Азбука веры Православная библиотека Павел Васильевич Тихомиров Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой до кончины последнего митрополита Новгородского Иова. Том 2

Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой до кончины последнего митрополита Новгородского Иова. Том 2

Источник

Том 1 →

Содержание

21. Архиепископ Сергий (с 1483 по 1484 г.) 22. Св. Архиепископ Геннадий (с 1485 по 1504 год) 23. Св. архиепископ Серапион (с 1506 по1509 г.) 24. Архиепископ Макарий (с 1526 по 1542 г.) 25. Архиепископ Феодосий (с 1542 по 1551 г.) 26. Архиепископ Серапион 2 Курцев (с 1551 по 1553 г.) 27. Архиепископ Пимен (с 1553 по 1570 г.) 28. Архиепископ Леонид (с 1571 по 1573 г.)  

 

Второй том нашего сочинения «Кафедра Новгородских Святителей» обнимает период времени с 1478 по 1716 г., т. е. с лишком почти 240 лет. В этот длинный промежуток произошли важные перевороты в судьбе вольного и независимого Новгорода; а с переворотами, какие постигли Новгород, совершенно изменились значение и положение и владык новгородских. В период независимости Новгорода, как мы видели, политическое значение владыки в Новгороде было такое, какого не имели ни сам митрополит в Москве, ни все прочие иерархи в России. Владыка считался в Новгороде первым лицом, главою его и отцом. Вследствие такого высокого значения и такой широкой власти, склад жизни и деятельность новгородских владык значительно разнились от жизни и деятельности иерархов других епископий. Избираемые гласом народа, они были и главными блюстителями правосудия, и главными попечителями о внутреннем благоустройстве и мире; они не боялись ни гнева митрополитов, ни мести государей, которые сами не только в делах церковных, но и в предприятиях, касавшихся внутреннего управления новгородской области, сплошь и рядом обращались с грамотами прямо к святителям, помимо своих наместников.

Но вот, в 1478 году кончилось независимое, самостоятельное существование господина Великого Новгорода; он перестал именоваться господином и поступил в разряд обыкновенных Московских волостей. С падением Новгорода и подчинением его Московской державе и глава новгородской церкви утратил свое высокое значение. С тех пор он перестал быть избранником народа и сделался одним из простых епархиальных епископов, подчиненных, единственно, части Московского митрополита. Назначение его стало зависеть уже не от народной воли, а от соглашения великого князя с митрополитом; но были и такие случаи, что государи московские избирали иногда лиц на владычество в Новгород сами, не сносясь даже с духовной властью.

Слишком было горько непривычное новгородское житье новгородским владыкам, присылаемым из Москвы, и не легко им было справляться с отжившими свой век новгородскими порядками, пока Новгород окончательно не подчинился московским порядкам в церковном и гражданском отношении, и пока древняя жизнь Новгорода со своими преданиями не перешла в область истории. Тут иногда нужно было приноравливаться и к местным старинным обычаям Новгорода, чтобы предупредить взрывы еще не потухших страстей враждебных Москве партий, нужно было подделываться и под такт новых порядков Москвы, которая зорко следила за жизнью и движениями в Новгороде; и, таким образом, волей-неволей приходилось владыке стоять между двух огней. Вообще, как не привлекательна была жизнь владык новгородских в период преобразования Новгорода, со времени подчинения его Москве, всего лучше судить об этом по той печальной участи, какой подверглись владыки того времени. Из 8-ми святителей, восседавших на новгородской святительской кафедре в княжение Иоанна III, Василия Ивановича и Иоанна IV, только двое – Макарий 1-й, впоследствии митрополит Московский и Серапион 2-й, Курцев, правивший паствою не с большим год, благополучно кончили свое служебное поприще. Остальные – старец Сергий, знаменитый борец против ереси жидовствующих, Геннадий и Серапион 1-й – подвижник высокой, святой жизни, умерли под опалою и в заточении; Феодосий кончил жизнь свою в изгнании, в Волоколамском монастыре, где в сане святителя пребывал на покое 15 лет; а Пимен и Леонид – жертва интриг и клеветы – кончили жизнь в таком уничижении и с таким позором, какие мы можем встретить разве только в период гонения христианства от государей-язычников.

После несчастной кончины последнего архиеп. Леонида, наступила новая эпоха для новгородской святительской кафедры. С учреждением в России патриаршества, новгородская архиепископия, по уважению к ее древности, возводится на степень митрополии, с предоставлением ее святителю прав первенства и старейшинства после патриарха. С лишком 120 лет существовала митрополия в Новгороде: в этот период 13 святителей сменили один другого. И, хотя летописи слишком мало передают сведений о трудах их и деятельности, но восстановление из развалин разоренных неприятельскими нашествиями и другими бедствиями многочисленных обителей, разрушенных св. храмов, упорядочение богослужения, нравственности клира и народа, борьба с появлявшимися сектантами, поддержание православия в местностях, соседних с иноверцами, все это достаточно говорит об их пастырских трудах и деятельности на пользу новгородской епархии. Некоторые из них, как святители высокого ума и высокой жизни, напр., Никон, Питирим и Иоаким удостоены были избрания и возведения в сан патриаршеский. Заключил собою ряд новгородских митрополитов современник и знаменитый сподвижник великого преобразователя России, Иов; он оставил по себе бессмертную память учреждением в Новгороде учебных и человеколюбивых заведений.

В настоящем 2 томе своего сочинения мы старались изобразить жизнь и деятельность новгородских владык с 1478 по 1716 г. с возможною подробностью по тем источникам, какие были в нашем распоряжении; но насколько успели выполнить эту задачу – судить не нам; впрочем, позволяем себе думать, что труд наш не лишен интереса, потому что, знакомя с судьбой Новгорода в данный период в жизнеописаниях святителей, он может значительно осветить многие темные стороны церковной и гражданской жизни Новгорода тогдашнего времени.

Настоящий 2 том мы решились издать двумя выпусками: первый заключает в себе период самый тяжелый для новгородцев и для владык новгородских, как период переходного состояния, в который люди старого закала все еще по временам мечтали об утраченной свободе и независимости, пока, наконец, не сломил их страшный удар 1570 г.

Второй выпуск будет обнимать период жизни святителей в сане митрополитов Великого Новагорода.

Источниками для сочинения, кроме печатных, цитируемых в самом сочинении, были первые 4 № рукописей, упоминаемых в предисловии к 1-му тому и составляющих собственность моей библиотеки.

Примеч. В настоящем томе цитируются места из Истор. Карамз. по изд. И. Эйнерлинга, 1845 г.

Протоиерей П. Тихомиров


Источник: Кафедра новгородских святителей ...: С 17 изображениями св. святителей / Соч. Новгородского Знаменского собора прот. П.И. Тихомирова. Т. 1-2. - Новгород: типо-лит. Губ. правл., 1891-1897. - 3 т.

Комментарии для сайта Cackle