П.В. Безобразов

Источник

Записка о русских поклонниках, представленная 18 мая 1849 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили116

Из богоспасаемой России ежегодно приходят в Иерусалим православные христиане обоего пола для поклонения гробу Господню и другим святым местам. Некоторые из них по разным причинам делаются больными и даже умирают там; но в страданиях своих и перед смертью не сподобляются ни надлежащей помощи врачебной, ни духовного утешения и напутствия в вечность. Самосохранение, так естественное человеку, заставляет их прибегать к местным знахарям. Но от них вместо чаемой пользы они получают вред и умирают преждевременно; так в нынешнем году один поклонник, страдавший зубной болью и лечимый какой-то арабкой, которая произвела гангрену в его челюстях, жалостно скончал свою жизнь. Духовного же назидания и утешения лишены наши поклонники во время болезни и туги смертной не по недостатку усердия в греческом духовенстве, а единственно по незнанию им языка нашего. Кроме сего, всем русским, привыкшим к покою душевному под мудрыми законами, страшно видеть в Иерусалиме весьма поспешное погребение усопших собратий вследствие бесчеловечного обычая мусульманского. Воображение их и наипаче женщин цепенеет от одной мысли быть погребёнными заживо; ибо всем им известны так называемые обмирания. А эти чрезвычайные явления ожидаются в Иерусалиме, где иные поклонники проводят суровую жизнь в строгих подвигах покаяния и даже мучат себя неумеренными пощениями.

Итак, духовные и телесные потребности русских поклонников, их немощи и самосохранение, их ужасы и справедливое требование отрады, их ропот и скорбь о своём ропоте, их благоговение к святым местам и печальное воспоминание о беспомощности там, их грехи и нужда в покаянии и исправлении, евангельское человеколюбие, закон церкви, повелевающий невежду наставить в законе и больного посетить и врачевать, наконец, мудрое слово святого апостола: «если страдает один член церкви, то и все страдают», – всё это вместе сложенное и взвешенное побуждает употребить человеколюбивые меры к улучшению участи наших поклонников в святом Граде, к облегчению их страданий и к душевному спасению их. Эти меры, по соображениям моим, представляются в следующем виде и числе.

1. Духовное врачевание русских поклонников в Иерусалиме, без устранения греческого духовенства в сем деле, производится русским иеромонахом, присланным из общежительного монастыря или пустыни, старцем благоговейным, трезвенным, тихим, бескорыстным, опытным в исповеди, без особенной учёности, но со здравым смыслом и даром благодати.

Он живёт там при нашей духовной миссии и в бытность поклонников и по уходе их совершает богослужение и все требы то в женском монастыре, назначенном для русских поклонниц, то в церкви сей миссии без всякого жалованья и прибытка, по строгим правилам монашеского общежития; но зато всем нужным, как то новым бельём, одеянием летним и зимним и обувью снабжается на три года от монастыря его, по долгу раздела любви к соотечественникам внутри и вне России. А казна в распоряжение нашей духовной миссии ежегодно отпускает особую сумму на содержание его и единовременно на обзаведение его келий. Поскольку же для богослужения и для исправления треб церковных нужны чтецы и певцы, посему признаётся необходимо надобным увеличить число студентов нашей духовной миссии четырьмя отличными воспитанниками семинарии, кончившими курс в философском отделении. Они под руководством миссии продолжали бы своё учение на пользу церкви. Жалованье им не нужно. А на содержание их и учебные пособия ежегодно, и на обзаведение их комнат и запасное одеяние единовременно отпускаются особые суммы в распоряжение помянутой миссии.

Единовременная денежная дача сим лицам на подъём и путевые издержки предполагается.

2. Для телесного врачевания русских поклонников, с согласия и благословения иерусалимского патриарха, назначаются две опрятные кельи, одна в Архангельском монастыре для мужчин, а другая в Екатерининской обители для женщин, и в каждой келье устрояются три кровати (всего 6) для труднобольных. На обзаведение сих лечебниц единовременно даётся сметное количество денег. На церковь же в Екатерининской обители, на лекарства и содержание больных, на прислугу и мытьё белья для них ежегодно отпускается определённая сумма в распоряжение нашей духовной миссии.

3. Телесное врачевание русских поклонников обоего пола производится лекарем, которого выбор из местных врачей, имеющих дипломы, и частное приглашение к службе предоставляется нашей миссии духовной на том основании, что свободный выбор лекаря предполагает и удаление его свободное в известных случаях. Сей лекарь получает одно жалованье и обязуется уже без корысти пользовать как русских поклонников обоего пола, так и всю духовную миссию нашу. В бытность соотечественников наших в святом Граде он ежедневно посещает их в монастырях Федоровском и Екатерининском и осведомляется об их здоровье. Кому из них приключился лёгкий недуг, того он пользует в келье его, а одержимых тяжкими болезнями переводит в вышеупомянутые лечебницы и, в случае смерти кого-либо из них, определяет время его погребения.

Согласно с этими соображениями представляется при сем особая роспись как ежегодных, так и единовременных сумм на содержание духовника, четырёх студентов, лекаря и лечебниц при нашей духовной миссии в Иерусалиме.

* * *

116

Рукопись Порфирия I Аа/3 = 13. См. Книгу Бытия моего, ч. III, стр. 591. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle