Источник

26. Архиепископ Серапион 2 Курцев317 (с 1551 по 1553 г.)

После отъезда архиеп. Феодосия в Москву в 1551 году, Новгород оставался без владыки «40 недель да и 4 недели»318. Вызванный для совещаний по делам церковным, он уже не возвратился в Новгород, чтобы упокоиться навеки под сению св. Софии. На место Феодосия в том же 1551 году был избран в архиепископы Новгороду Серапион, по прозванию Курцев – игумен Сергиева монастыря, и хиротонисан 14-го июня митрополитом Макарием. Прибыв в Новгород 23-го августа «в 7-м часу дня, он в тот же день служил божественную литургию во святей Софии и молебны пел». Новгородцы рады были прибытию своего владыки и сделали ему торжественную встречу: «конец Славна вышли со кресты архимандрит, и игумены, и попы, и вси мужи и жены Новгородци»319.

Кратковременно и скорбно было время управления архиеп. Серапиона Новгородскою паствою. Не прошло и года с дня прибытия его на святительскую кафедру, как посетило Новгород и его область ужасное моровое поветрие. В чем обнаруживалась болезнь, летописец не упоминает, а говорит только, что мор начал появляться «в Новгороде на Редятине улице320, с июля месяца 1552 г., а с августа месяца велми сильнее бысть: и Божиим попущением, таково бысть поветрие от Семеня дня (1-го сент. 7061) 1553 г. до Николина дни месяца декабря». Жертвою поветрия было бесчисленное множество иноков, священников и диаконов, так что на две и на три волости оставалось по одному священнику, многие храмы запустели и оставались без вседневной божественной службы; а из многочисленного штата Софийского собора, который состоял тогда из протоиерея, 18-ти священников, протодиакона, 4-х диаконов и архидиакона, осталось только шесть священников, да два диакона. Даже многолетние старцы не запомнят такого поветрия на священнический чин. По сказанию летописца, в Новгороде и по монастырям, в Старой Руссе, в пригородах и в волостях Новгородских смертоносная язва похитила игуменов, священников и инокинь, монашеского чина священников и диаконов, и всех православных христиан 279594 человека. Великий князь Иван Васильевич, известясь о бедствии, постигшем Новгород, велел своему богомольцу архиеп. Серапиону построить две церкви, и владыка, исполняя волю государя, помолившись вкупе со всем освященным собором, с городскими властями и со всем христолюбивым народом, поставил «единого дни на Семен день (7061) две деревянных церкви, – одну во имя препод. Кирилла Белозерского чудотворца, а другую во имя св. мученика Христофора»321.

Мор, между тем, не только не прекращался, но и нимало не уменьшался: Новгородцы, чтобы положить преграду распространению смертоносия, 16-го октября сделали «клич в Новгороде о псковичех, о гостех», чтобы все они того же дня выехали из Новгорода со всем своим товаром, какой у кого есть, угрожая при этом, что тот, который останется в Новгороде до следующего дня, выведен будет за город и будет сожжен со всем товаром; а если какого псковитянина найдут во дворе в Новгороде, то дворника будут бить кнутом, а псковитянин будет сожжен. На псковской дороге устроена была застава, чтобы гости с товаром не ездили во Псков, и из Пскова в Новгород. «И того ради Новгородцы выслали вон Псковичей и пристольцев, что во Пскове в это же время мор был вельми велик». Здесь он свирепствовал с октября 1552 г. до осени 1553 года, так что в этот период погребено было 25000 тел в скудельницах, кроме множества схороненных тайно в лесу и в оврагах (И. Р. Г. Карамз. т. VIII, стр. 123).

Владыка Серапион, чтобы успокоить и ободрить унылых граждан, и для отвращения гнева небесного, заповедал пост с 19 по 26 октября и велел, чтобы во всю эту св. неделю «пребывали в посте, и молитвах, и в коленопреклонении, и во всяком воздержании и благочинии, и молили бы Господа Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев о многолетнем здравии благочестивого царя и государя, и вел. кн. Ивана Васильевича всея Руси, и о его благочестивой царице, и о чадах – царевне великой княжне, и о благоверном князе Георгии, о благоверном князе Владимире, и о христолюбивом воинстве, и о здравии всего православного христианства, и о тишине, и чтобы Господь Бог царю и государю нашему в. князю умножил лета живота, и устроил царство его мирно и вечно в род и род, вовеки, возвысил бы Господь царскую десницу его надо всеми его недруги, избавил бы Господь Бог и нас, всех православных христиан, от смертоносныя язвы и от напрасной смерти»322.

Сколь велико было число умирающих от морового поветрия, можно судить уже по тому, что во всех многочисленных храмах Новгорода и в монастырях истощились св. дары, которые заготовляются в великий четверток на весь год для причащения больных. Как об этом обстоятельстве, так и о приготовлении св. агнца приводим здесь подлинный, небезынтересный рассказ летописца. Сказав о множестве умерших от язвы, он пишет далее: «и яко таково попущение бысть: еже агнец выимают в великий четверток на весь год, на причащение православным Христианом, и тех агнцов во всем граде по всем церквам не стало, и не чем православных христиан причащати, а служебными дарами везде не изоспети». Поэтому все городские священники приходили к архиепископу с докладом, и архиепископ «повелел имати запасный агнец у себя в соборной церкви во св. Софии», а сам, в то же время, послал гонца в Москву к митрополиту Макарию с таким запросом: «аще тот агнец в соборной церкви изойдет, и где та благодать взяти на причащение православным Христианом?» На этот запрос митр. Макарий немедленно послал грамоту, и «велел самому архиепископу служить с архимандритами, игуменами и священниками, и выняти запасный агнец, каков достоит един, якоже в великий четверток, и напаяти его по обычаю токмо в соборной церкви, и ту приходя всем священником приимати, елико кому дстоит». Получив такое распоряжение, архиеп. Серапион 9-го октября, в день воскресный, созвал к себе юрьевского архимандрита Илариона, игуменов и многих священников, и служил с ними сам литургию и «вынял агнец елико довлеет». Через 20 дней после сего и сам святитель сделался жертвою морового поветрия, потому что не щадил себя, утешая несчастных; «он скончался 20-го октября, в субботу, в начале 9-го часа дня, на память св. муч. Анастасии и погребен со псалмами и песнями духовными в приделе у св. Софии, в церкви Усекновения честные главы Иоанна Предтечи, идеже честный гроб великого чюдотворца Иоанна архиепископа Новгородского, вшед в церковь на правой руке у полуденныя стороны: сие же место выняся ему по жребию, яко ту погребену быти». Со смертью владыки Серапиона, по замечанию летописца, прекратилось и моровое поветрие323.

На святительской кафедре в Новгороде Серапион был и всего один год, 19 недель, 5 дней и 9 часов324. В такой короткий и столь бедственный период служения он не успел проявить своей святительской деятельности на пользу паствы, которая, как видно, глубоко чтила его, кроме, разве, городского духовенства, которое было недовольно им и даже жаловалось, что он взимал с них пошлины не по старине, ввел новые поборы: «праздничное» и «тиунскую пошлину», которые стоглавый собор отменил, как не обычные прежде платежи. (Очер. ист. цер. в Новг. Никитского, стр. 137 и 138; примеч. 1. А. А. Э. 1, 221, 1551 г.).

Из служебных его деяний летописец упоминает только о след. случаях: в 1552 г. 2 декабря архиеп. Серапион с архимандритом Юрьева монастыря Иларионом и с. Игуменами: Спасского Хутыня – Паисием Козлятевым, Соловецкого – Филиппом, Деревяницкого – Геннадием и Благовещенского – Арсением, провожал ко Спасу, в Нередицкий монастырь, пятилетнего сына Новгородского наместника «княжа Дмитреева сына Ивановича Курлятева», пел по нем панихиду, обедню служил и похоронил в церкви на правой стороне у правого клироса, при игумене Боголене325.

В том же 1552 г. июня 3 дня, в пяток на троицыной неделе, ходил он с крестами по загородной стороне, около деревянного города, «и у чюдотворца Николы Белого в Неревском концы обедню служил; и велел игумену Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот был монастырь розно, промеж собя братья хлеб ели в кельях». По сему распоряжению владыки, в том же июне «на сам день Петра и Павла игумен и братия заседоша общину в Никольском монастыре»326. Это последнее обстоятельство приводит к тому заключению, что, несмотря на усилия епархиальной власти ввести в обителях общежитие, в Новгороде еще оставались монастыри, в которых монахи жили особняком, на правах собственников.

Из событий 1552 г., бывших в Новгороде при архиеп. Серапионе, отмечены у летописца след.:

4-го сентября прислан был гонец в Новгород с известием, что в. князь взял Казань, и велел петь молебны по всему Новгороду и по всем монастырям, и во весь тот день был звон по всему Новгороду.

23-го сентября в среду, в утреннее время было знамение на небе: «от восточныя страны столпы восхождаху, из них же сияние аки солнечныя лучи и явися на небеси пламя, колебашеся аки вода морская семо и овамо, на мног час, и от знамени того бысть светло аки от лучей, а с запада темнота велия; и потом милосердый Господь свет нам дарова, на 1-м часу дни взойде солнце, и потом бысть мрачно на многий час при архиеп. Серапионе Новгородском Курцеви».

21-го февраля «на третий недели вторник великаго поста Никита епископ жену простил очною болезнию, от Троицы с Кланья из деревни Селца, зовут Евдокеею, на часех, как отпели часы».

8-го мая, в неделю, «после велица дни в 3 неделю жен Мироносиц, привели из Москвы в Новгород татар Казанских, а иных опосле привезли в Новгород, и давали их кормити архиепископу и гостем веденым, а всех татар 60»327.

20-го мая «на торговой стороне, на Ярославле дворищи, св. великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, в церкви каменной от образа своего простила 4 человека, в пятничный день, различными недуги одержимых»328.

25-го августа «сгорела Юрьева монастыря волость Боженка, да церковь чюдотворец Никола сгорел и на гумнех весь хлеб сгорел».

В том же 1552 г. пострадали от пожаров «чюдинское заполье, за городом за деревянным; монастырь чюдотворца Николы на Лятке, Перынский монастырь и монастырь Николы чюдотворца на Липне»; а 20-го июня, в первом часу ночи, сделалась сильная буря с дождем «и сгорела церковь Живоначальная Троица на Паозерьи, и гром велик и мгла, и бурею драло сады многии и хоромы, да бурею же весь лес из Славна выдрало, прибило к великому мосту в Новгороди; да в Онтонове монастыре у игумена бурею, у Варлаама, сени выдрало»329.

* * *

317

Рукоп. список владык Новгор. 1 и 2 в моей библ. Авт.

318

П. С. Р. Л. т. III, стр. 154.

319

П. С. Р. Л. т. III, стр. 154.

320

П. С. Р. Л. т. III, стр. 155.

321

П. С. Р. Л. т. III, стр. 261.

322

П. С. Р. Л. т. III стр. 155. В подстрочном примечании под буквою «е», сказано: это место выписано буквально из богомольной грамоты, по случаю мора дайной.

323

П. С. Р. Л. т. III, стр. 251 и 252.

324

Там же, стр. 252.

325

П. С. Р. Л. т. III, стр. 155.

326

П. С. Р. Л. т. III, стр. 156.

327

П. С. Р. Л. т. III, стр. 155 и 156.

328

Там же, стр. 251.

329

Там же, стр. 155 и 157.


Источник: Кафедра новгородских святителей ...: С 17 изображениями св. святителей / Соч. Новгородского Знаменского собора прот. П.И. Тихомирова. Т. 1-2. - Новгород: типо-лит. Губ. правл., 1891-1897. - 3 т.

Комментарии для сайта Cackle