπτίξω) – погружаю) символизирует погребение вместе со Христом. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» (6:4)

Соединяясь со Христом в подобии Его смерти, мы будем соединены и подобием Его Воскресения. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть (coединены) и (подобием) воскресения» (6:4 – 5)

Рим. 6:3 – 11 читается во время чинопоследования Таинства Крещения.

2. Рабство греху и рабство праведности

Человек может быть или рабом греха, или рабом праведности

а) рабство греху – предание «членов греху в орудия неправды» (ст. 13)

б) рабство праведности – послушание «тому образу учения, которому предали себя» (ст. 17)

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – Жизнь вечная» (ст. 22)

3. Освобождение от закона

В крещении – смерть для закона. Пример с супругами: После смерти мужа жена освобождается от закона замужества (7:2). Освободившись от закона, мы теперь можем «принадлежать другому, Воскресшему из мертвых», т. е. Христу (7:4)

Так как новым супругом является Христос, умерший и Воскресший, то и жена должна быть изображена как умершая, чтобы потом, по своем Воскресении, соединиться с воскресшим Христом. Это союз, заключенный как бы по ту сторону гроба (Лопухин)

III. Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра (7:7 – 25)

1. Закон и сила греха

а) закон открывает людям, что желания, которые они прежде полагали невинными, на самом деле греховны: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил – не пожелай» (7:7)

б) с появления закона люди осознакот неправильность своей жизни и поэтому несут ответственность за грехи. И поскольку «Возмездие за грех – смерть» (6:23), то закон тем самым служит к смерти человека (7:9 – 10)

в) однако сам по себе закон свят и дан от Бога, чтобы указывать, какой жизни Бог ожидает от человека (7:12 – 13)

г) грех, живущий в человеке, превращает «доброе» (т. е. закон) в смерть для человека.

2. Психология греха

а) закон не может помочь человеку, потому что «закон духовен», а человек «плотян» (7:14). «Продан греху» – проданный в рабство, т. е. подвластный

б) обитающий в человеке грех заставляет его делать противное собственной воле. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (7:19 – 20)

в) этот «закон греха» не позволяет человеку исполнять закон Божий, внося в человеке болезненную раздвоенность; «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (7:25)

IV. Преодоление власти Плотин усыновление Богу в Духе Святом (8)

1. Жизнь по Духу

а) от действия «закона греха» человека освобождает «закон Духа»: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (1 – 4)

Под именем закона духа (апостол) разумеет здесь Духа, – как грех назвал законом греха, так и Духа называет законом духа. Но и закон Моисея он наименовал также духовным, сказав: «Ибо мы знаем, что закон духовен». Итак, какое же различие? Большое и бесконечное. Тот есть закон духовный, а этот – закон Духа. Чем же от личается один от другого? Тем, что один только дан Духом, а другой, принявшим его обильно, даровал Духа (свт. Иоанн Златоуст)

б) живущие не по плоти, а по духу становятся жилищем Духа Божия (8:9)

в) этот Дух оживляет смертное тело человека и побеждает в нем «закон греха»: «Дух Того, Кто Воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (8:1)

г) Дух Божий, обитающий в человеке, свидетельствует о его богосынoвстве: вы «приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (8:15 – 16)

д) будучи детьми Божиими, мы являемся сонаследниками Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ними прославиться» (8:17).

2. Грядущая слава

а) «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (8:18)

б) Спасение твари зависит от человека. Тварь подверглась тлению в результате грехопадения людей и «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (8:21). Что значит: тварь покорилась суете?» Сделалась тленною. Для чего же и от чего? От тебя, человек. Поскольку ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы (Быт. 3:17 – 18) (св. Иоанн Златоуст)

в) Сыны Божии с надеждой ожидают будущую славу. Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (8:24 – 25)

г) Славословие Божественной любви.

Бог избирает любящих Его и от любви Божией ничто тварное отлучить не может.

Семинар № 13. Рим. 9 – 15

Домашнее задание

1. Найдите ветхозаветные цитаты, которыми ап. Павел показывает божественное избрание израильского народа (Рим. 9 – 11).

2. В тексте Послания найдите ветхозаветные примеры, говорящие о Божественном предопределении.

3. Приведите и истолкуйте символический образ, которым ап. Павел иллюстрирует отношения иудеев и язычников в домостроительстве спасения.

4. * По книге Деяний кратко изложите отношение ап. Павла к властям.

План семинара

I. Иудеи нязычники в домостроительстве спасения (9 – 11)

1. Печаль ап. Павла о родных по плоти иудеях

«Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (9:2) Смысл фразы в том, что апостол считает дело спасения Израиля более важным, чем дело своего личного спасения. Ср. аналогичное поведение Моисея (Исх. 32:32) (Послание к римлянам. Комментарий к греческому тексту)

2. Богоизбранность израильского народа

а) потомки (семя) Авраама, т. е. израильский народ – дети обетования, но не плотские дети суть дети Божии, но» наоборот – «дети обетования признаются за семя» Авраама (9:8)

б) они избраны не своим желанием и не по своим подвигам, а по милости Божией, по Божественному предопределению: «Бог говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (9:15; Исх. 3:19)

3. Божественный Промысел

а) примеры предопределения в Ветхом Завете. Иаков и Исав (Быт. 25:21 – 26; Мал. 1:2 – 3); Бог ожесточает сердце фараона (Исх. 14:4)

б) Бог властен над Своим творением, как горшечник над глиной (9:20 – 21). Люди оказываются сосудами Его милосердия – иудеи и язычники. «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13). Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еще не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до рождения их Бог сказал, больший будет в порабощении уменьшего. Почему же Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания дела, чтобы видеть, кто добр, кто нет, но и прежде этого знает, кто порочен и кто нет (Свт. Иоанн Златоуст)

4. Оправдание по вере во Христа и судьба иудеев (10:1 – 21)

а) «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что (искали) не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (9:32), т. е. Христа, Который есть конец закона

б) Израиль спасется, если обратится ко Христу. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13; Иоиль 2:32). Ср.: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12)

5. Спасения остатка Израиля (11:1 – 10)

а) Бог не отверг Свой народ. Пример ап. Павла

б) пример с Илией (3Цар. 19:14; 18) – прообраз спасения остатка Израильского народа

в) «Остаток» (Ис. 10:20 – 23)

6. Соучастие язычников и иудеев в истории спасения (11:11 – 24)

а) отпадение Израиля послужило к обращению язычников

б) притча о маслине: дикая маслина прививается на место отпавших ветвей хорошей маслины

7. Тайна Божественного милосердия для всех (11:25 – 32)

8. Непостижимость пути и Промысла Божия (11:33 – 36)

ІІ. Отношение к властям

1. Христианин должен быть законопослушным

Власть – божественное установление, нет власти не от Бога» (13:1)

«....Апостол употребил не предлог άπό (от), а предлог ύπό (под). Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия (Рим. 13:4). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей, апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога, как своего господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей» (Рим. 13:5) (см.: Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Церковь Христова в посланиях апостола Павла Православное учение о Церкви. Богословская конференция Русской Православной Церкви. М., 2003. С. 33)

2. Начальник поставлен наказывать делающих злое и поощрять делающих доброе

III. Практические наставления. Вопрос о «немощных в вере» (13:8 – 15)

1. «Любовь есть исполнение закона» (13:10)

а) немощного в вере принимайте без споров о мнениях (14:1)

б) вопрос о пище не принципиальный вопрос, не относящийся напрямую к спасению. «Царствие Божие не пиша и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (14:9)

в) в таких вопросах следует уступать немощным. Чтобы не подавать соблазна, следует пойти на жертвы, «лучше не есть мяса, не пить вина и не (делать) ничего (такого), отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (14:21) (ср.: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» – 1Кор. 8:13)

2. Уступая немощным, человек подражает Христу. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (15:1 – 3). (ср. Гал. 6:1 – 2)

Стихи для узнавания

Рим.

1:16 – 18

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что (оно) есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, (потом) и Еллину.

В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Ибор открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

3:21 – 22

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия.

5:12 – 14

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

Ибо (и) до закона грех был в мире; по грех не вменяется, когда нет закона.

Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

6:4

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

7:21 – 25

Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

8:9 – 16

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, (чтобы) опять (жить) в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

11:16 – 18

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, (то) (вспомни, что) не ты корень держишь, но корень тебя.

14:14 – 17

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

Да не хулится ваше доброе.

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Вопросы к зачету

1. Греховность всех людей перед Богом (Рим. 1:18 – 3:20).

2. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3:21 – 5:11).

3. Христос и Адам (5:12 – 21).

4. Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа (Рим. 6:27 – 7:6).

5. Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра (Рим. 7:725). Преодоление власти плоти и усыновление Богу в Духа Святом (Рим. 8).

6. Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (9 – 11).

7. Практические наставления. Отношение к властям. Вопрос онемощных в верея» (13:1 – 15)

Приложения

Приложение 1. Общие сведения о Послании к римлянам

Адресаты Послания

Обозначены в начальном приветствии: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Бо жиим, призванным святым» (Рим. 1:7; см. также 1:15).

Возникновение христианской Церкви в Риме

Христиане в Риме появились довольно рано, но точных сведений о времени нет. Ап. Павел, обращаясь к римским христианам Андронику и Юнии, говорит о них, как о прославившихся между Апостолами и прежде» него «еще уверовавших во Христа» (Рим. 16:7) (ар хиеп. Аверкий).

Многие исследователи полагают, что эдикт императора Клавдия, изгоняющий евреев из Рима, был вызван волнениями, связанными с христианами. Время издания эдикта обычно относят к 49 г.

Историк Светоний пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (т. е. Клавдий) изгнал из Рима» («Жизнь двенадцати цезарей» Клавдия). Имя Хрест (Chrеѕtus: Χρηοτός) вполне может быть искаженным «Христос» (Christus; Χριοτός).

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта (Деян. 18:2) Гатри, еп. Кассиан).

На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» (Деян. 2:10). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек (Деян. 2:41). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри).

Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).

«Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий).

Состав Римской Церкви

Римскую Церковь, вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников.

Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам <....> Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» (Рим. 1:12; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана).

Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему.

Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий).

Время и место написания

На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его (1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря (Рим. 6:1) (архиеп. Аверкий).

Вопрос целостности Послания и текстологические проблемы

1. Существует гипотеза, согласно которой 16–я глава Послания к римлянам представляет собой отдельное послание (или его часть), отправленное не в Рим, а в Ефес.

Аргументы за:

Павел никогда не был в Риме и все же посылает приветствия многим членам Римской церкви, что считается маловероятным. Но это было бы совершенно естественным, если бы эти приветствия были посланы церкви в Ефесе, в которой он трудился около трех лет. Кроме того, никто из названных в этой главе лиц нигде больше не упоминается в последующих Посланиях, которые, как общепризнано, были посланы из Рима, т. е. в тюремных посланиях.

Прискилла и Акила и их церковь упоминаются в первом послании к коринфянам (16:19), написанном незадолго до Послания к римлянам, но в то время Акила и Прискилла находились в Ефесе. Ко времени, когда Павел Пишет церкви в Риме, прошло не более двух лет, и они не только переехали со своими домочадцами в Рим, но и основали там другой христианский центр. Вместе с тем, когда писалось Второе послание к Тимофею, они снова находились в Ефесе.

Епенет (16:5) называется «начатком Ахаии для Христа», и это было бы понятным, если бы он был в то время в Ефесе, а не в Риме.

Считается, что Фива, которую Павел просит принять в 16:1 – 2, могла быть, скорее всего, послана им с такой рекомендацией в церковь, которую он знал, чем в ту, в которой ни когда не был.

Глава 15 заканчивается так, как будто представляет собой заключение письма, что поддерживает мнение о том, что последняя глава была добавлена позже, при передаче Послания.

Аргументы против:

Не было бы ничего удивительного в том, если бы множество приветствии было послано не такой хорошо известной Павлу церкви, как в Ефесе, так как единственным случаем, когда Павел посылает так много личных приветствий, является Послание к колоссянам, т. е. церкви, в которой он никогда не был. Очевидно, он не считал нужным кого-либо выделять в церкви, которую хорошо знал, так как считал всех христиан своими друзьями. Но в такой церкви, как в Риме, в которой его лично не знали, это могло бы показать, как много отдельных христиан, находящихся там, хорошо его знали раньше. То, что апостол не упоминает никого из названных лиц в гл. 16, ни в одном другом Послании, не должно вызывать удивления, потому что большинство из них не были его ближайшими сотрудниками и, по всей вероятности, не имели никакого контакта с теми Церквами, которым он позже писал.

В то время можно было без большого труда посещать имперскую столицу, что делает не столь уж невероятным, как может показаться на первый взгляд, что так много знакомых Павла эмигрировало в Рим. Положение Акилы и Прискиллы также подтверждает эту возможность. То, что, как в Риме, так и в Ефесе, у них была домашняя церковь, предполагает, что они были состоятельными людьми. По мнению Додда, они, по всей вероятности, имели свое торговое предприятие одновременно в обоих городах. По указу императора Клавдия они вынуждены были уехать из Рима, но это отнюдь не означает, что они должны были закрыть там свои предприятия. Достаточно было назначить нееврейского управляющего.

Очевидно, нет причин для того, чтобы первый уверовавший в Азии должен был там оставаться, и поэтому упоминание Епенета ничего не объясняет. Если он перебрался в Рим, то становится совершенно понятно, почему Павел приветствует его, так как апостол с большой теплотой мог вспоминать услуги, которые ему оказал этот первый обращенный. Определение «начаток» естественно могло ассоциироваться у Павла с этим христианином.

Случай с Фивой не означает, что Павел, скорее всего, писал церкви, которая его знала. Это было бы возможным только в том случае, если бы писатель был незаметной фигурой, о которой данная церковь ничего не знала. Но тогда, если Павел не имел такого авторитета, чтобы кого-либо рекомендовать церкви, которой он был неизвестен, Он также не мог бы писать ей столь авторитетно, как он это делает в главах 1 – 15.

Можно допустить, что ст. 15:33 мог бы служить заключением Послания, но ни одно другое Послание ап. Павла так не заканчивается. (Гатри)

2. Некоторые древние авторы (Маркион, а вероятно, и Тертуллиан, сщмч. Ириней и Киприан) пользовались текстом Послания, не включающим в себя главы 15 – 16. «На основании можества текстуальных данных можно почти с уверенностью сказать, что сокращенный текст Послания имел хождение в течение определенного периода времени. Можно даже допустить, что этот текст относится к очень раннему времени. Но утверждать это относительно всех версии довольно трудно» (Гатри).

3. Доксология 14:24 – 26 (синод. пер.) в критических изданиях помещается в конце Послания после 16:24. «Рукописные данные не дадут бесспорного основания для установления его места. Переписчику было бы, по-видимому, естественно перенести славословие из гл. 14 в гл. 16, а не наоборот. Он мог бы думать, что исправляет ошибку своих предшественников и восстанавливает мысль Апостола. Нельзя не признать, что в конце гл. 14 славословие оказывается вполне уместным, как молитва Апостола об укреплении немощных. С другой стороны, в построении Послания славословие было бы на своем месте и в конце Послания и было бы лишним доказательством литературного искусства Тертия, достоинства которого, как секретаря, превозносятся современною критикою. Вопрос остается открытым» (еп. Кассиан).

Приложение 2. Толкование отрывка Рим. 5:1235

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили» (синодальный перевод).

Кратко напомню, в чем заключается смысл отрывка Рим. 5:12. Апостол Павел со всей силой утверждает причинную связь между грехом Адама и смертью, царящей над всем человечеством. Спорное выражение έφ’ φ͂ получило различные толкования в святоотеческой литературе. Необходимо понимать, какое сильное влияние на развитие мысли и западной практики благочестия оказала полемика блаженного Августина с Пелагиeм и Юлианом Экланским. Блаженный Августин настаивал на радикальном повреждении природы человека и на причастности всех людей не только к наказанию и последствиям прародительского непослушания, но и к самому греху и ответственности за него. В таком понимании он основывался на бывшей в употреблении латинской версии Павловых посланий, где έφ’ φ͂ было переведено как іn quo (в котором). Единственное слово, которое могло относиться к in quo, было существительное «человек», иначе говоря, Адам. Отсюда и следовало, что все люди, согрешив вАдаме, находятся под гневом Божиим и сопричастны наказанию.

Что касается восточных Отцов, то они читали Новый Завет по-гречески и, рассуждая с филологической точки зрения, не могли отнести έφ’ φ͂ к Адаму. Они чаще всего колебались между двумя отличными от августинова толкованиями.

Либо έφ’ φ͂ относится к слову «смерть» (θάνατος), которое в греческом языке мужского рода, и в таком случае слова апостола Павла означают, что смерть перешла на всех людей и в ней (смерти) все согрешили (при данном понимании причинная связь такова: грех прародителей ввел в мир смерть, которая приобрела космический характер, из-за нее (смерти) все люди грешат. Однако надо иметь в виду, что это грех конкретных личностей, а не унаследованная виновность).

Либо έφ’ φ͂ имеет нейтральное значение, и, следовательно, смерть стала уделом всех людей потому, что каждый человек согрешил. Тогда потому что выражает причинную связь. Но опять, смерть любой личности является последствием ее индивидуальных грехов, что еще раз исключает всякую наследственную вину.

В качестве заключения мне бы хотелось сказать, что все три святоотеческие толкования отрывка из Рим. 5:12 не исключают друг друга абсолютно.

1. Апостол Павел был наследником раввинистических толкований, очень чувствительных к пониманию единства и солидарности всего человеческого рода. Другой ученик античного раввинизма, Ориген, колеблется между различными интерпретациями. Он, в частности, цитирует отрывок из Послания к евреям, в котором сказано, что Левий «был в чреслах отца» (Евр. 7:9 – 10), и делает заключение: «Все человечество оказалось в этом месте унижения, в той долине слез, либо пребывая в чреслах Адама и вместе с ним будучи изгнанным из рая, либо из-за того, что каждый согрешил сам» (Commm. in Rom. PG 14, 1029).

Но более чем понятие коллективной виновности, которое Восточные Отцы единодушно отвергают, мы могли бы извлечь из этого первого толкования идею коллективной ответственности отдельных членов человечества, существующую в пространстве и во времени, в грехе и в спасении.

2. Понятие причинности, содержащееся в (третьем) толковании Рим. 5.12, принято многими древними и современными экзегетами. Речь идет прежде всего о констатации факта, почерпнутого в каждодневном опыте всеобщности греха, присущей ему мимикрии, равно как и неизбежности смерти.

3. (Второе) Толкование <....> определяет истинное место космической драмы и обращается к борьбе Христа с силами тьмы, ада и смерти. Все эти силы персонифицированы. Христиане вслед за Христом призваны сразиться с ними в духовной брани, кульминацией которой будет Воскресение.

* * *

35

Протопр. Борис Бобринский. Наследие Адама, с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа.


Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle