профессор Петр Симонович Казанский
Жития святых
История Древней Церкви
История Русской Православной Церкви
профессор Петр Симонович Казанский
Жития святых
История Древней Церкви
История Русской Православной Церкви
Доктор богословия, профессор МДА. Историк Церкви, агиограф, гимнограф.
Родился в Московской губернии.
После домашнего образования, Казанский учился в Вифанской семинарии и в Московской духовной академии, где и окончил курс одним из первых магистров в 1842 году. Прямо со студенческой скамьи он занял кафедру в той же самой Академии и прослужил в ней почти до смерти. В 1850 г. он был назначен экстраординарным, и в 1858 г. ординарным профессором по кафедре общей гражданской истории; с 1874 г. Казанский сохранил за собою только должность цензора, на которую был назначен в 1864 г., а службу оставил, но не оставил ученых трудов.
Не смотря на чрезвычайно слабое здоровье, на множество тяжелых болезней, перенесенных Казанским, он неутомимо работал и его ученые труды но справедливости можно считать своего рода нравственным подвигом. За первые 8 лет профессорства, Казанский преподавал гражданскую историю с древнейших времен до Венского конгресса; из событий же после конгресса рассматривал возникновение и обнаружение демократических идей. Он хлопотал пред академическим начальством о замене учебников Кайданова руководствами Лоренца и Вебера и в 1863 г. сам издал руководство по всеобщей истории для духовных семинарий. Предметом специальных ученых занятий Казанского была, однако, не гражданская общая история, а русская церковная и общая история. Наиболее выдающимися являются сочинения Казанского по русской гражданской истории; в этой области не был одним из предначинателей периода критики. Свои выводы Казанский горячо отстаивал и обыкновенно выходил из полемики победителем. Ученую степень доктора богословия он получил в 1873 г. за сочинение «История православного монашества на востоке».
Вот список главнейших ученых трудов П. С. Казанского по отделам. По общей церковной истории с ее археологией ему принадлежат: «История православного монашества на востоке» 2 части (1854–1853 гг.); «Св. Петр, архиепископ александрийский»; «Св. Нил синайский и его сочинения»; «О влиянии христианства на языческое общество в первые три века после Рождества Христова» (три последние сочинения в «Прибавлениях к творениям св. отцов за 1856–1861 гг.) и другие. По русской и славянской церковной история: «История православного русского монашества до учреждения Троицкой лавры», (1853 г.); «Преп. Иосиф Волоколамский и его писания» (1847 г.); «Исправление церковно-богослужебных книг при патр. Филарете»; «Кто были виновники Соловецкого возмущения в 1666–1676 гг.».
В «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» Казанский издал несколько любопытных и важных материалов по русской истории, как например: «Послание Иосифа Волоколамского к Нифонту епископу суздальскому», с предисловием; его же послания к иноку иконописцу, к Митрофану, архимандриту андрониевскому, его же «Отвещаниелюбозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в Рустей земли»; замечательное «Написание вдового попа Георгия Скридицы из Ростова града о вдовствующих попех» и многие другие. По русской гражданской истории Казанский написал несколько замечательных для своего времени статей, между которыми особенно важны посвященные вопросу об авторе первоначальной русской летописи; «Еще вопрос о Несторе», «Дополнение к вопросу о Несторе», «Критический разбор свидетельств Патерика Печерского о летописце Несторе», «Объяснение некоторых недоумений касательно летописи Нестора» (во «Временнике Московского общества истории и древностей», за 1849–1851 гг.); «Замечания на ответь г. Буткова на новый вопрос о Несторе» («Отеч. Записки», 1851 г.); из других его работ по русской истории упомянем статьи: «О времени сдачи поляками русским Кремля в 1612 г.» («Чтения общества истории и древностей», 1869 г.) и «Исследование о личности первого Лжедимитрия» («Русский Вестник», 1877 г.).
Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов
Петр Казанский напечатал также ряд житий, несколько статей по источниковедению церковной истории и др. Им были написаны акафисты Божией Матери ради Ее икон "Всех скорбящих Радость" (1863) и Казанской (1868), благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), святому праведному Иосифу Обручнику (1871).