П.В. Безобразов

Источник

Архимандриту Софонию, настоятелю посольской церкви в Константинополе от 26 декабря 1848 г.

Я получил ваше письмо и до сей поры не отвечал на оное по причине болезни моих глаз. После первого облегчения отзываюсь на ваш голос. В добрый час я говорил вам в Могилеве о золотом месте, которое вы теперь занимаете. Добрый час был и тот, в который вы решились променять терния на грозды. Радуюсь с вами. Вы писали мне, что бывший вселенский владыка Анфим пожаловал вам почтенное наименование великого архимандрита. Non equidem invideo, mirror magis72. По какому праву царьградский патриарх производит русских малых архимандритов в великих, не спросив наш синод? Ведь он читает правило церкви, которым запрещено архиереям вмешиваться в производства духовных лиц из чужих епархий. Не знаю, как разрешите сии вопросы вы, а я думаю, и не без основания, что царьградские патриархи по тайному преданию доныне считают Россию своей епархией и потому решаются делать то, что сделали с вами и с вашим предместником. Вот мое основание.

Вскоре по смерти нашего патриарха Адриана, иерусалимский первосвятитель Досифей писал к вселенскому владыке об исправлении некоторых еретических нововведений в российской церкви и между прочим сказал: Ἡ διόρθωσις πρέπει νὰ γένῃ ἀπ’ ἐδῶ (т. е. из Константинополя), τὴν ὁποίαν ἕνας δὲν ἡμπορεῖ νὰ τὴν κάμῃ, ἀλλ’ οί πολλοί, μάλιστα ἡ ἀρχὴ καὶ τὸ θεμέλιον, καὶ τέως εἰπεῖν, τὸ πᾶν τῆς διορθώσεως δεῖ γενέσθαι παρὰ τῆς ὑμετέρας παναγιότητος καὶ τῆς περὶ αὐτὴν ἱερᾶς καὶ ἁγίας συνόδου καὶ διὰ τὸ ἀξίωμα τοῦ θρόνου καὶ διότι ἡ Μοσχοβία εἶναι ἐπαρχία ὑμετέρα73.

Судите сами. Несмотря на ряд наших патриархов, по-видимому независимых, говорят, что Россия есть епархия царьградского владыки. Что мудреного, если, не смотря на учреждение нашего синода, доныне считают нашу церковь его же епархией? Если это предание существует, то произведение вас в великого архимандрита правильно, и вы собой доказываете, что российская церковь есть епархия царьградского архиепископа. Но что скажет об этом св. синод наш?

Пусть будут натянуты мои выводы, но во всяком случае осторожность на Востоке нужна. Я на вашем месте отклонил бы от себя почет и остался бы малым архимандритом, дабы не запутать великой истории церковной. Примите это рассуждение мое братски, а не как-нибудь. Прошу ваших братских молитв и сохраняю в сердце моем братскую любовь к вам74.

* * *

72

Не завидую, но скорее удивляюсь. Ред.

73

Исправление должно исходить отсюда (из Константинополя), каковое исправление не может сделать один, а только многие, преимущественно начало и основание, и должно сказать, что все исправление должно быть произведено вашим святейшеством и его св. синодом вследствие достоинства престола и вследствие того, что Московия – ваша епархия. Пер. ред.

74

После этого письма о. архимандрит перестал носить греческую камилавку. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle