Псалом 59
В конец. Об имеющих измениться724. В столпописание Давиду. В научение.
Когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч725.
Боже! Ты отринул нас и низложил нас, разгневался, (но) и ущедрил нас.
Ты потряс землю и расторг ее, исправь повреждение726 ее, ибо она поколебалась.
Ты дал испытать727 народу Своему бедствие728, напоил нас вином скорби729.
730Дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука,
Чтобы избавились возлюбленные Твои. Спаси десницею Твоею и услышь меня!
Бог изрек во святилище731 Своем: «Возрадуюсь, и разделю Сихем, и долину жилищ732 размерю733:
Мой – Галаад, и Мой – Манассия, и Ефрем – крепость главы Моей734, Иуда – царь Мой735,
Моав – сосуд надежды736 Моей737, на Идумею протяну обувь738 Мою: Мне иноплеменники покорились739».
Кто введет меня в укрепленный город740? Или кто доведет меня до Идумеи?
Не Ты ли, Боже, отринувший нас? И (не Ты ли), Боже, (Который) не исходишь с нашими силами?
Дай нам помощь в скорби, ибо тщетно спасение человеческое.
При помощи Божией741 явим силу, и Он уничижит угнетающих нас742.
* * *
Слав. ед. ч. сокрушение, соответствующее мн. ч. συντρίμματα – трещины, проломы.
Греч. ἔδειξας – слав. показал, заставил видеть; пользуемся синод. пер.
Греч. σκληρά – слав. жестокая.
Греч. κατανύξεως – слав. умиления (Иер. 25:17; Пс. 74:9, [прим. 1017]).
Следовало бы добавить: но...
Греч. ἐν τῷ ἁγίῳ – слав. во святем, т. е небесном и земном храме (Мих. 1:2; Пс. 10:3–4; 17:7; 64:5).
«Всю Палестину» (Феодорит), а затем и всю вселенную (Вас. Вел. и Афан. Вел.).
Как Мою собственность, на правах хозяина (Нав. 13–21 глл.).
«Обещает возвращение прежней силы Ефрему» (Феодорит).
Греч. λέβης – котел, слав. коноб.
Сосуд надежды – надежный сосуд (ср. Деян. 9:15) для исполнения воли Божией; т. е. Моав подчинится Богу и Его закону (Афан. Вел.).
Греч. ὑπόδημα – обувь, сандалии, слав. сапог. «Буду ходить по Идумее. Этим дает знать, что язычники примут веру в Него» (Афан. Вел.). И вселюся в них и похожду (Лев. 26:12; 2Кор. 6:16).
В 8–10 стт. Давид, вспоминая Богооткровения о Великом Потомке своем (2Цар. 7:12–16) и Его всемирном царстве (Пс. 2:1–8; 21:28), излагает их сущность как подлежащее непререкаемому исполнению слово Господне·. Т. о., частичная и временная победа над идумеями (2 ст.) переносит его мысли к всемирному царству его Великого Потомка – Христа.
Ближе в контексте: столица Идумеи, а отдаленнее: бл. Феодорит видел здесь Иерусалим и его послепленное укрепление при Неемии; свтт. Афанасий и Василий Великий разумели христианскую Церковь.
Греч. ἐν τῷ Θεῷ – слав. о Бозе. «Уповая на Промысл Божий» (Феодорит и Вас. Вел.).
Виновником одержанной (2 ст.) победы над иноплеменниками признаем одного Господа, а не себя и свои человеческие (13 ст.) силы.