П.В. Безобразов

Источник

Записка о состоянии сирийской церкви в 1848 году, составленная 17 апреля 1849 года106

1. Блаженнейший и святейший патриарх Божия града Антиохии кир Мефодий, по данной ему от Бога власти и дару, отечески управлял в прошедшее лето Господне епархиями антиохийской, дамасской и хауранской и всей православной церковью, обретающейся в Сирии, Киликии и Месопотамии. Им совершены были особенные благие деяния. Когда амидийский митрополит Макарий, недавно воссоединённый с православной церковью, стал поникать под тяжестью убожества и наипаче нажиманий иноверцев, и хотел подать отречение от своего престола, тогда его блаженство поддержал его своими архипастырскими внушениями, указав ему, с одной стороны, венец, уготованный ему на небе за терпение и подвиг веры, с другой стороны, трудность заменить его, опасность отломления недавних прививок от древней маслины и потерю мзды за труд недоконченный. Нужно было в Амиде утвердить воссоединённое духовенство и прихожан его в православии и уставе церковном; святейший патриарх послал туда из Антиохии благоразумного и честнейшего в иереях о. Спиридона, который и трудился там с начала 1848 года до месяца июля, как наставник в училище и уставщик во храме. Надлежало избрать и посвятить архиереев в епархии феодосиопольскую, эмесскую, селевкийскую и виритскую, по блаженном успении их преосвященных предстоятелей, и блаженнейший Мефодий, несмотря на свою маститую старость, переехал снежные горы Антиливанские и Ливанские и в Бейруте соборовал о сей нужде своего престола с соседними архиепископами в месяцах мае и декабре и Феодосиополю даровал Тимофея, Эмессе Григория, Селевкии Захарию, законных, благоговейных и богочестивых святителей. Но каким словом возвеличить его за учреждение девичьего училища в Дамаске под руководством грамотной инокини сайданайской Феклы? Какие похвальные венцы соплесть ему за сие, поистине, боголюбезное и спасительное дело? Не нашему недостоинству восхвалять достойного! Посему мы довольствуемся одним простым словом о нём. Блаженнейший патриарх был обрадован причислением к его престолу одного храма в Москве и опечален был известием о приснопамятной кончине рабы Божией графини Анны Орловой. В нашей келье в Бейруте (30 ноября) он, держа в руках печальное известие, молился со слезами о душе покойницы и в горести промолвил: «Для многих умерла она, умерла и для антиохийского престола, с нею в гроб пошла надежда наша на устроение дома при нашем храме в Москве». В последние дни прошлого года бейрутские христиане своим неразумием, противлением его воле и буйным опозорением его сильно огорчили его сердце; но зато он утешен был нечаянным обращением в православие 60 семей униатских в древнем Сидоне.

Блаженнейшему Мефодию предлагают оставить управление сирийской церковью и жить на покое в Триполи или в другом прибрежном городе Сирии, какой сам он изберёт. Маститый иерарх, хотя нехотя приемлет сие предложение, но условливается провести остаток дней своих или в Константинополе или на острове Кипр. Если добровольное отречение его от престола уже необходимо нужно для предотвращения волнений в сирийской церкви, кои обыкновенно возникают при каждом избрании нового архиерея и патриарха, то ему надобно жить непременно в Сирии, где заслуги и добродетели его всем известны. Ибо в случае великой опасности он может быть возвращён на его престол.

Кафедра антиохийского патриарха (с конца XIV века) находится в Дамаске, в церкви Успения Пр. Богородицы. Смежно с нею недавно сооружён храм во имя святителя и чудотворца Николая. О сем храме его блаженство говорил нам (27 ноября) с особенной радостью: «Бог услышал воздыхания христиан, и желание сердца моего исполнил, новосозданный храм пространен, высок и светел, весь постлан мраморными досками, св. образа в иконостасе хорошей живописи, они пожертвованы гр. Анной Орловой; бронзовое паникадило в 30.000 турецких пиастров прислано из Москвы митрополитом илиопольским, грузинская царевна Тамара пожаловала полное облачение архиерейское из золотого глазета, русская княгиня N107, в бытность свою в Дамаске, подала 2.000 пиастров. Сооружение храма стоило 28.500 руб. серебром, из коих половина прислана из Москвы, а другая нашлась в Дамаске».

В Антиохии есть православная церковь во имя Успения Божией Матери с приделами св. великомученика Георгия и Иоанна Предтечи. Она устроена в скупленных домах. Вожделеется новая церковь более пространная и благолепная в утешение тамошних многострадальных христиан, которых считается 180 семей.

В Хауране, где находится до 150 домов православных, разные церкви и монастыри, все развалены. Богослужение совершается в самых убогих приютах среди трещин и обломков.

Под священноначалием антиохийского патриарха в минувшем году состояли:

А. Митрополиты

1) Тиросидонский, пречестный и экзарх прибрежной Финикии, Исаия (из арабов). Кафедра его, по причине крайне малого числа православных в Тире и Сидоне, находится в селении Хасбее у подошвы горы Джебель Шех (древний Аэрмон), в церкви Успения Пресв. Богородицы.

2) Амидийский, пречестный и экзарх всей Месопотамии и четвёртой Армении и местоблюститель эдесский, Макарий (из арабов). Кафедра его в Диарбекире, в церкви во имя Козмы и Дамиана, в которой есть древняя мраморная рака, но уже без мощей сих бессребреников и чудотворцев.

3) Эмесский, пречестный и экзарх ливаногорской Финикии, Григорий (из арабов). Кафедра его в Эмессе (Хомс), в церкви св. 40 мучеников.

4) Илиопольский, пречестный и экзарх ливаногорской Финикии, Неофит (из арабов). Он имеет один титул.

Б. Архиепископы

5) Виритский, пречестный и экзарх прибрежной Финикии, Вениамин (из греков). Кафедра его в Вирите, в церкви св. великомученика Георгия.

6) Триполийский, пречестный и экзарх первой Финикии, Иоанникий (из греков). Кафедра его в Триполи, в церкви святителя и чудотворца Николая.

7) Лаодикийский, пречестный и экзарх Феодориады, Артемий (из арабов). Кафедра его в Лаодикии, в церкви св. Николая.

8) Аркийский Захария (из греков). Он пребывает в Триполи, но в епархиальном селении его, Арке, есть церковь во имя Рождества Богородицы.

9) Епифанийский, пречестный и экзарх второй Сирии, Варнава (из арабов). Кафедра его в Епифании (Хаме), в церкви Введения Пр. Богородицы.

10) Селевкийский Иаков (из арабов) и, по смерти его, Захария (из греков). Первый жил в селении Сайданае, в 6 часах пути от Дамаска на север, а второй пребывает в монастыре св. равноапостольной Феклы, в селении Малуле, в 12 часах пути от Дамаска на север.

11) Паясийский и аданский, пречестный и экзарх первой и второй Киликии, Хрисанф (из греков). Кафедра его в Паясе, в церкви св. Георгия. В Адане же есть церковь во имя св. Николая, а в Тарсе во имя св. Петра и Павла.

12) Феодосиопольский Тимофей (из туземцев). Кафедра его в Эрзеруме.

13) Пальмирский Афанасий. Он имеет один титул и пребывает в Бухаресте, в малом монастыре св. Спиридона, принадлежащем антиохийской патриархии.

Веррийская (Алеппская) епархия до 1753 года подведома была антиохийскому патриаршему престолу; но с сих пор поныне она подлежит патриарху цареградскому. Протонотарий блаженнейшего Мефодия Иоанн Попадопуло говорил нам (26 ноября), что в дамасском патриаршем архиве находится грамота вселенского патриарха (1770-х или 1780-х годов), которой он возвратил алеппскую епархию законному её престолу. Но неизвестно, как и почему она опять осталась под ведомом Великой церкви. «В 1842 году, – продолжал протонотарий, – когда я находился в Константинополе с илиопольским митрополитом Неофитом, вселенский патриарх Герман предложил нам принять сию епархию. Мы известили об этом нашего владыку, и он писал алеппинцам; но эти не захотели отчиниться от Великой церкви, и таким образом дело расстроилось».

Число архиереев сирийских в отношении к тамошнему православному народонаселению, которое едва ли превышает 70.000 душ, по-видимому, довольно велико. Но, принимая во внимание разноплемённость и разноязычность их паствы, трудность сообщений в горах без больших дорог, древний обычай иметь церковь в каждой деревне, политический вес архиереев, как предстателей своих паств пред местными разноверными властями, теснейший союз их со всеми семьями, союз пастырства и судейства (консисторий никогда не знала Восточная церковь), добровольное и благодушное желание христиан доставлять житейские блага духовным владыкам, ведущим их к царствию Божию и правде его, попечение сих владык о народных училищах, этих притворах церкви; сознавая многоплодную пользу от всестороннего назирания и прозирания сих очей херувимских и неизбежное распространение тьмы сюду и сюду при малочисленности этих светов; усматривая множество хищных волков, ждущих добычи у самых врат напутствуемой церкви; имея в виду цель жизни человеческой, которая есть соединение с Богом и которой нельзя достигнуть без Боговодцев; размыслив, что такое епископ в церкви, доме и городе, выслушав священное предание, которое говорит, что богодухновенные апостолы Пётр, Павел и Фаддей и их ученики Эраст, Анания, Тимон, Иасон, Аристарх, Марис и Ахис водружали епископские кафедры во всех городах Сирии и сопредельных с нею странах; смиренно став пред лицом Духа Св. и церкви вселенской, которым угодно, чтобы в христианских обществах было великое множество епископов, и чтобы они в области каждого митрополита два раза в году соборовали и таким образом право правили бы слово истины, всякий возблагоговеет пред многоочитием церкви сирийской и запечатлеет в себе благолепный её образ.

Излагаем здесь некоторые события в сей церкви.

1

Феодосиопольский архиерей Тимофей прежде пребывал в Константинополе, как титулярный епископ (Ἐπὶ ψιλῷ ὀνόματι), Но эрзерумские православные христиане призвали его к себе, как родича своего, и антиохийский патриарх благословил его на святительство. Сии христиане по крови и языку суть армяне. Вероятно, они происходят от тех предков своих, которые в начале VII века, при греческом царе Ираклии и при мудром кафоликосе их Эздре, приняли Халкидонский собор. Подобные им армяне находятся в Малой Азии около города Сиваса в 12 селениях и известны под именем Хайхо-рум, т. е. Гайкано-греков. Приходя в Иерусалим на поклонение гробу Господню, они чуждаются своих собратий монофизитов. Жаль, что в числе святогробского духовенства нет для них духовника из их рода. Полезно было бы иметь такого монаха и при русской духовной миссии в св. Граде и через него узнавать всесторонне жизнь армян с их верованиями и поверьями, преданиями и обычаями, добродетелями и недостатками, дабы в своё время, по мановению Божию, умно и ладно воссоединить их с православной церковью.

Предшественник феодосиопольского архиерея Тимофея получал из России 150 голландских червонцев за Ахалцых, вошедший в состав российской церкви. Антиохийский патриарх надеется на продолжение сего жалованья.

2

Амидийский митрополит и вся небольшая паства его, подобно дорогим каменьям, крепко держатся в православной церкви, в этой живой мозаике Господа.

По словам протонотария антиохийского патриарха Попадопуло, в дамасском патриаршем архиве хранится одно дело, из которого видно, что амидийскому престолу принадлежат две православные деревни, коими издавна поныне заведует архиерей халкидийский, подчинённый цареградскому патриарху. Желательно возвратить эти деревни убогой кафедре амидийской. Ибо жители их, занимающиеся металлопромышленностью, довольно богаты. Но сделать сие трудно. По распоряжению Порты и Великой церкви халкидийский архиерей считается владыкой всех металлопромышленных селений в том крае. Как же отменить сие распоряжение?

3

Селевкийская епархия лишилась своего архипастыря Иакова, который почил о Господе 1848 года февраля 4 дня. Но в том же году декабря 12 дня антиохийский патриарх в Бейруте посвятил на его место игумена Манулской обители Захарию.

4

В Эмессе 1847 года ноября 26 дня скончался митрополит Мефодий. Преемником его назначен и рукоположен в Бейруте иеромонах Белемендского монастыря Григорий 1848 года декабря 18 дня.

5

Епархия аркийского архиепископа успокоилась после враждебного восстания племени ансариев против аккарских православных христиан, случившегося в 1847 году. Извлекаем известие о сем восстании из письма к нам сего архиепископа от 1 октября 1848 года.

«Одна жена в Аккаре, епархии моей, любимая сатанинской любовью одного мусульманина, ушла к нему, но отец её с некоторыми разбойниками напал на дом мусульманина, взял её и убежал с нею в горы разбойников. Тогда мусульмане города Триполи столкнулись с ансариями, живущими в Мукате и Сафате, и решились погубить христиан, как в этих селениях, так и в окрестностях их. Как только я узнал о сем, тотчас прибёг к заступлению генерального консула богоспасаемой самодержавной России; и по его заступлению сатрапы послали войско и избавили христиан от меча. Его высочество военноначальник Тахар-паша взял в сей поход из епархии моей довольное число православных. Один из них, первый, которого я просил поискать для вас книгу, содержащую религию ансариев, вторгнулся с 50 молодцами в дом одного ансария, главного вождя их веры, и по тщательном обыске нашёл закопанный в земле на 2 аршина глубины сундучок и в нём желанную книгу в двух томах, в которой заключается вероучение и обрядник ансариев. Сие племя содержит свою веру в глубокой тайне, и когда оно узнает, что их вера открыта человеком другого племени, то по закону своему оно погубит его, хотя бы ему самому пришлось погибнуть. В начале сего междоусобия и нападения на христиан, прежде, нежели подоспела помощь власти, ансарии разграбили в епархии моей одну деревню, называемую Миста, и окрестности её, всего до 300 домов. Если бы не оказано было заступления, то христиане мои и триполийские погибли бы».

В бытность свою в Триполи в 1848 году, я просил архиепископа Захарию достать как-нибудь случайно священные книги ансариев, желая из любви к науке проникнуть в тайны их верований. Его преосвященство воспользовался междоусобием и улучил желанные книги, коих иначе нельзя было достать. Встретившись с ним в Бейруте в конце прошлого года, я расспросил его о содержании и виде сих книг. По его словам, обе рукописи писаны на бумаге по-арабски, величина и толщина их с обыкновенные книги; содержание их – вероисповедание и священнослужение ансариев; например, одно и то же божество воплощалось в разных лицах и наконец, в Али, законном преемнике Магомета; до Адама за 150.000 лет существовали люди; души по смерти тел переселяются в звёзды и в разных животных и пр. и пр. Преосвященный домогается денежной награды за эти книги. А дабы они при пересылке как-нибудь не утратились, он решился переписать их. Шестьсот руб. серебром были бы утешительным вспоможением, как архиепископии аркийской, так и тем, которые потрудились отыскать таинственные книги ансариев. А для науки и для тех миссионеров, которых Господь пошлёт обращать ко Христу сие племя, вельми почитающее св. великомученика Георгия, весьма надобны сии книги.

6

В 1848 году апреля 13 дня переселился в вечные обители архиепископ бейрутский Вениамин. Своею кротостью, добродетельной жизнью, веротерпимостью, благоразумием и устройством своей епархии он заслужил общую любовь, уважение и вечную память, как православных, так и других христиан.

По смерти его антиохийский патриарх, согласно с мнением некоторых почётных христиан Бейрута и значительной части ливаногорцев, хотел посвятить в архиепископа игумена Исаию, племянника покойного Вениамина. Но гораздо бо́льшая часть бейрутцев, увлечённая Нам-Традом, попечителем православного училища, отвергла сего игумена, потому что он, быв ещё диаконом при своём дяде, обращался с христианами грубо и вёл жизнь не по Боге, и потому что, управляя четырьмя монастырями епархиальными, заботился о стяжании себе денег, а не о том, как бы собрать монахов из арабов и сделать их полезными для православия на Ливане. Притом Нам-Трад внушил своим единомышленникам, что гораздо выгоднее отдать на откуп все монастыри бейрутской епархии за 25.000 пиастров и на эти деньги устроить в городе больницу для православных или училище правоведения, нежели оставить их под ведомом архиерея и получать от него только 5.000 пиастров на училище. (Эту сумму взносил покойный Вениамин). Такая приманка обольстила их и ещё более заставила не принимать Исаию, который по бойкости своей, при защите от патриарха и турецких властей, не позволил бы им вмешиваться в дела и доходы монастырей. Нам-Трад просил патриарха рукоположить архимандрита Афанасия, родом дамаскинца, пребывающего в Иерусалиме. Но его блаженство решительно отказал ему в просьбе, по причинам ему одному известным. После сего сделаны были взаимные уступки. Нам-Трад перестал докучать патриарху об Афанасии и соглашался принять какого бы то ни было архиерея, кроме Исаии; а патриарх обещался найти другого достойного пастыря. И действительно, он приглашал на обуреваемый престол наместника своего архимандрита Агафангела, птолемаидского митрополита Прокопия и архимандрита Никифора, секретаря иерусалимского патриарха, с тем, чтобы ему быть и патриархом в Дамаске. Но все они отказались решительно. Тогда его блаженство писал в Константинополь и приглашал на паству титулярного епископа, состоящего при греческой церкви в Пере. По-видимому, все были спокойны. Но клевреты игумена Исаии в горах требовали его, а не кого-либо другого. Таким образом, патриарх, колеблясь между противными ветрами, придумал разделить бейрутскую епархию на две, восстановить древний епископский престол в Вивлосе (в 8 часах пути от Бейрута на север) и, посвятив на оный Исаию, поручить ему в управление приходы и монастыри, находящиеся в северной части разделяемой епархии, а в Бейрут вызвать архиерея из Константинополя и предоставить ему церкви и обители в горной части епархии. Представился сам собой вопрос: Вивлосский епископ будет ли зависим от бейрутского, или нет? Блаженнейший Мефодий хотел сделать его зависимым. Но когда ему поставили на вид невыгоды подчинения, как то: личные неудовольствия между обоими архиереями и происходящий оттуда соблазн для христиан, также ропот горцев при слышании возглашаемого в церкви имени бейрутского архиепископа, а не желанного им Исаии; тогда он решился вовсе отделить вивлосскую кафедру от бейрутской. Эта мера сделалась известной христианам, и они, полагая, что патриарх хитрит, и что Исаия непременно сойдёт с гор в Бейрут, взволновались, забушевали, загремели. Это случилось 12 декабря после полудня.

Я наблюдал их возмущение из окон святогробского метоха, обращённых на двор бейрутской архиепископии. Кафедральная церковь была растворена. Через западные и северные двери её непрестанно входили на сей двор, и уходили и опять возвращались безоружные арабы в праздничных одеждах. Двор зачерпнулся ими. Все они стояли и все громко говорили, быстро и гневно махая руками и бороздя ими воздух, и заломив головы к окнам архиепископии, в которой находились главные зачинщики и бушевали в присутствии самого патриарха и архиереев. Более часа продолжалось это волнение. Наконец, в архиепископии послышались шум, гам, стук, грохот, топот; гляжу – диаконы поспешно ведут патриарха и архиереев под руки по открытой лестнице; за ними бегут, мятутся, кричат разъярённые арабы. Все скрылись в церкви. Под сводами её раздался гул, подобный отдалённому барабанному бою. Я встревожился и побежал в церковь, чтобы видеть, что там происходит со злополучным архипастырем. Только что я очутился на средине храма, вижу: бледного патриарха ведут под руки от западных дверей к правому клиросу; около него движется нестройная толпа. Оглушаемый воплями, удручённый буйством безумцев, он сел близ архиерейского трона на деревянном седалище. Тогда я поместился на левом клиросе. Разъярённая чернь бегала по церкви, вопияла и толпилась около безмолвного старца. Один из христиан влез на архиерейский трон и во всё горло что-то кричал, бия воздух кулаками и приостанавливая свои сближенные руки и распростирая одни указательные пальцы над головой патриарха. У меня навернулись слЁзы на глазах. Я не мог более выдержать буйного зрелища и укрылся в алтаре. Здесь только один пономарь плакал о патриархе и выражал мне свою горесть.

Все прочие, архиереи и священники, стояли безмолвно или смотрели через царские врата на архипастыря. Опять увели его в дом. А я узнал, что патриарх хотел уехать к паше на коне, приготовленном у западных дверей храма; но народ не пустил его.

Победа черни над её эфнархом придала ей более дерзости. Слышались те же вопли, видны были те же резкие жесты. Арабы, у которых сердце посмелее и горло пошире, кричали в толпе и разжигали её страсти; другие ходили по двору спокойные и перешёптывались между собой, прочие зевали. Это второе явление было так же продолжительно. Когда архиереи показывались в окнах архиепископии, тогда чернь ещё пуще разъярялась и руками бороздила воздух, как бы грозя им, так что они поспешно скрывались от её взоров. Я, наблюдая волнение с прежнего места, скорбел всем сердцем моим и думал, что без мудрого и твёрдого духом пастыря народ – водоворот, слепец и грешник.

Из северной двери кафедральной церкви показался наш генеральный консул, предшествуемый и сопровождаемый его кавасами и драгоманами. Толпа вдруг притихла. Я обрадовался, увидел магическую силу русского имени. Консул ушёл к патриарху. Но когда явились на дворе кавасы паши с саблями и кнутами и начали осторожно разгонять толпу, тогда она ринулась на них, вытеснила их на улицу и, сорвав с них фески, потоптала их; там они и остались, как осуждённые. А на запертом дворе очутилось ещё более народу. Под сводами церкви гремел нестройный гул. Самые пылкие из христиан ложились на землю и вытягивали шеи свои на пороге церковном, давая тем знать, что они скорее умрут тут, нежели уступят права свои силе. Наконец, драгоманы нашего консульства (из местных христиан) кроткими увещаниями успели утишить волнение. Толпа мало-помалу разошлась; и воцарилось безмолвие на месте буйства черни бессмысленной108.

Из числа бунтовщиков шесть были заключены в тюрьму для острастки другим, но на непродолжительное время. А главные поджигатели возмущения и обидчики патриарха остались безнаказанными.

Нельзя было поступить с ними по правде, дабы они не переменили своей веры и не увлекли за собой многих в унию или протестантство.

Патриарх поступил бы великодушно и христоподражательно, если бы пред выездом из Бейрута созвал в церковь всех христиан и после увещания, дышащего строгостью отца и снисхождением матери, просил бы их сердечно. Но, несмотря на посторонние советы, он не сделал сего, не заронил искры раскаяния в сердца ожестелые, не смягчил их надеждой на то, что от его престола скоро изыдут добрые пастыри из благовоспитываемых арабов, и уехал в Дамаск 17 декабря, затаив в себе стыд, досаду и горесть. Тогда же отправились в свои епархии и все прочие архиереи. Бейрутская паства осталась без пастыря, страсти покинуты в полном их разгаре; в доме архиепископском поселилась темнота.

Надобно заметить, что игумен Исаия не люб ни бейрутскому духовенству, ни архиереям. Протосингелл покойного Вениамина говорил нам зловещие речи: «Не все горцы принимают Исаию, из-за него одного происходит столько распрей и неудовольствий. Бейрутская церковь опустеет, патриарх раскается, но раскаяние его будет поздно и бесполезно»109. Селевкийский архиепископ вечером 13 декабря выражал нам своё мнение, что «игумен Исаия должен добровольно уйти с Ливана в Иерусалим, отдав отчёт патриарху в доходах и расходах монастырей, им управляемых, иначе пожар не потухнет. Ему следует успокоить горцев гласным отречением своим от святительской кафедры. Что касается до разделения бейрутской епархии, то оно не выгодно в хозяйственном отношении и опасно по последствиям; ибо может произойти запутанность в делах церковных и семейных и ропот в горцах. Мы должны быть весьма осторожны, – промолвил архиепископ, – ибо жадные волки стоят во вратах церкви и готовы похитить наших овец».

Доколе игумен Исаия будет жить на Ливане, и доколе он и два родных брата его, надсаживая грудь, будут раздувать пламя страстей и питать оное обещаниями, дотоле едва ли успокоится волнуемая епархия. Из Константинополя прибыл в Бейрут епископ Перской церкви; но от несогласия партий принуждён был удалиться в Дамаск. Ныне бейрутский храм сделался местом прений, смут, разделений. Напрасно истощал там своё красноречие вызванный из Дамаска священнопроповедник о. Спиридон: страсти не внимали ему. Волнение в Бейруте и на Ливане могло бы быть утишено удалением Исаии в Иерусалим и посвящением в архиепископа архимандрита Афанасия, уважаемого в Сирии, с тем, чтобы по смерти или по отречению Мефодия быть ему и патриархом. Афанасий создал бы лучшее духовенство в Сирии из туземцев и тем утвердил бы православие. Он теперь бездействует в Иерусалиме. Но в душе его пламенеет любовь к родной сирийской церкви, и в устах его есть слово жизни и спасения, понятное сирийским арабам.

7

Местопребывание тиросидонского митрополита, село Хасбея, сделалось гнездом протестантства. Там, по словам патриарха, в начале прошлого года несколько семей опять обратилось к лютеро-кальвинизму по проискам американских миссионеров, пребывающих в Бейруте. Но один из главных шехов хасбейских, ещё прежде сделавшийся протестантом и проживающий в Бейруте из опасения вражды и мести к нему хасбейского эмира, мусульманина, дал слово патриарху обратиться и обратить в православие и остальных, если примирят с ним эмира. Сие доброе дело начато; но время покажет, чем оно кончится.

В конце прошлого года сидонские униаты по житейским страстям разделились на партии. Следствием сего разделения было обращение 60 семей в православие, антиохийский патриарх принял их в свои отеческие объятия и послал к ним священнопроповедника о. Спиридона для утверждения их в правом благочестии.

8

I. В прошлом году холера появилась в Сирии. С особенной силой она свирепствовала в Дамаске, где, как говорят, померло от неё 18.000 человек. Смертность господствовала всего более между мусульманами. Христиане, не разделяя с ними веры в судьбу, укрывались от губительного поветрия в монастырях и деревнях. Впрочем, оно и там застигало их и взяло свои немногие жертвы. В утешение и ободрение их Владычица мира видимо являлась им в монастыре Белемендском, а в Сайданайской обители показала своё могущество над одной девочкой. О сем поведал нам сам блаженнейший патриарх Мефодий 27 ноября.

II. «В августе месяце Белемендский монастырь наполнен был трепещущими от гнева Божия христианами из Триполи и Бейрута. С ними находился и еллинский консул бейрутский. В одну ночь внезапно показался свет в колоколенке монастырской и объял её всю внутри и снаружи. При первой вести о сем христиане выбежали из келий, и все видели, что в колоколенке стоит Божия Матерь в чёрном одеянии, вся в свете, и пред нею ходит неведомый инок. Чудное явление сие повторялось три раза в эту ночь. В третий раз видел оное и еллинский консул, не веривший двум первым. Христиане, утешенные сим знамением, совершили молебное пение в монастырской церкви пред чудотворным образом Богоматери. В следующий день пришли в обитель христиане из пристани Триполийской и спрашивали: «Был здесь пожар? Ибо вчера ночью мы видели огонь над монастырём». – Пожара не было, отвечали им и поведали чудо. Тогда все паки возвеличили и возблагодарили заступницу усердную и Матерь Бога Вышнего110.

1849 года января 9 дня простосердечный консул лично подтвердил нам явление Богоматери в Белеменде, говоря, что сам он видел тень её в колоколенке, и что она казалась ему κοντὴ γεματουτσίκη μαντοφορεμένη, т. е. маленькой, полненькой, в чёрном одеянии. После сего он рассказал про себя, что в 1838 году у него отнялись руки и ноги, так что он походил более на обрубок дерева, нежели на человека, все врачебные пособия оказались тщетными, расслабление продолжалось 4 месяца, наконец, принесли его в Белеменд, положили пред чудотворной иконой Богоматери, и он вдруг исцелел, встал и пошёл111.

III. В Сайданайской обители одна девочка упала с плоской крыши кельи за высокую ограду и по утёсам и каменьям скатилась далеко вниз, но чудно! осталась невредимой: даже стеклянный браслет уцелел на её руке, и она, возвратившись в обитель, с детской простотой показывала его своей матери и говорила: не разбился112.

IV. О монастырях на Ливане сообщаем одно новое для нас понятие. По уверению Ильинского игумена Макария, каждый монастырь, маронитский, униатский, православный, даёт небольшие подарки ливанскому владетельному эмиру в дни рождения, брака и кончины его детей и ближних родственников. Так, Ильинский монастырь в начале декабря прошлого года послал эмиру Найдару 100 пиастров по случаю смерти родного брата его, которого отпевали 130 священников маронитских и униатских. (Сии последние тихомолком читают молитвы на похоронах маронитов).

V. В Сирии так же, как и в Палестине, в каждой деревне есть приходская школа, в которой малолетки обучаются чтению и письму. Впоследствии способнейшие и честнейшие грамотеи избираются приходом на служение церкви по основному началу православия, допускающему в клире не наследство плоти и крови, а преемство дарований Духа Святого и добродетелей. Эта избирательность и есть причина распространения церковной грамотности между поселянами в сих странах.

Попечением антиохийского патриарха улучшена приходская школа в Антиохии под руководством о. Спиридона, о котором говорено было выше, поддержано духовное училище в Дамаске, в котором до 10 питомцев, по обязательству приготовляющихся к духовному званию, живя на квартирах и получая на содержание от 700–800 пиастров; устроена в Дамаске школа для обучения девочек чтению, но не письму.

Бейрутская типография была в движении. В ней напечатано было множество экземпляров Малого часослова на бумаге зелёной, розовой и белой.

Протонотарий антиохийского престола Иоанн Попадопуло вместе со священником Иосифом перевёл с греческого на арабский язык соборное послание четверопрестольных патриархов в ответ на известное окружное письмо папы Пия IX. Сей перевод ныне печатается в Бейруте. Алеппский митрополит Кирилл просил сего протонотария заняться переводом творения Адама Зерынкова на арабский язык, как наилучшего руководства в состязаниях с латинами, но Попадопуло затрудняется приступить к сему переводу недосужием и огромностью труда. Если бы нашёлся щедрый покровитель, который предложил бы ему 1.000 руб. серебром за сей труд, то, вероятно, он начал и кончил бы его во славу Божию и в пользу церкви православной в Сирии и Палестине.

К числу духовных деятелей в вертограде церкви сирийской принадлежит честнейший в иереях о. Спиридон, родом дамаскинец, благословенная отрасль одной благочестивой семьи не духовного звания. Почитаем сладчайшим долгом кратко поведать об его общеполезных трудах и примерном самоотвержении, терпении, бескорыстии и уповании на Бога. Он был наставником иноков в Белемендском монастыре во время благотворного настоятельства там арх. Афанасия. Когда сей улей Божий был неожиданно разорён, о. Спиридон учительствовал и священствовал в городе Триполи (1843–1844 г.). Потом, по распоряжению патриарха, он в течение трёх лет (1845–1847 г.) трудился в Антиохии, как наставник в училище и проповедник в церкви, и снискал уважение и любовь тамошних христиан. Из Антиохии патриарх послал его в Диарбекир для утверждения новообращённых в православие, и он беспрекословно повиновался его воле и, отправив свою супругу и детей в Дамаск, пошёл в Месопотамию на подвиг учительства. Кончен сей подвиг: благовестник Христов среди своей семьи, но на челе его дума, как пропитать её! Патриарх внезапно указует ему долг, который выше всех семейных обязанностей, долг огласить словом покаяния согрешившую церковь Бейрутскую: священнопроповедник, несмотря на жестокость декабрьской зимы, идёт со всем своим семейством, куда послала его воля владычня; юный сын его цепенеет от холода в снежных горах ливанских; матерь плачет, отеческое сердце скорбит; но родительское вдохновение подстрекает самоуверение отрока, разгорячает его кровь и спасает его от смерти, человек Божий достигает Бейрута и в первый день воскресный громит с кафедры церковной вслух христиан, что они, при избрании себе пастыря, угождали не Богу, а своим страстям. В соседнем Сидоне совершается внезапное обращение папистов в православие; туда назначают о. Спиридона для назидания новообращённых, и он опять оставляет своих кровных и с веселием сердца грядёт утвердить в вере слабую братию. Се, благовестник Христов! Красные стопы его прошли землю от пределов Месопотамии до поморья Сидонского; из уст его слышалось слово жизни и спасения во многих церквах; а во многих училищах он оглашал словом Божиим малых верующих, руководствуясь православным исповеданием веры киевского митрополита Петра Могилы, давно переведённым на арабский язык. Се, служитель Церкви! Сливая свои слёзы со слезами своей супруги и чад при неоднократных расставаниях с ними, он отвергал самого себя и поспешал на помощь ближним, потому что принадлежал всем семействам, и какое возмездие получил он за свои труды? Одно изощрение и усовершение своей веры, любви и надежды. Се, избранник Божий! Он не учился в семинарии или академии, но благодать Св. Духа приблизилась к чистоте и смирению его души и отверзла уста его. Се, отрок в пещи Вавилонской! Но Господь оросил его своею милостью. В св. Граде Иерусалиме, где ожидают его на подвиг наставничества в предполагаемом духовном училище для арабов, он со своей семьёй, наконец, обрящет насущный хлеб, приют, покой и благодушный труд во славу Божию.

VI. Уния в Сирии, по-видимому, ослабевает. Это осторожное проречение наше есть вывод из следующих фактов:

1) В Алеппо униатское братство никодимитов, под руководством православного митрополита Кирилла и униатского архиепископа Афанасия, продолжает свои действия и ожидает благоприятного случая к решительному отречению от папежства и к возвращению в ограду церкви православной. Преосвященный Кирилл 1 апреля прошлого года писал к нам, что «он чрезвычайно желает видеть честное лицо наше в Алеппо, и что наше присутствие там подаёт помощь ему и никодимитам совершить их давние намерения». Не излишне было бы узнать на месте число никодимитов, их мнения, характеры, влияние в городе, капиталы и их торговые связи с униатами бейрутскими, дамасскими, сидонскими, тирскими, аркскими и яфскими, равным образом и число бедных семей униатских, и если они сильны числом, влиянием и торговыми связями и тверды в своём намерении, то под рукой обещать им помощь Северного Сияния исключительно только в религиозном отношении.

2) В Алеппо пребывает униатский архиепископ города Триполи Афанасий. До 1840 года он был начальником и учителем униатской школы в Айн-Трасе на Ливане. Когда он крестил несколько семей друзских, кои приняли христианство потому только, что хотели избавиться от солдатства при Ибрагиме паше; тогда сей паша спросил своего финансового директора Бахри-бея униата, с его ли согласия крещены друзы Афанасием? Бахри отвечал отрицательно. Тогда архиепископ, боясь мести паши, тайно убежал с Ливана, но вместо Рима очутился в Лондоне, где и собрал значительное пособие, выдавая себя за православного архиерея триполийского. Из Лондона спрашивали о нём патриарха Мефодия, и его блаженство отвечал, что законный архиерей триполийский находится при своей пастве, и что Афанасий должен быть обманщик. Тогда англичане выслали его из своей столицы, не отобрав, впрочем, от него сбора. Афанасий уехал в Мальту и оттуда в Алеппо, где и вступил в общество никодимитов. Он дружен с амидийским митрополитом Макарием. Искреннее пожелание его принять православие вследствие начитанности и убеждения известно Великой церкви в Константинополе. Сия церковь приглашала его преподавать арабский язык в Богословском училище на Халки; но он отказался под тем предлогом, что пребывание его в Алеппо нужнее и полезнее, ибо он надеется обратить там большое число униатов в православие. Впрочем, слышно, что он намеревается быть в Константинополе в нынешнем году.

3) В Дамаске один из униатов Михаил Мшака обратился в протестантство после продолжительных прений о вере с униатским патриархом Максимом. Эти прения с обеих сторон излагались письменно. Мшака передал их американским миссионерам для напечатания в Бейруте. (Напечатаны в начале 1849 года. Первая книжечка получена мной в Иерусалиме 23 апреля сего года).

4) В сем городе униатский архиерей Агапий состоит в ссоре со своим патриархом.

5) В Сидоне 60 семей униатских обратились в православие.

6) В последней трети 1848 года униатский патриарх Максим прибыл из Иерусалима в Дамаск. У ворот сего города он был встречен торжественно, паша выслал ему своего коня, а консулы своих чиновников и кавасов. Униаты же встретили его гораздо далее от города с хлебом и солью по обычаю; но когда увидели при нём наместника его, иеромонаха Мухалесского монастыря Михаила, не любимого ими, то и не предложили ему хлеба и соли. По словам протонотария антохийского престола, в Дамаске находятся две партии униатские, из коих одна в ссоре с Максимом.

VII. Протестантство в Сирии уже имеет свою историю, которой первая страница озаглавлена в Американском совете комиссаров иностранных миссий, существующем с 1809–1810 года. Сей совет, при выборе мест действия для своих миссионеров в Старом Свете, обратил внимание, первее всех стран, на Палестину, Сирию и Грецию. Попытки его в Св. земле, как известно, не удались. Но миссия его в Бейруте утвердилась и действует. Известны богатые, вещественные и духовные средства, равно как и приёмы и неудачи сей миссии. Против неё маронитский патриарх вооружился анафемой и огнём, пожигавшим её книги. А православные стали заводить школы свои и тем поставили средостение между нею и собой. Ансарии получили библии от американских миссионеров и не читали их. Друзы, которым англичане в 1840 и 1841 годах обещали перевес и господство над маронитами, показали было тогда готовность принять протестантство и стали посылать детей своих в школы, заведённые их друзьями, а управляемые пришельцами из Нового Света. Но когда от интриги англичан загорелось ужасное междоусобие между маронитами и друзами в последней трети 1841 года, и когда виновники сего пожара отплыли к берегам Альбиона; тогда друзы, возбуждаемые против маронитов турками, презрели миссионеров и стали выказывать себя расположенными к исламизму. После сего новосветные проповедники приразились к церкви православной и успелп обольстить и завлечь в свою ересь всех христиан селения Хасбеи (1845 г.), но два луча, один из Дамаска и другой от Северного Сияния, просветили и вразумили обольщённых, так что из числа их только пять-шесть семей не возвратились к древней доброте православия. Такие неудачи, естественно, встревожили вышеупомянутый американский Совет; и он в прошлом или позапрошлом году прислал в Бейрут своего комиссара поверить действия своей миссии и даже закрыть её. Миссионеры, сладко ядущие и пиющие со своими жёнами и детьми, кое-как упросили его обаять Совет надеждами в будущности и в совещаниях с ним придумали новые средства к водворению протестантства на Ливане, средства, хотя медлительные, но более верные и хитрые. Решено было прекратить даровую раздачу книг и денег и ограничиться одним воспитанием детей и приготовлением некоторых из них к миссионерству. Кроме сего в Бейруте составлено ими литературное общество из арабов всех вероисповеданий. Каждый член оного вносит 50 пиастров ежегодно на приобретение арабских рукописей и на печатание книг. Председатель общества, американец, задаёт предложения для сочинений, например, о выгодах образования женского пола. Арабы читают свои сочинения в общем собрании, критикуют их, рассуждают и тщеславятся своей болтовнёй, почитая её такой мудростью, какой не имел и сам Платон Афинский. В Обществе (по 1849 г.) состояло до 50 арабов; и оно владеет 500 хорошими рукописями. Понятна хитрость американцев, предвидится их торжество. Теперь на Ливане будут говорить, что не они-де платят деньги другим, а ещё им дают их.

Нечувствительное же сообщение идей протестантских посредством бесед свободных, критики намеренной и похвал, обаяющих воображение арабов, поколеблет древние верования и предания неосторожных. Нельзя не опасаться за города Сирии, имеющие взаимные торговые связи. Торговыми путями распространилась там уния; ими же проникнет всюду и новое учение. Известно, что купцы на всём свете со своими товарами заводят и свои истинные, или ложные понятия. Надлежало бы уничтожать яд противоядием, идеи заменять идеями, обществу противопоставить общество под хоругвью православия.

Но где люди и где средства у патриархов восточных? Американские общества иностранных миссий издерживают миллионы на дело проповеди (в 1843 году ими собрано было для сего 28.000.000 франков). Важные препятствия, доселе мешавшие их успехам в Турции, именно, запрещение христианам переменять своё вероисповедание и непризнание протестантской церкви Портой уже устранены. Теперь сия церковь, по ходатайству лорда Cowley, получила равные права со всеми прочими церквами; и протестанты могут свободно обходить сушу и море и безбоязненно приобретать себе прозелитов. Недаром носятся слухи о поселении протестантских колоний на Кармиле и в Иерихоне. Но не предупреждаем событий, а говорим о том, что минуло.

Американо-бейрутская миссия, кроме школы в городе, завела училище на Ливане в православной деревне Хамдун (в 2 часах от Бейрута), в котором несколько воспитанников из туземцев приготовляются к званию миссионеров113.

В Дамаске протестантство просочилось, как вода из камней. В позапрошлом году один грамотный араб православного вероисповедания, по имени Юсеф Шатиля, оскорбившись тем, что патриарх Мефодий уменьшил ему жалованье за обучение детей в училище при патриархии, сделался протестантом и открыл частную школу114.

Впрочем, он возвратился бы в православную церковь, если бы она дала ему средства к пропитанию115. Из униатов дамасских, как мы сказали выше, принял протестантство Михаил Мшака. Если его прения о вере с пр. Максимом будут напечатаны бейрутскими миссионерами, то любопытные прочтут их и перескажут нелюбопытным. По торговым лавкам и по дома пойдёт дух нового учения и будет раздражать слабые умы. А что в Дамаске любят заниматься суетными толками, это испытали мы сами. В 1848 году тамошние священники и христиане нарочито спрашивали нас: почему греческий перевод 70 толковников не согласен с еврейским подлинником? Как учит церковь наша, солнце ли обращается около земли, или земля около солнца?

О недавнем проявлении протестантства в Хасбее упомянуто выше.

VIII. Достоплачевно духовное состояние племён сирийских! Повреждение человеческой природы располагает их к самым страшным и уродливым суевериям. В северной Сирии языды и курды почитают злого духа.

На восточной стороне гор Ансарийских, недалеко от города Хамы, есть крепость Маснад. Это – столица 4.000 земледельческих измаилитов. Вера их ещё не исследована. Но известно, что они почитают Агарь и Измаила, как родоначальников своих, и в честь и похвалу их сочиняют, читают и поют молитвы и гимны, кои содержатся ими в глубокой тайне. Они носят на себе изображение Агари и Измаила. Когда христиане упрекают их в обожании женщины, то они отвечают им: «Мы почитаем Агарь так же, как вы Деву Марию».

Вдоль побережья Средиземного моря, от Антиохии до гор Аккарских, простирается горная цепь, называемая Джебел-ел-Носарие. В сих горах обитает племя ансариев земледельцев. Оно хранит втайне свою религию. Но от монахов православного Георгиевского монастыря, чтимого сим племенем, мы узнали следующее (в 1849 году):

1) Ансарии веруют, что мир сотворён Богом, который воплощался в нескольких людях и наконец, явился в Али, родственнике Магомета. До Адама, по их мнению, существовали люди несколько тысяч лет.

2) Они признают добрых и злых духов, верят в переселение душ, праведных в звёзды, а грешных в разных животных. Умерших оплакивают.

3) Они тайно поклоняются солнцу, луне и утренней звезде, держа руку на сердце и нагибая голову, но пред этим обрядом озираются направо и налево.

4) В ночь на Богоявление Господне они собираются в свои молельни, вливают вино в сосуд, влагают в него хлеб, читают молитвы и причащаются. Потом впотьмах бывает общение с жёнами, как попало. Родившиеся от сего смешения мужчины признаются священными шехами.

5) Никто из иноверных не может присутствовать при их сквернослужении, иначе они убьют дерзновенного.

6) Святой человек, по их мнению, не должен курить табаку и пить вина. Правая рука его должна беспрерывно покоиться на сердце, вероятно, в знак внутренней молитвы.

7) Их шехи суть жрецы и посредники между Богом и народом. Ансарии боятся оскорбить их, воображая, что они иссохнут за этот грех. Богатейший и красноречивейший из шехов первенствует пред прочими. Тела их погребают в каменных купольных часовенках на склоне гор и на полях.

8) По смерти брата другой брат или родственник берёт его жену в замужество.

9) Детей мужеского пола ансарии обрезывают на 4-м и 5-м году от рождения; пред обрезанием приходят в монастырь св. Георгия, закалывают овцу пред дверьми храма, громко произнося слова «во имя Бога», а что далее они читают тихо, то неизвестно. Овцу они съедают сами.

10) Ансарии любят христиан более, нежели турок. Они имеют величайшее уважение к великомученику Георгию и к чудотворной иконе его в тезоименном монастыре. Войдя там в церковь, они становятся на колени и так доползают от порога до иконы великомученика, целуя пол. Их шехи отсылают в эту обитель больных животных и людей для целения, предварительно сотворив над ними свои собственные молитвы. Бывают исцеления. Болящих животных, от овцы до верблюда, монахи проводят в монастырь сквозь единственные в нём воротца, кои вышиной в 5 четвертей и 1 вершок, а шириной в 3 четверти. Мы были очевидными свидетелями быстрого ввода и вывода нашей собственной лошади здоровой сквозь эти игольные уши. Ансарии почитают великомученика Георгия своим святым, а не нашим, впрочем, уважают монахов сего монастыря, покупают им церковные книги, охотно принимают их в свои деревни за сборами и щедро подают им милостыню деньгами и произведениями земли. Каждого новорождённого младенца мужеского пола они записывают в рабы св. Георгию и пред свадьбой выкупают их у монастыря за деньги, больных животных записывают обители или целых, или половину, или треть, или четверть их и по исцелении выдают за записанную часть столько денег, сколько придётся по оценке всего животного. Ансарии сделали было свою икону Георгия точь-в-точь похожую на монастырскую, но за недостатком чудес от неё уничтожили её и опять обратились к монастырю.

На Ливане и Антиливане и на полях Хаурана обитает сильное племя друзов среди маронитов, униатов и православных. Вера его не вполне известна. Предлагаем здесь краткое извлечение из их катехизиса.

1) Бог, творец всех вещей, десять раз являлся на землю в человеческом образе под разными именами, Ел-ау, Ел-Бара, Али и пр.; в последний раз он воплотился в Хакеме (египетском султане в конце X столетия), а под конец веков придёт судить людей и самым страшным образом накажет христиан, евреев, мусульман, ансариев и язычников. Все они будут рабами друзов, которые смотря по делам их, будут поставлены пашами, визирями и султанами в разных царствах на земле. Признаком близости последнего пришествия Хакема почитается низложение всех царей и уничтожение магометанства христианами.

2) Есть духи добрые и злые. Самые светлые ангелы, которые поддерживают своды небесные, суть Гавриил, Михаил, Серафим, Израел и Митатрун.

3) Хакем вначале сотворил духа Хамцу, великого визиря, а сей из своего света создал все души, которых число не увеличивается и не уменьшается во все веки.

4) Злой дух Эблис вначале был добрым, но сделавшись гордым, не захотел повиноваться великому визирю и за то был проклят и изгнан из рая.

5) Визирь Хамца семь раз являлся людям под разными именами. Во время Адама его называли Хатанаем, при Ное Пифагором, при Аврааме Давидом и т. д.

6) Было несколько эпох, в кои поочерёдно являлись пророки, Адам, Ной, Авраам, Моисеи, Исса, Магомет и Саид. Все они суть не что иное, как один дух, переходивший из одного в другого.

7) Иисус Христос есть ложный Мессия. Его знал истинный Мессия Сулейман (он же и Хамца), живший при Магомете и позволивший ему проповедовать Евангелие. Иудеи распяли его, и он был погребён в пещере, но истинный Мессия похитил его оттуда и похоронил в саду, а людям сказал, что он воскрес, дабы не пропало учение и ложного Мессии.

8) Человек по смерти живёт под другим видом.

9) Знание разделяется на пять частей. Две из них объемлют религию, а прочие суть естественная история, метафизика и сокровенная мудрость Хамцы, который посвящает друзов во все таинства их веры.

10) Сии посвящённые называются акалами, т. е. духовными, носят белую чалму в знак чистоты жизни, пьют и едят из своих поставцов, к коим никто не смеет прикоснуться. В число их допускаются и женщины.

11) Основание веры акалов составляет всё то, что признано нечестием в других религиях.

12) В определённый день в году акалы и акалихи собираются в одно место для совершения праздника свеч. Самый старший акал садится на почётном месте и при свете многочисленных свечей читает священную книгу. По окончании чтения свечи гасятся, и совершается бесстыдное общение мужей и жён. Дети, рождающиеся от них, почитаются предопределёнными свыше.

Кто из турок или христиан выучит катехизис друзов, тот будет допущен в их общество. Но иностранцу крайне трудно быть посвящённым в их таинства, кои ещё не известны учёному миру. Недавно один турецкий паша, желая узнать сии таинства, заставил двух негров своих выучить катехизис друзов и вступить в их общество и обещал им лестные награды за выведывание сокровенной сущности их веры. Негры сделались акалами, но, возвратившись к паше, не поведали ему своих таинств, и смерть их от руки его покрыла учение акалов непроницаемым мраком.

Разделения и подразделения мусульман и христиан сирийских на разные секты известны.

Никакая мудрость человеческая не в состоянии создать ничего целого из всех этих разнородных и противоположных стихий духовных. Только огонь небесный может поясть все эти терния, волчцы и хворост, и только струи благодати небесной могут породить на их месте райские леторосли. Но кто придёт возжечь сей огонь на земле? И из какой церкви потечёт вода живая? Ах! в судьбах Божиих есть такой простор, в котором что будет, того не может знать ум человеческий. Мы смертные, способнее предвидеть всеобщее разрушение, нежели возрождение, и утешать себя тем, что Бог и на вулканических лавах произращает лилии и там, где земля рушится под тяжестью беззаконий, изводит чистые струи, в коих плавают лебеди, белейшие снега.

* * *

106

Рукопись Порфирия III А12 = 80. Записка эта отправлена была 4 мая 1849 г. из Иерусалима в Константинополь нашему посланнику В.П. Титову при следующем письме арх. Порфирия: Представляю вам при сем изложение состояния православной церкви в Сирии в прошедшем году, как труд более учёный, нежели деловой, и покорнейше прошу вас препроводить его, куда следует. (Рукопись Порфирия I Ab/9 = 24). Ред.

107

В Книге Бытия моего (ч. III, стр. 403) названа княгиня София Волконская. Ред.

108

Об этом возмущении почти в тех же словах говорится в Книге Бытия моего (ч. III, стр. 419–424). Ред.

109

Книга Бытия моего, ч. III, стр. 437. Ред.

110

Книга Бытия моего ч. III, стр. 402. Ред.

111

Книга Бытия моего, ч. III, стр. 461–462. Ред.

112

Книга Бытия моего, ч. III, стр. 402. Ред.

113

Ср. Книга Бытия моего, ч. III, стр. 400. Ред.

114

Ошибка! Он поступает учителем в школу американских миссионеров в Дамаске и ещё не обнаружил себя протестантом (1849 г. 5 мая замечено). Ср. Книга Бытия моего, ч. III, стр. 507 и 508. Ред.

115

Ср. Книга Бытия моего, ч. III, стр. 507. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle