П.В. Безобразов

Источник

К. М. Базили от 15 июля 1852 г.

При письме вашем от 23 июня я получил копию доверительного отношения г. поверенного в делах от 13 июня 1852 года о постройке нового здания для нашей духовной миссии в Иерусалиме и план и фасад сего здания, составленный иерусалимским патриархом Кириллом. Вы пишете ко мне, что «находите этот план удобным, красивым и соответственным своему назначению, за весьма незначительными разве изменениями». Я отчасти соглашаюсь с вашим мнением и по обязанности настоятеля упомянутой миссии, во избежание ответственности за неудобное помещение ее, сообщаю вам свои возражения против предначертания его блаженства, описав предварительно место, которое имеет быть занято под дом для нашей миссии.

Сие место есть пустопорожний участок земли, смежный с садом Архангельского монастыря, занимаемого ныне миссией, в 28 архитекторских аршин в ширину и в 70 таких же аршин в длину. С востока он обставлен, частью, домами, принадлежащими монастырям католическому и греческому, частью, оградой монастырской; с запада ограничен каменной стеной огорода латинского монастыря значительной вышины; с севера заслонен высокой крепостной стеной и оградой монастырской, а с юга, где будет лицо нового дома, примыкает к саду Архангельского монастыря. Поверхность сего участка не равна. Она не незначительно склоняется от юга к северу, или от сада к крепостной стене, так что надобно выравнивать ее. Недавно я узнал от игумна Авраамиевского монастыря о. Неофита, что все описываемое мною место засыпано сором и прахом Воскресенского храма после пожара его. Следовательно, надобно рыть основание для нового дома довольно глубоко. Это обстоятельство, вероятно, известно его блаженству.

Описав местность, сужу по ней о плане, начертанном иерусалимским патриархом, и о невыгодах оного.

1) поскольку вся ширина места под новый дом определяется только 28 аршинами, и поскольку оно почти кругом обставлено стенами, то сей дом в 20 аршин ширины и около 15 высоты очутится между этими стенами, как бы в мешке. По обеим сторонам его, восточной и западной, останется пространства для света и воздуха только по 4 аршина. Виды с этих обеих сторон в верхнем жилье будут ограничиваться каменными стенами, или крышами соседних зданий. Итак, новый дом будет и душен, и темноват, и неотраден. Нижний ярус его будет совершенная темница.

2) Внутренний коридор в сем доме по плану слабо освещается только с запада, или со стороны огорода латинского монастыря. Ежели этот монастырь будет настаивать, чтобы заложены были все окна по западной линии дома, дабы никто не смотрел в их огород, подобно тому как греческий монастырь настоял, чтобы наглухо закрыто было окно в латинском девичьем училище, обращенное в сад нашего патриарха (что и было исполнено), то в коридоре и на лестнице и в комнатах, обращенных на запад, будет тьма кромешная. Правда, это неудобство, частью, могло бы быть предотвращено уничтожением одной комнаты, что напротив залы; но, во-первых, жаль лишиться оной, тогда как и без того мало комнат, во-вторых, в западных помещениях все-таки будет мрачно, так что днем надобно будет заниматься при свечах.

3) Несколько отделений в доме назначены на плане в 2 аршина с небольшим шириной, а другие в четыре аршина. Теснота безотрадная! Настоящие кельи, кои занимает миссия, гораздо просторнее. Итак, ей предстоит горькая необходимость променять худое на худшее.

4) Настоящие кельи миссии в 4½ аршина высоты, а будущие назначены в 5 аршин высоты. Мало! Негде обращаться воздуху. Миссия опять будет страдать от духоты в таком городе, каков Иерусалим, т. е. в нечистом, крайне стесненном и расположенном на известковых холмах.

5) Коридор внутри дома, разделяющий его на две половины, послужит неприятным стеснением для разных лиц во многих обстоятельствах жизни.

6) В случае несчастий, чего Боже упаси, одной лестницы в доме недостаточно.

7) Все нижнее жилье будет совершенная тюрьма. Таковой сделает его план, не соображенный с местностью.

Желая устранить все эти неудобства и вместе сохранить план и фасад патриарший в главных частях его, я старался приискать золотую середину между крайностями и, думаю, нашел ее. По сему представляю при сем тот же фасад и тот же план, несколько видоизме[Ю1] ненные.

При сравнении чертежей моих и патриарших видно, что разница состоит, во-первых, в том, что я выкидываю часть восточной стены (которая на патриаршем плане означена напротив лестницы) и зато вмещаю ее в линию западную, которая от того увеличивается в длину; во-вторых, внутренний коридор суживаю и отношу его назад здания вне фасада; в-третьих, немного увеличиваю комнаты в ширину, длину и высоту для отрадного простора; в-четвертых, главную лестницу помещаю спереди, а не сбоку. Словом, одному и тому же плану придаю некоторое видоизменение, сохранив фасад. Не думайте, что я чертежи свои почитаю совершенными. Нет, идеи мои об изящном и полезном и о славе России так светлы и обширны, что эти чертежи не заслуживают быть названными и тенью их. Но, по крайней мере, они приспособлены к местности и представляют следующие удобства:

1) Между двумя крылами нового дома выгадана площадка в 15 аршин ширины и 30 длины. От сего простора в нижнем жилье будет довольно светло и не душно.

2) Высота всего дома назначается в 23 аршина от уровня земли. При такой высоте есть надежда иметь приятные виды из окон верхнего жилья и дышать более верхними слоями воздуха, который будет обращаться свободнее в комнатах в 7 аршин высоты.

3) Все здание будет освещено с востока, севера и юга, и тем устранится предполагаемый спор с латинским монастырем за окна по западной линии.

4) Коридор примыкает к зданию с запада и севера и получает свет из окон северного и южного, находясь вне фасада. Он послужит самым удобным сообщением, нимало не препятствуя спокойствию и безмолвию жителей дома. При сем испрашивается особенная милость патриарха на то, чтобы крыша коридора устроена была плоско, дабы по ней можно было нам ходить и наслаждаться видами и горным воздухом.

5) Вместо одной лестницы назначены три для удобства сообщений и из предосторожности.

6) Комнаты распространены в длину и ширину немного более против плана патриаршего для отрады и для удобства в занятиях ученых и художественных.

7) По моему плану все здание будет в 50 аршин длины, следовательно, 20 аршинами длиннее против плана патриаршего. Но зато оно несравненно уже. Посему в количестве строевых материалов почти не будет разницы. Ибо все материалы, кои по плану патриарха пошли бы на восточную часть дома, выкидываемую мною, будут употреблены на сооружение удлиненной западной части здания.

Изъяснив дело о постройке нового дома для нашей миссии иерусалимской по крайнему разумению своему, почитаю долгом присовокупить, что я не принимаю на себя ответственности в неудобном помещении оной по плану патриарха Кирилла.

Ежели будет указано другое лучшее место для нового дома, и будет начертан другой лучший план, то миссия примет это с глубочайшим благоговением и с благодарностью неизреченной.

Итак, убедительно прошу вас вникнуть в дело, о котором идет речь, склонить патриарха Кирилла к всевозможно удобному помещению российского духовенства в св. Граде и представить в подлиннике в Императорскую миссию в Константинополе как сие письмо мое, так и все приложенные при нем чертежи. Заключаю письмо мое словами Св. Писания: «аще не Господь созиждет дом, всуе труждаются зиждущие».


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle