П.В. Безобразов

Источник

А. П. Озерову от 4 июня 1852 г.

Веротерпимость есть обязанность, налагаемая на нас самим Провидением Божиим, которое терпит разные вероисповедания в людях. А усердное вспомоществование разноверцам, наипаче исповедующим имя Христово, есть долг, к которому обязывает нас убеждение в истинности нашей веры, в видах привлечения их к ней путем любви. Таковы начала как отношения православной церкви ко всем другим церквам, так и действования тех людей, через которых Бог управляет судьбами народов и церквей.

Будучи уверен, что эти начала суть исходные точки действий всех орудий нашей державной силы на разноверном Востоке, я осмеливаюсь просить вас возобновить участие в деле сириано-иаковитов, домогающихся возвратить свое законное достояние в Дамаске, отнятое у них насилием униатов, и прошу о сем побуждаемый мольбой сириано-иаковитского митрополита Абденура, состоящего на чреде священнослужения в Иерусалиме, от лица его единоверцев и патриарха Иакова.

По словам сего митрополита, в то время, когда знаменитый преобразователь Египта Мегмет Али овладел Сирией, иаковиты дамасские, обращенные католиками в унию, насильно отняли (1833 г.) церковь и 36 домов с торговыми лавками у своих прежних единоверцев с помощью жаркого защитника униатов Бахри-бея, который был директором финансового управления при главнокомандующем в Сирии Ибрагиме паше. Тогдашний патриарх иаковитский, узнав о таком насилии, прислал в Дамаск своего епископа Иакова для защиты своих прав на эту церковь и имущество ее. Но посланный не мог превозмочь униатов, поддерживаемых Бахри-беем. Безуспешность дела на месте заставила его отправиться в Константинополь и в Тифлис, где он просил покровительства России. Между тем иаковитский патриарх скончался. На его место избран был ходатайствовавший по сему делу Иаков. Сей новый патриарх, в чаянии правды и милости Порты и покровительства православных, отправил в Константинополь преосвященного Петра домогаться возвращения законного достояния иаковитов в Дамаске. Вожделеется окончание сего дела, справедливость которого на стороне иаковитов старой веры. Противники их униаты не могут ни опровергнуть судебных документов, доказывающих права прежних единоверцев их на церковь и 36 домов в Дамаске, ни запинать сих истцов требованием с них денег, употребленных на починку и поддержание помянутых зданий. Ибо в течение 19 лет они пользовались доходами с 36 домов и лавок, не принадлежащих им. По вычислению иаковитов старой веры, эти доходы весьма значительны и превышают расходы, какие были сделаны иаковитами-униатами. Первые на этот раз не требуют с последних никаких денежных вознаграждений и желают только вступить в законное владение тем, что у них отнято насилием.

Объяснив дело сириано-иаковитов старой веры, почитаю неизлишним присовокупить краткое сведение о настоящем церковном состоянии их в ответ на вопрос, стоит ли нашего внимания и покровительства народность и церковность их? Сириане, прозываемые иаковитами по имени епископа Иакова Барадея, отпавшего от православия во время прений об естествах Спасителя при императоре Зеноне, веруют в Иисуса Христа, как в человека в одном естестве, и тем разнятся от православных, которые исповедуют, что Христос есть Бог и человек в одном лице.

Сириано-иаковиты числом до 40.000 семей живут у Евфрата и Тигра на пути, по которому едва ли не скоро пойдет торговля из южных стран нашего полушария со всеми ее выгодами вещественными и со всеми деятелями духовными не нашего вероисповедания. Есть несколько семейств сирианских в Индии.

Иаковитский патриарх признается от турецкого правительства главой милета сириан, т. е. народа сирского, и снабжается бератом Порты. Он пребывает в своем монастыре Дер-Сафране, близ города Мардина, с титулом патриарха антиохийского.

Ему подведомы ныне 12 митрополитов, из которых два находятся в Индии, а прочие пребывают в Диарбекире, Шимши, Харбуте, Урфе, Иерусалиме, Моссуле и в других городах. Кроме них при иаковитском патриархе постоянно живут четыре архиерея in partibus и составляют совет его. Сей патриарх посвящает мафриана (в роде католикоса), который пребывает в полудикой горе Джебель Тур и управляет независимым племенем сириано-иаковитов, живущих там вместе с курдами. Под священноначалием сего мафриана ныне состоят 6 епископов. В неприступных ущельях Джебель Тура расположены его монастыри, из которых древнейшие суть: Дер Мидиад, Дер Эзейде, Дер Мар Метте. Мафриан и его епископы избираются из знатнейших семейств. Избрания их бывают шумны и нередко подают повод к семейным враждам и кровопролитиям, коими искусно пользуются римские миссионеры.

Сириано-иаковиты совершают богослужения на языке сирском по рукописным книгам и служат обедни апостола Иакова, брата Господня, Иоанна Евангелиста, Василия Великого, Иоанна Златоуста и другие. Просфоры у них квасные, но с примесью сала и деревянного масла. Священники их женаты. Монахи ведут жизнь суровую и постную. Во время пяти ежегодных постов ни духовенство, ни миряне не едят рыбы и не пьют вина. Месяцеслов их сходен с нашим. Таким образом сириано-иаковиты по уставу их богослужения и чиноположению церковному несравненно ближе к нам, нежели к римско-католикам, и весьма далеки от протестантства. Они желают покровительства России. Это желание есть следствие убеждения их в нашей силе, а может быть, и предчувствие, стремящееся к воссоединению с нами под хоругвию православия. Как бы то ни было, но помощь, бескорыстно оказанная и разноверцам, есть дело доброе. А делать добро всем, всегда и везде и несмотря ни на какие последствия мудрым свойственно так же, как дышать.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle