Послание к галатам
Литература
Основная
Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995.
Кассиан (Безобразов), en. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.
Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006.
Дополнительная
Творения святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Т. 8. Послания апостола Павла к галатам, ефесянам, филиппийцам / Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2005.
Ефрем Сирин, прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995.
Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж. 2004.
Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла / Он же. Творения. М.: Паломник, 2003.
Феофан Затворник, свт. Толкования на Послание апостола Павла к галатам. Реприпт. М., 1893. М.: Правило веры, 1996,
Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000.
Исследования, комментарии
Агафангел (Соловьев), архим. Объяснение Послания св. ап. Павла к галатам. СПб., 1854.
Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, колоссянам, филиппийцам и фессалоникийцам. USA. Всемирный союз баптистов, 1986.
Галахов И., проп. Послание св. ап. Павла к галатам. Казань, 1897
Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к галатам. СПб., 1902.
Коноплев. Н. Краткий обзор послания ап. Павла к галатам // БB. 1956. № 5.
Некрасов А. «Ходатай единого несть. Бог же един есть» (филологическое объяснение Гал. 3:20) // ПС. 1869. Т. II.
План Гал.
I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)
1. Свидетельства о призвании к апостольству (1:18 – 1:24)
2. Второе посещение Иерусалима (Апостольский собор) (2:1 – 10)
3. Апостолы Петр. и Павел в Антиохии (2:11 – 21)
II. Закон и обетование в истории спасения (3:1 – 25)
1. Верующие – семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (3:1 – 14)
2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (3:15 – 22)
3. Закон – детоводитель ко Христу (3:23 – 25)
III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (3:26 – 4:31)
IV. Свобода – основание нравственной жизни (5:1 – 6:18)
Семинар № 14. Автоапология ап. Павла. Закон и домостроительство спасения. Христианская свобода
Домашнее задание
1. Сформулируйте две основных гипотезы об адресатах Послания к галатам. Какие, исходя из каждой теории, можно сделать выводы о времени и месте написания этого Послания?
2. Против кого ап. Павел отстаивает свое апостольское достоинство в Гал.? Каковы его аргументы?
3. Какие сведения сообщает в Гал. о себе ап. Павел? Сравните их с материалом Деян.
4. Объясните, почему ап. Павел называет закон детоводителем ко Христу.
5. Какой ветхозаветный прообраз приводит ап. Павел для иллюстрации отношений рабов закона и усыновленных Богу?
План семинара
I. Общие сведения
1. Авторство (написано собственноручно) и адресаты Послания
а) «Северо – галатийская теория»
б) «Южно – галатийская теория»
2. Время и место написания Послания. Выводы, согласно каждой из теорий
3. Повод к написанию Послания
II. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства
1. Причины, вынудившие ап. Павла писать автоапологию к галатам
2. Доказательство апостольского достоинства
а) божественное происхождение благовестия ап. Павла: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:10 – 11). Обстоятельства обращения и жизни ап. Павла (1:15 – 24) подтверждают это
б) проповедь ап. Павла получила поддержку апостолов в Иерусалиме: «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам (идти к язычникам, а им к обрезанным» (2:9). В проповеди апостолу Павлу, как и прочим апостолам, содействует Бог: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (2:8). Сами Иерусалимские апостолы не принуждали язычников к обрезанию (см. 2:3)
в) ап. Павел и ап. Петр. Столкновение в Антиохии (Гал. 2:11 – 14)
3. Автобиографические сведения, содержащиеся в Гал. 1 – 2, их соотнесение с Деян.
а) обращение ап. Павла (Гал. 1:10 – 17; ср. Деян. 9:1 – 25)
б) первое посещение Иерусалима спустя три года (Гал. 1:18 – 24; ср. Деян. 9:26 – 30)
в) второе посещение Иерусалима через 14 лет (2:1 – 10). Параллели с рассказом об Апостольском Соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4 – 33)
III. Закон и домостроительство спасения
1. Значение закона и Обетования в истории спасения
а) Закон подводит всех под проклятие, «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26), не приводя к оправданию
б) искупление от проклятья закона крестной жертвой Иисуса Христа, сделавшегося за нас проклятием (3:13) – принявшего на себя наши грехи
в) это спасение Иисусом Христом для всех людей было обещано Богом еще Аврааму (Быт. 22:18)
г) через веру в непоколебимость этого Божиего обетования Авраам оправдывается (становится праведным). «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3:6). А все верующие становятся его детьми. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (3:7)
2. Значение понятия «оправдание» («праведность»)
а) однако Закон, данный спустя 430 лет после этого обетования, не противен (противоположен) ему
б) Закон – детоводитель ко Христу
«Греч. «педагогос» – « воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и на казывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегали наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась» (Новая Женевская Библия)
IV. Христианская свобода и ее соотношение с нравственностью
1. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:27). Свобода и единство во Христе
2. Усыновление Богу через Иисуса Христа
а) «детство» под рабством вещественным началам мира (4:3)
б) усыновление через Единородного Сына Божия, «Который родился от жены, подчинился закону» (4:4 – 5)
в) свидетельство Святого Духа о нашем богосынoвстве: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего. «Авва, Отче!"» (4:6).
3. Рабство закону и свобода сынов: Типологическое толкование истории двух сыновей Авраама (Быт. 21:8 – 12)
а) Агарь соответствует Синайскому закону и «нынешнему Иерусалиму», чьи чада продолжают быть рабами закона
б) свободная жена (Сарра) соответствует Вышнему свободному Иерусалиму, ее чада (христиане) – настоящие чада Авраамова обетования.
4. В чем состоит христианская свобода
а) свобода от идолослужения (4:8 – 20)
б) свобода от исполнения закона.
5. Предостережения апостола
а) «Только бы свобода ваша не была поводом к (угождению) плоти» (5:13)
б) от принуждающих обрезываться (6:12 – 16). Полемика с ними.
6. Нравственное учение. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (5:25). Связь нравственного учения с догматическим
7. Дела плоти и плод Духа
8. Несение бремени друг друга – исполнение закона Христова
9. Призыв делать добро (6:6 – 10). «Что посеет человек, то и пожнет»
Стихи для узнавания
Гал.
1:15 – 17
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал Тогда же советоваться с плотью и кровью,
и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
2:19 – 21
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
3:13,14
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
5:22 – 6:2
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Вопросы к зачету
1. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства.
2. Закон и Домостроительство спасения (3:1 – 25).
3. Христианская свобода и ее соотношение с нравственность.
Приложения
Приложение 1. Общие сведения о Послании ап. Павла к Галатам
Авторство Послания
Послание к галатам открывается приветствием ап. Павлом своих адресатов. Это Послание было написано апостолом собственноручно (см. Гал. 6:11), а не продиктовано секретарю.
«Из всех посланий Павла аутентичность Послания к галатам меньше всего вызывала сомнения. Она столь очевидна, что только самые радикальные критики подвергли ее сомнению» (Гатри).
Адресаты Послания
Послание адресовано «церквам Галатийским». Однако в науке нет однозначного ответа, кто именно те галаты, к которым ап. Павел обращает свое Послание.
Все комментаторы вплоть до XIX в. считали, что под Галатией здесь понимается страна Галатия, лежавшая в центре Малой Азии и граничившая с Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Ликаонией, Фригией и Вифинией и получившая название от своих обитателей – галатов (так греки называли восточных кельтов, переселившихся в эту область в III в. до Р.Х.). Впервые ап. Павел посетил эту область во время своего второго путешествия (Деян. 16:6). Второй раз ап. Павел проповедовал в этой области во время своего третьего путешествия (Деян. 18:23). Именно эту область и называет Галатий ев. Лука в книге Деяний. Этой так называемой «северо – галатийской теории» придерживается и подавляющее большинство исследователей (Аверкий, Кассиан, Лопухин).
Некоторые ученые высказывают предположение, что под Галатией здесь имеется в виду не только страна, где обитали галаты, но вся римская провинция Галатия, в которую входили собственно Галатия, а также страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те области, которые ап. Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия (Деян. 13:14 – 14:23). Так называемая «южно – галатийская теория» (см. Лопухин, Гатри).
Время и место написания
Определение места и времени написания Послания зависит от того, кого понимать под галатами, к которым обращено послание. В Послании к галатам ап. Павел пишет, что дважды посещал эту Церковь (см. Гал. 4:13). Северную область Галатии ап. Павел посещал во время своего второго (Деян. 16:6) и третьего (Деян. 18:23) путешествий. Таким образом, Послание было написано во время третьего путешествия.
Исследователи, придерживающиеся «южно – галатийской теории», первое пребывание ап. Павла в Галатии относятся к первому путешествию, а второе – к Деян. 16:6. Это позволяет перенести датировку Послания на более раннее время. «Но замечательно, что не только защитники «северо – галатийской теории», но и большинство защитников «южно – галатийской теории» считают, что Послание к галатам было написано апостолом в Македонии, в дни его третьего путешествия, на пути из Асии в Элладу (ср. Деян. 20:1 – 2)» (Кассиан).
Но и среди исследователей, относящих написание этого Послания к третьему путешествию» апостола, вопрос о времени и месте решается по-разному.
Послание написано во время пути из Ассии в Элладу (см. Деян. 20:1 – 2).
Аргументы: Несомненна близость между Посланием к галатам и Посланием к римлянам, что может свидетельствовать, что оба Послания были написаны в течение недолгого промежутка времени. Послание к римлянам было написано ап. Павлом в Коринфе, значит, Послание к галатам было написано незадолго до того, перед самым отбытием апостола из Македонии в Элладу, т. е. приблизительно тогда же, когда и 2 Кор. (Кассиан).
Послание написано во время пребывания в Эфесе.
Аргументы: Ап. Павел выражает удивление, что Галаты так скоро переходят к иному благовествованию от призвавшего их благодатью Христовой (Гал. 1:6). Из этого делается вывод, что Послание написано вскоре после второго посещения апостолом Галатии, т. е. из Эфеса (Аверкий).