Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм. Св. Германа, патриарха Константинопольского
Всякое священное торжество, при совершении, исполняет участвующих духовною радостью из небесных сокровищ и божественных источников. Но прославляемое ныне пением торжество, вполне услаждающее души, столько важнее и светлее всех, сколько Богоотроковица возвышается и начальствует над всеми. Каждогодно возвращается это священнейшее Ее празднственное собрание, в котором участвующие должны быть чисты от скверны, украсившись чистейшими мыслями и светлейшими одеждами. Потечем же и сорвем вожделенные цветы с самого луга Богоматери. Обоняем доброту Ее, полную благоухания, как бы из листьев розы, как и Соломон прекрасно поет: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана (Песн. песн. 3:6; 4:8). Побуждая друг друга, спешно соберемся на полезное и спасительное для всех торжество Богоматери, и, приникнув по святилище, увидим Отроковицу, достигающую до второй завесы, Пречистую Марию и Богоматерь, разрешившую бесчадие неплодия и устранившую благодатью порождения Своего (т. е. Христа) тень законного письмени.
Ныне посвящается законному храму трилетствующая, одна, бывшая чистым и высочайшим храмом Архиерея и совершителя всего – Господа, и отгнавшая Своим сиянием Богосветлой славы тьму письмени. Ныне вручается священнику младенец, имеющий принести (в храм) в сороковой день младенчествовавшего ради нас плотью единого Архиерея Бога, превыше всякого человеческого понятия, обнимая собственными дланями Необъятного. Ныне освящается благословениями по закону и приносится в благодарственный дар новейший и чистейший, ничем не запятнанный, свиток, который будет не рукою писан, но позлащен Духом. Ныне Иоаким, освободившись поношения бесчадия, явно идет по улицам, и, величаясь, показывает свое дитя и притом делается исполнителем освящения по закону. Ныне и Анна, вознаградив продолжительное бесчадие благочадием, воодушевленная безмерною радостью, возвещает концам земли о плоде своем, прижимая ко груди Пространнейшую неба. Ныне отверстые врата божественного храма принимают дверь Еммануила, зрящую на восток и запечатленную. Ныне священная трапеза храма начинает светлеть, чувствуя переход к бескровным жертвам, при поклонении и сладчайшем лобзании божественной трапезы небесного и душепитательного хлеба. Ныне возлагается на очистилище одна, соделавшаяся для смертных, низринутых потоками грехов, новым и Богоподобным очистилищем, действительным и нерукотворенным. Ныне имеющая принять, по освящению от Духа, Святого святых, святейше и достославно в незлобивом и невинном возрасте весьма чудно помещается во Святом святых, превосходя славою Херувимов. Ныне возбуждает нас к похвале Мария, о Которой хотя бы кто и неисчетное сказал, никогда не приблизился бы и тем менее достиг бы цели, потому что красота Ее безмерно превосходит всякий язык и ум. Небесная капля, проистекшая от Нее, показала величие Ее наподобие беспредельного моря. Отсюда богатство Ее сделалось, по беспредельности, непостижимым и утешения Ее – неистощимыми. Поистине, все и во всем насыщаются: но торжество, сопровождаемое похвалами и песнопениями в честь Ее, по причине приятности, не насыщает. Поэтому и виды похвал, заимствуемые от Нее, кажутся неудовлетворительными, и, так как источник обилен, и от почерпания не только не уменьшается, но по той мере, как почерпают из него, умножается во сто и тысячу раз более, – почерпающим нельзя бояться недостатка. При созерцании Ее, таинство преизобилует и, увеличиваясь, превосходит не только умы, погруженные в вещество, но и невещественные. Такова всеблаженная и пречистая Отроковица.
Родители Ее, по исполнении трех лет, приносят (Ее) Богу. Тройное число – как превосходно, как досточтимо и удовлетворительно для всякого доказательства! Тремя камнями Давид поверг на землю преступного Голиафа (1 Царств. 17:40); Илия Фесвитянин располагает народ к вере трояким обхождением около жертвенника, когда над небесным огнем, горящим в воде, показывается пламя (3 Царств. 18:34); Иона, столько же дней носимый в недрах плавающего зверя, служит образом Бога, управляющего великим китом (Ион. 2:1); таковы числом были отроки, благодушно ходившие в огненной печи, напоенные небесною росою (Дан. 3:23, 24). По прошествии трех периодов по десяти лет, Иисус, Господь мой, очищает меня от скверны преступления (Лук. 3:21–23). Он восходит на гору, чтобы стольким же по числу ученикам, в великой тайне, показать явление Своей славы (Матф. 17:1). На третий день Он восставляет от ада души, от века содержавшиеся во мраке. И что еще? Смотри число три и в самом главном. Божество, сотворившее и совершившее все, благоволило прославиться как бы в совершенном числе в трех святынях, трех свойствах, трех ипостасях или, что тоже, трех лицах, при единосущии, в единении, чуждом слития или смешения, и нельзя ни бесчестить Его, отнимая что-либо, ни измышлять сверх (показанного) числа многоначалие. Итак, поскольку Един из самой Пресвятой и вечной Троицы, по благоволению Отца, самопроизвольно, осенением Всесвятого Духа, благоизволил вселиться во чреве этой Девы – Матери Отроковицы: то нужно было, чтобы и Она, украшенная славою того же числа, была светлейше посвящена; Она вводится в храм трех лет, по непреложному и известному устроению Творца Ее и Сына. Когда была воскормлена (млеком) питательница нашей жизни, родители Ее исполняют данный обет. Созвав, говорят, соседних и окрестных девиц, они устроили так, что девицы со свечами шли впереди, а Отроковица следовала позади, для того, чтобы, увеселяемая горящими свечами, Она продолжала путь, не оглядываясь назад.
Отдавая все свое Богу, (некогда) неплодная и бездетная Анна громким голосом ясно взывала: „приидите, сорадуйтесь мне все, кто присутствовал при моем разрешении, особенно теперь, когда я приношу Господу Боголепный и освященный дар из моих недр. Приидите, начальники ликов, с ликами и девами тимпанницами, радостно воспойте новую песнь, не под предводительством Мариамы (сестры) Моисеевой, но под руководством Рожденной мною. Приидите и вы, ближние и дальние, и когда я, благочадствуя и проникнутая искреннейшею благодарностью, отдаю святилищу плод моих болезней, всерадостно воскликните Боговдохновенные гимны. И вы, сонм Пророков, избранное собрание, устройте песнь из славных похвал, внушенных вам Духом Божиим, потому что, где раздается звук пророческого слова, там теряет силу всякое сопротивное злоречие. Ты, Праотец и Богоотец Давид, приятно потрясая музыкальным орудием, издай благогласнейший звук на струнах Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонм отроковиц, как приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся (Псал. 44:15). Вот составляется сонм отроковиц на улицах и ведется в священное жилище в храме святом, с царскою славою, в веселии и радости. (Дщерь) Царева, исполняющая проречение твое, которую ты сам назвал дочерью: Она – мое дитя. Вся слава Дщере Царевы внутрь: pясны златыми (Псал. 44:14) облечена чистым и непорочном девством и украшена несравненною красотою. Прииди и ты также, потомок Давида, и возгласи: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? Что украсишася стопы Tвoя (Песн. песн. 6:9; 7:1). Ты, имеющая облечься в солнце и устроить новое под солнцем зрелище! И ты, громогласный Иезекииль, держащий Богоданный свиток животворящего Духа, возгласи хвалу запечатленной двери, обращенной к востоку и проходимой для Бога! А также и другой кто из священноизбранного чина и весь остальной лик прозорливцев, возвысьте голос, видя приближающееся исполнение предсказаний. Что же? И вы, праотцы, разрешаемые от клятвы и опять получающие жилище сладости, из которого извергли себя, – ужели вы не воспоете Виновницу спасения приличными, величайшими похвалами? Не вам ли особенно и надобно взывать, а с вами радоваться мне и всей твари?“
Мудрая Анна такими мыслями, как и следовало, приспособляя себя к происходящему, со сладчайшим супругом ведя рожденную ими, в предшествии дев, несущих свечи, достигает храма. Двери его отверзаются, принимая умную дверь Еммануила – Бога, и порог освящается вхождением Марии. Дом (Божий) весело освещается лампадами, но еще светлее сияет блистанием этой одной лампады: благолепие Ее красуется при Ее входе. Одежды рогов жертвенника покрываются багряницею от пурпуровой и девственной одежды Ее. Захария радуется, удостоившись принять Богоматерь, веселится Иоаким, совершением приношения свидетельствуя об исполнении пророчеств; торжествует Анна при освящении своей дочери; ликуют прародители, избегая осуждения; утешаются Пророки, и с ними радостно движется всякий возраст, украшенный благодатью. Таким образом, Богоотроковица вводится и становится у рогов (жертвенника), между родителями молящимися и священником, имеющим благословить (Ее). Опять родители взывают к священнику: „приими имеющую принять невещественный и необъятный огонь: приими будущее вместилище Сына и Слова Отца и единого Бога; приими отъявшую от нас поношение бесчадия и неплодство: приведи к жертвеннику Ту, Которая вселяет нас в прежнюю область рая; держи Ту, Которая Своим рождением (т. е. Христом) укротит страшную для нас силу смерти и господство ада; обними Ту, Которая прикроет нашу природу, обнаженную в Едеме; возьми рукою Ту, Которая повиет пеленами удерживающего нашу неудержимо, бурно и гордо простертую руку; принеси Богу принесшую нас, в Которой сокрыто исполнение надежд наших. Воззри, Господи, воззри! Возьми Ту, Которую дал; приими Ту, Которую даровал; приими данную нам для разрешения неплодства: чрез Нее Ты отъял бесчадие закона и искупил нас от продолжительного и тягчайшего бедствия. Приими Ту, Которая прекрасно управляет нами, Которую предызбрал, предопределил и освятил; привлеки преданную Тебе и прельщенную благоуханием Твоим, – Ту, Которую Ты избрал между нами недостойными, как крин (лилию) среди терния; обними Ее, приносимую Тебе с радостным духом. Вот, мы Тебе вручаем Ее и предаем себя». Такова согласная речь праведных! таково единодушие боголюбезного супружества! таково единство действия Богоотцев!
Поэтому Захария, приняв Отроковицу, как и следовало, прежде всего говорит родителям: „виновники нашего спасения! что вам сказать? как вас назвать? Ужасаюсь, видя, какой плод приносите вы: он чистотою своею привлек Бога к обитанию в себе. Никогда не было и не будет другой, сияющей такою красотою. Вы явились двумя разделяющимися реками, исходящими из рая, принося лампаду, дражайшую золота и ценных камней, просвещающую всю землю красотою непорочного девства Ее и усладительным блистанием. Вы – как бы светлейшие звезды, утвержденные на тверди: вы оба ясно освещаете мрачную тьму темной буквы и закона, данного среди бури: мудро и непреткновенно путеподите верующих во Христа к новой благодати нового света. Вы – светлейшие роги умного храма Нового Завета, в недрах своих имеющие разумнейший, освященный и божественный жертвенник священной жертвы. Еще более: вы, в воспитании (Отроковицы), уподобились Херувимам, таинственно осеняющим очистилище Вождя мира и Первосвященника. Вы – выше золота, устроенного в древнее время для покрытия ковчега, потому что укрывали разумный и Божественный кивот Нового Завета, (содержавший) подписавшего нам на кресте оставление. Ваша радость – всемирная радость; ваша слава – общее веселие. Блаженны вы, родители такой Отроковицы! Благословенны вы, принесшие Господу такой благословенный дар! Блаженны сосцы, которыми Она воспитана, и чрево, в котором была носима! Прииди и Ты, Дитя, высшее неба. Прииди, по виду младенец, но на самом деле – Божие орудие. Прииди и лучше Сама освяти преддверие святилища; сказать кратко: не Ты очистись и освятись в нем, но обильно Сама освяти его. Приникни в сокровенный и страшный чертог Ты, неприступное и неисследимое сокровище. Войди в преддверие алтаря, сокрушающая врата смерти. Воззри на завесу, сиянием Своим просвещающая ослепленных помрачающим вкушением. Дай руки мне, ведущему Тебя, как младенца; но возьми и мою руку, старца утомленного, и, по склонности к земному, спешного в преступлении заповеди, и приведи меня къ жизни. Вот я беру Тебя, как старческий жезл и опору природы, ослабленной падением; смотрю на Тебя, как на будущее укрепление ниспадших до смерти. Приблизься с благоговением к трапезе, – Ты, о Которой в весьма многих образах говорится, что будешь разумнейшею и чистою трапезою. Пройди по окружности всего жертвенника Ты, издающая как бы благоухание фимиама, для обоняющих выше мира, и прекрасно названная на богодвижном и духоносном языке Пророка – „кадилом». Взойди, взойди на ступени священного здания, Ты, Которой дщери Иерусалима, услаждаясь превосходством красоты, соплетают похвалы, и Которую ублажают земные цари: божественная ступень и лествица, утвержденная Богом, показанная весьма утешительно великому патриарху Иакову. Воссяди, Владычица, потому что пристойно Тебе, Царице и прославленной выше всех царств мира, восседать на такой высоте. Тебе – престолу, высшему Херувимов, подобает в жилище освященное место. Вот предлагаю Тебе, как Царице всех, по достоинству, первое седалище; восстави и Ты низверженных. Почему теперь взываю к Тебе с Давидом: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея (Псал. 44:11, 12).
Так говорил старец, хотя в мысли представлял еще большие похвалы. Между тем родители удалились, а Отроковица, посвященная Богу, осталась. Относительно пропитания, Ангелы служили Ей со страхом, и Дева получала от невещественных вещественную или невещественную пищу. Так совершилось, при содействии Божием, божественное посвящение. Младенец возрастал и укреплялся, а противная сила клятвы, наложенной на нас в Едеме, ослаблялась.
После этого, боголюбезное собрание, единогласно и, сколько есть силы в нашем младенчествующем уме, воззовем Деве: радуйся! не с тем, чтобы прославить и без того совершенный праздник Ее, но чтобы, по возможности, утешить нашу слабость: потому что Богу приятно то, что совершается посильно. Но единая Дева и вместе Матерь превосходит всякую мысль, и понятно – почему? Какая еще дева родила, или родив, сохранила неповрежденным девство, кроме Тебя единой, неизменно для нас понесшей плотью Бога, всеблаженная Дева!
Итак, радуйся, ныне вшествием Твоим во Святая святых, в славной и нерукотворенной одежде, облекшая нас (обнаженных смертоносным и душевредным вкушением в Едеме) багряновидною одеждою, то есть, от Бога посланною одеждою отпущения грехов, данного Богом нам погрязшим, Богоневеста! Радуйся, ныне светлейшим и честнейшим вхождением собирающая весь пророческий сонм, воспевающий Богогласный гимн, как бы на доброгласнейших музыкальных органах и кимвалах, и духовно ликующий в веселии. Радуйся, стопами Своими поправшая лукавого и ненавистного змия-диавола, бывшего для меня страшным вождем к падению; поврежденное же естество с Собою возведшая опять в невещественную, святую и нетленную храмину. Радуйся, блистанием входа Твоего светло воссиявшая день радости и веселия содержимым в сени смертной и бездне слабости, и свидетельствующая совершение разрешения мрака Богом, имеющим родиться от Тебя, всечудная Мария! Радуйся, ныне вхождением во Святая святых воссиявшая всеозаряющее солнце для содержимых в сени смертной; Боготочный источник, из которого реки Богопознания, источая ясную и светлую воду православия, разгоняют множество ересей. Радуйся, приятнейший и разумный рай Божий, ныне насаждаемый, по Его изволению, вседержительною десницею на востоке, – произращающий для Него благоцветный крин (лилию) и неувядаемою розу во врачество испивающим на западе вредную, душепагубную горечь смерти; рай, в котором цветет древо жизни в познание истины, и вкушающие от него получают бессмертие! Радуйся, священный, непорочный и чистейший чертог Всецаря Бога, облеченный величием Его, приемлющий и таинственно успокоивающий всех странных; Ты, утверждающаяся ныне в дому Господнем, то есть, святом храме Его, в Которой – нерукотворенный и украшенный чертог духовного жениха, – в Которой Слово обручило (Себе) плоть, восхотев обратить заблудшее и примирить (с Отцем) удалившихся по своему хотению! Радуйся, новый Сион, божественный Иерусалим, святой град великаго Царя, Бог в тяжестех его знаем есть (ГІеал. 47:3, 4), заставляя царей преклоняться пред славою Твоею и побуждая весь мир в веселии проводить праздник входа Твоего; по истине, златовидный и светлый, седмисвещный светильник, возжигаемый неприступным светом и увлажаемый елеем чистоты, возвещающий восход, во мраке прегрешений ослепленных тьмою. Радуйся, Божия гора тучная (Псал. 67:16) и приосененная, в которой разумный Агнец воспитавшись понес наши грехи и болезни; из которой отделившись нерукосечный Камень (Дан. 2:34) сокрушил идольские жертвенники, и бысть во главу угла и есть дивен во очесех наших (Псал. 117:22, 23). Радуйся, святой Божий престол, божественное возношение, дом славы, велелепное украшение, избранное сокровище, всемирное очистилище, и небо, поведающее Божию славу (Псал. 18:2); восток, воссиявающий свет незаходимый, от края небесе исход его, и несть иже укрыется теплоты его (Псал. 18:7), то есть, управительного промышления. Радуйся, рождением Своим разрешившая узы неплодства и удалившая поношение бесчадия, устранившая законную клятву и произрастившая благословение благодати; Твоим вхождением во Святая святых исполнившая молитву родителей, положившая основание отпущения нашего и верх радости, приводя начало благодати. Радуйся, благодатная Мария, Святейшая святых, высшая неба, славнейшая Херувимов, честнейшая Серафимов и досточтимейшая всей твари; – голубица, славным и светлым входом Твоим приносящая нам елей – Избавителя от духовного потопа и возвещающая нам спасительную пристань; криле ея посребрене и междорамия ея в блещании злата (Псал. 67:14), сияя светом Всесвятого и просветительного Духа, – стамна всезлатая, носящая манну – сладчайшее утешение душ наших, то есть Христа.
Но, Пречистая, всепетая, всечестная жертва Божия, превосходнейшая всех творений, земля невозделанная, нива неоранная, цветущий грозд, чаша увеселяющая, источник текущий, Дева родившая и Матерь неискусомужная, сокровище чистоты и украшение святыни! Богоприятными и матерними молитвами к рожденному Тобою без Отца, Твоему Сыну и Богу, всех Творцу, управь кормила церковного благочиния и приведи в тихую пристань, свободную от волн ересей и соблазнов; светло облеки священников в правду и веселие истинной, непорочной и искренней веры; укрепи в мире и благосостоянии скиптры православных правителей, стяжавших в Тебе венец, покров и безопасное украшение своего царства, выше всякого блеска багряницы и золота, жемчуга или драгоценных камней. Христианский народ утверди в кротком, благочинном повиновении, согласно заповеди Божией, всему миру простри на помощь Твою руку, чтобы в радости и веселии мы светло совершали Твои праздники, вместе с нынешним, во Христе Иисусе, Царе всех и истинном Боге нашем, Которому слава и держава, вместе со Святым и живоначальным Отцем и со вечным, единосущным и сопрестольным Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь26.
* * *
см. Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. ХСVIII, col. 291–310; сравн. „Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы». Москва. Изд. 1886 г., стр. 70–82.