П.В. Безобразов

Источник

Записка, представленная 15 ноября 1849 года в Константинополе. В.П. Титову119

Православные христиане, живущие во многих селениях Палестины, по бедности не могут приобретать для своих храмов ни иконостасов, ни святых образов, ни утвари, ни риз, ни новых богослужебных книг, которых переписка стоит довольно дорого; а желают иметь все эти священные принадлежности и просят их у нашей духовной миссии, водворённой в Иерусалиме, показывая ей свои обнажённые храмы, нечистые рубища на святых трапезах, ветхие облачения иерейские, свинцовые потиры, глиняные подсвечники и лампадки и разодранные обветшалые книги богослужебные.

При всех приходских церквах в Палестине есть школы, в которых малолетки обучаются чтению и письму арабскому. Учители сих школ и родители детей просят у нашей миссии печатных азбук, часословов и Псалтирей, не желая получать их от протестантов.

Его блаженство патриарх Кирилл в нынешнем году построил училище при монастыре св. Гроба, в котором юные арабы имеют быть воспитываемы и приготовляемы к подвигам учительства и священства. Как для сего училища, так и для духовенства арабского весьма необходимо и полезно перепечатать некоторые богословские творения на арабском языке, давно вышедшие в свет, например, изъяснение псалтири иерусалимского патриарха Анфима, его же догматическое богословие, проповеди иерусалимского патриарха Афанасия, Судия истины, Камень соблазна, о таинствах, и напечатать все церковные книги и лучшие рукописи арабские, например, православное исповедание веры Петра Могилы, слово Хури Масаади об истине православной церкви, догматическо-православный сборник Никона Черногорца, творения Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, отрывки из других отцов церкви и жизнеописания святых.

Между православными христианами Палестины есть вдовы, сироты, многотрудные старцы, калеки, которым нечего кроме травы приготовить себе в пищу в радостные дни церкви, есть нищие от семейной мести, истребляющей масличные деревья и виноградники ближних, есть нищие от неблагодарности почвы и мертвенности торговли; есть Руфи, кои ходят собирать тощие колосья, падающие из рук жнецов на нивах Азота, Аскадона и Газы; есть юноши, которых снедает печаль от того, что они не в состоянии дать брачного вена потребным для них помощницам в доме; есть несчастливцы от внезапных переворотов в жизни, которые нуждаются во временном пособии или займе, чтобы снова разжиться своим смышлением. Все эти страдальцы просят милостыни и пособий у нашей миссии. Но она своими средствами содержит только четырнадцать семейств в Иерусалиме, Вифлееме и деревне евангельских пастырей.

Итак, украшение храмов Божиих в сёлах, снабжение школ и духовенства арабского печатными книгами и облегчение весьма многих семейств, угнетаемых разнообразной нищетой и бедствиями, суть три великих благодеяния, коих чают и просят верующие в Господа братия палестинские.

Чаяниям и прошениям их должен бы удовлетворять богатый щедротами многих православных церквей патриарх иерусалимский по заповедям Господним и по примеру Иоаннов милостивых. Но, к сожалению, тяжбы с латинами и армянами за святые места, почётные подарки турецким властям, перестройка и починка многих домов и ветхих монастырей для помещения поклонников и бедных туземцев, ежегодный значительный взнос податей за селения Вифлеем, Бетжалу и за кочевых рабов Саввинской обители, все эти причины, постоянно действующие, кроме других временных, истощают казну гроба Господня и оставляют арабский православный народ и духовенство его в жалком положении и во тьме и сени смертной. К усугублению несчастия предстоятели палестинской церкви, чуждые ей по происхождению, не способны к той самобытной и многоплодной деятельности, которая произникает из постоянного и многостороннего помышления о благе церкви, закаливается в пламени любви и ревности пастырской, находит средства в собственных лишениях и в благоразумной бережливости и овладевает прозреваемой будущностью. Впрочем, сильное настояние другой церкви может побудить их к благоустроению их паств и заставить неизбежно продолжать сие дело. Ибо они уступчивы силе обстоятельств или чьему бы то ни было просимому голосу, призывающему их на помощь ближним. Так, когда в их епархиях возникла уния, тогда они с помощью господарей начали печатать и даром раздавать арабам книги, содержащие опровержение сего раскола. Когда послышалось с севера святое желание насадить семена благочестия в отроках и юношах, тогда появились у них школы в Иерусалиме, Вифлееме, Яффе, Птолемаиде и Назарете. Когда они заметили горькие слёзы русского архимандрита, плакавшего о неизреченном пренебрежении храмов Божиих в их епархиях, тогда на месте богослужебных ям и развалин они решились строить новые храмы. Могущественно влечение обстоятельств. Сильно и благотворно слово святой ревности по вере. Но гораздо сильнее и благотворнее пример любви деятельной, которая подобно струям Иорданским напояет жаждущие пустыни. Если бы наша духовная миссия в Иерусалиме сподобилась быть протоком сей любви, то она побудила бы святогробское духовенство заботиться более о душах верующих, этих живых храмах Духа святого, нежели о местах достопоклоняемых, устранила бы внимание православных арабов от лжебратии и лжепророков, возвела бы их веру по преданию на степень веры по убеждению, принесла бы радости и утоление печали во многие семейства, словом, напоила и оживотворила бы вертоград Господень в святой Земле.

Для сего доброго дела потребно бы отпускать ежегодно в распоряжение нашей иерусалимской миссии 1.000 рублей серебром в течение семи лет. Столь малая сумма и на такое время имеется в виду частью потому, что цель отпуска её есть только побуждение святогробского духовенства к соревнованию в деятельной любви к ближним, частью потому, что миссия наша по недавности и неопытности своей ещё не должна теперь действовать в обширных размерах во избежание собственных ошибок, пронырства и обмана, привлекаемого серебром, зависти мусульман к христианам и смятения между самыми арабами православными, которые по обычаю общинности все берут ровную часть из милостыни, открыто поданной нищим братиям их, и, случается, на даровые деньги покупают порох и свинец для убийства ближних по мести. Что касается до того, каким образом наша миссия может выполнять сие дело пред лицом святогробского духовенства, без возбуждения в нём подозрений или неудовольствия и с увлечением его к поддержанию, утешению и назиданию верующих братий палестинских, то умению её в этом случае предлагаются следующие указания:

1) Сообразно с тремя потребностями церкви палестинской 1.000 руб. серебром разделяется на три части равные или неравные, смотря по нуждам и обстоятельствам, из коих первая расходуется на украшение храмов Божиих, вторая на печатание арабских книг, третья на вспоможение бедным семействам и вступающим в законные браки.

2) Первая и вторая часть расходуется не иначе, как по предварительному соглашению с патриархом или с подведомыми ему архиереями. Изготовленные вещи церковные и книги раздаются по приходам, как ими самими, так и членами нашей миссии, по примеру русских поклонников, делающих небольшие вклады вещами в церкви, встречающиеся на пути в Назарет.

3) Третья часть иждивается нашей миссией по заповеди евангельской с должной осмотрительностью, иногда тайно, иногда с ведома епархиальных архиереев.

4) Наша миссия посредственно или непосредственно распределяет церковные вещи по приходам в епархиях птолемаидской, назаретской и фаворской, колеблемых унией, и в севастийской, неаполийской и филадельфийской, яко беднейших. Удовлетворение же потребностям епархий: патриаршей, лиддской, иоппийской, газской, вифлеемской и каракской ожидается от соревнования его блаженства и его сослужителей и братий с боголюбезными дателями, в сердцах которых не тесно помещается страждущая под тяжким игом церковь палестинская, матерь всех церквей христианских120.

* * *

119

Рукопись Порфирия III А 8 = 76.

120

Miser sum, miserisque succurrere disco. Potentes autem ac divites Nec juvant eos, nec juvare desiderant. Я беден и всё же помогаю бедным. Могущественные же и богатые им не помогают, и помогать не желают. (Перевод ред.).


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle