Псалом 86
Сынам Кореевым. Псалом песнь1166.
Основания Его1167 на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова.
Преславное сказано о тебе, град Божий.
Вспомню знающим меня о Рааве1168 и Вавилоне. И вот иноплеменники1169, и Тир1170, и народ эфиопский – они были1171 там1172.
Матерью Сион назовет (каждый) человек, и Человек родился в нем1173, и Сам Вышний основал его.
Господь поведает (это) в писании1174 народов и владык – сих, бывших в нем.
Ибо в тебе – жилище всех веселящихся1175.
* * *
Греч. αὐτοῦ; в синод. пер. пояснено внизу: Иерусалима. Но по греч. грамматике и параллелям в 5–6 стт. стоял бы ж. р. αὐτῆς. По изъяснению свт. Афанасия, «народа (λαοῦ), призванного чрез веру», т. е. ветхозаветного и новозаветного Израиля. По изъяснению бл. Феодорита, патр. Анфима, Зигабена, свт. Григория Нисского и новых толковников (Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 3. S. 481; Hoberg. Die Psalmen. S. 313), относится к Богу: основанное Им (находится) на горах, т. е. основание Сиону положено Господом (5 ст.; ср.: Ис. 28:16) (Knabenbauer. Commentarius in Psalmos. P. 319). Это понимание согласуется с греч. т. более, чем синодальное, и мы следуем ему.
Т. е. Египте. Слав. Раав соответствует греч. Ραάβ (евр. רחב – Египет).
Филистимляне.
Финикийцы.
Слав. быша соответствует ἐγενήθησαν – ват. (у Свита и Тишендорфа), 13:65 и др. (до 50), Феодорит, компл. и Вульг. fuerunt, [гёттинг. без разночт.]; а алекс., text. recept., греч. церк. Псалт., Анфим и мн. др. ἐγεννήθησαν – родились, аналогично в евр. т. и у Порфирия.
Греч. ἐν αὐτῇ [? в гёттинг. ἐκεῖ без разночт.], т. е. приходили и будут приходить в Сион: египтяне, вавилоняне, филистимляне, тиряне, эфиопы, и «в сем Иерусалиме обитают и переходят в вышний Сион» (Феодорит).
По изъяснению свт. Афанасия, бл. Феодорита и Зигабена, разумеется Иисус Христос.
Т. е. «в писании на небесах» (Лк. 10:20) будут исчислены и означены все обитатели Сиона, ветхозаветной и новозаветной Церкви (Афан. Вел. и Феодорит).
Сион – место непрестанной радости праведников (Ис. 51:3). Сион в сем псалме берется как священное и центральное место ветхозаветной и новозаветной Церкви, а вместе как «горний Сион» – символ Церкви торжествующей (Евр. 12:22; Откр. 14:1). Т. о., в мысли пророка соединяются ветхозаветная, новозаветная и торжествующая Церковь во главе и в связи с Сионом, ветхозаветным и новозаветным, и с Богочеловеком, Который должен в нем родиться. В это Царство войдут все народы и будут в нем духовно веселиться.