Источник

XX. Г. М. Прохоров. Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл Белозерский – личность столь же крупного исторического масштаба, как его современники преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан. Они – осуществители, реализаторы (но, конечно, не только они) православного возрождения Великой Руси, явления чрезвычайно исторически важного, имевшего результатом этногенез нового народа, великороссов, и возникновение мощного православного государства – Московской Руси.

Люди, которых я назвал, – личности яркие, со своими характерными чертами, особенностями. Что же представляет собой Кирилл Белозерский именно как личность, достойная нашего внимания, насколько мы о ней знаем?

Мы знаем, прежде всего, его как создателя, основателя Кирилло-Белозерского Успенского монастыря в Белозерской, ныне Вологодской, земле. Рассказывали, что еще до появления там, на берегу Сиверского озера, инока Кирилла, окрестные жители слышали колокольный звон и пение, разносившиеся отсюда по лесу, а когда приходили посмотреть, никого не обнаруживали. Но, начав при Кирилле, в течение столетий затем пела здесь в храмах, молилась по кельям, трудилась по службам, ведала обширным хозяйством, руководила духовной жизнью окрестного населения многочисленная монашеская братия.

Одновременно с иноческой обителью появилась и росла здесь библиотека, скоро ставшая одним из богатейших на Руси книгохранилищ, где не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя, – богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически широкие по содержанию. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями.

Житие Кирилла Белозерского, главный источник наших о нем сведений, написано Пахомием Логофетом, или Сербом, в 1462 году по словам «самовидцев» – людей, знавших Кирилла при жизни. Оттуда мы узнаём, что Козьма (так звали Кирилла до пострижения в монахи) был родственником Вельяминовых, одного из знатнейших и богатейших родов Московской Руси: умирая, возможно, от чумы, опустошавшей страну в середине XIV века, его родители отдали сына на воспитание «сроднику своему Тимофею» – окольничему великого князя Дмитрия Ивановича Тимофею Васильевичу Вельяминову. Козьма мечтал о монашестве, но Тимофей Васильевич, ценя душевные качества и ум молодого человека, старался удержать его при себе. Стать монахом Козьме удалось благодаря игумену Стефану Махрищскому, сумевшему перехитрить Тимофея Васильевича. Будучи пострижен в московском Симоновом монастыре, основанном и возглавлявшемся племянником Сергия Радонежского Феодором, Кирилл прожил там едва ли не четверть века, побывав – когда Феодор стал архиепископом Ростовским – и главой этого монастыря, но, «съблюдая свое смиренна любомудрие», то есть руководствуясь своей философией смирения, оставил «начальство» ради безмолвия и «безмолъствовати начатъ» в келье. Сменивший его в качестве игумена Сергий Азоков завидовал его популярности – к тому приходило множество людей «пользы ради» – и, видимо, как-то этим его беспокоил. И в возрасте шестидесяти лет, в 1397 году, Кирилл оставил место пострижения и родной город и вместе с другим симоновским иноком, Ферапонтом, ушел на север в Белозерье.

Вскоре они там расстались: Ферапонт покинул его, чтобы основать свою обитель, а Кирилл оказался сначала отшельником, потом – по мере прихода к нему других иноков и увеличения их числа – главой скита и, наконец, киповии-общежития.

Еще в московском Симоновом монастыре Кирилл стремился к развитию в себе чувства «умиления». Будучи поначалу определен работать в хлебне и в поварне, он старательно там трудился, подвергая себя при этом строгому воздержанию, и «прият умиления дар, слезам источники проливаше», ибо «толико умиление дарова ему Бог, яко ни самого того хлѣба могущу ему без слезъ вкусити или слова проглаголати»694. Надеясь на еще большее умиление, он подумал, что хорошо бы ему «изыти от поварни въ келию – не покоя ради, но яко да от безмолвия олше умиление стяжати в келии»695; а когда это осуществилось, ибо «помысли архимандрит некую книгу писати и сего ради блаженому Кириллу повелевает изыти от поварни в келию и тамо книгу писати», оказалось, что в келии «не толико ему бяше умиление, елико въ поварни бяше», и он рад был, когда архимандрит вернул его в поварню, где Кирилл и провел затем «в той службе 9 лет въ всяком въздержании и злостраданнихъ, въ дни отъ огня угараем, в нощи же студению померзаемъ», и «множае оттуду умиление стяжа»696. Сподобленный «повелениемъ настоятеля» священнического сана, отслужив в свой черед в церкви, он «пакы в поварню отхождаше» и работал там «якоже и прежде». И в дальнейшем, уже будучи игуменом в Белозерье, Кирилл имел обычай «по отпении заутреняго славословия и по своем обычнем правиле приходити в поварню видети, кое братиам будет утешение. (...) Иногда... и сам споспобъствоваше... своима рукама к тех учреждению и тако всякыми виды упокоение братиамъ готовляше»697, используя, видимо, полученный в Симоновом монастыре богатый способствующий «умилению» опыт. И в написанном им уже в киновиальный период Поучении новоначальному иноку Кирилл дает совет на случай, если того начнут одолевать сон или уныние, поступать так, как, ясно, поступал он сам: «Аще ли не возожеши оттрясти сна, и тебъ, благословленіе взявъ, да ити в поварню или в пекарню, да что ти вялять, то ти послужити»; «Аще ли не возможеши... побъдити уныніе, то, взявъ благословеніе, и ити ти в поварню, или в пекарню, да послужити что велят с молитвою и с молчаніемъ и с любовию»698.

Очень интересно свидетельство Жития Кирила о беседах с ним в Москве Сергия Радонежского: «Егда же по некоему времени случашеся святому Сергию приити в монастырь Владычица нашеа Богородица ради посещениа братаничя своего, архимандрита Феодора, и прочихъ иже тамо братий, прьвее всех прихождаше въ хлебию къ святому Кириллу и наедине на многъ часъ беседующе беяху о ползе душевней»699. О чем они могли говорить, «о поле душевней» беседуя, мы можем судить по составу библиотек Троице-Сергиевой Лавры и Кириллова Белозерского монастыря в начальный период их существования, отражающему, несомненно, интересы их основателей. Ведь именно «пользе душевной» посвящена так называемая аскетическая, точнее сказать, практически-психологическая, исихастская литература, где классифицируются страсти, прослеживаются этапы их развития в душе человека и говорится, как с ними бороться. Это сочинения таких писателей, как Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит и им подобные учителя «умного делания». Так вот, в Троице-Сергиевой Лавре переписка х при Сергии и его непосредственном преемнике Никоне была такой интенсивной, какой она уже не была никогда после них700; и в Кирилло-Белозерском монастыре при жизни Кирилла ее активно переписывали, а сразу после его смерти стали переписывать значительно меньше (но с середины XV века в Кирилло-Белозерском монастыре, в отличие от Троице-Сергиева, начался большой подъем интереса к ней)701. Так что нет, думаю, сомнений, что, говоря о «пользе душевной», Сергий и Кирилл должны были вспоминать обоих их интересовавшую исихастскую келейную литературу, как раз тогда обильно поступавшую с Балкан на Русь.

Сообщение Жития о том, чего ради Кирилл покинул Москву, и наши соображения о его интересах подтверждаются находящимися в его келейных книгах в Белозерье наставлениями и руководствами по «:безмолвию», исихии, вроде «Святаго Нила о осми помыслех», «Зачало умныя молитвы и вниманию» или «Послания некоего старца Феоктиста», где рекомендуется непрестанное повторение «Исусовой молитвы»: «или пъет, или ясть, или путьшествует, – а сие скровено, не объявлялся, не надымаяся (не напрягаясь. – Г. П.), ни же глаголати по-дважды или по-трижды въ единъ дъшник (вдох. – Г. П.), но удержати дыхание дóндеже единою рещи “Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. И сие безпрестани творити».

Но при всем том круг интересов Кирилла Белозерского был поразительно широким, пожалуй, как ни у кого другого в его поколении. Мы судим об этом именно по его келейным книгам – по двенадцати кодексам, сохранявшимся в монастыре отдельно от общей монастырской библиотеки702. Это, насколько мы можем судить, древнейшая на Руси личная библиотека. В одном из его энциклопедически широких по содержанию сборников находится старейшая на славянском языке подборка материалов по естествознанию, восходящая к созданному в Византии в XI веке Евстратием Никейским греческому оригиналу. Здесь, в статье «Галиново на Ипократа» (то есть в комментариях Галена на Гиппократа), говорится об элементах («вещах»), из которых составлен мир, о веществах («стихиях»), составляющих «малый мир, сиречь человека», о возрастных изменениях, о причинах болезней и т703. пА Статья «О земном устроении» разъясняет, что Земля шарообразна, окружена со всех сторон, как яйцо скорупой, воздухом и небесами и носится среди небесной «празности», пустоты, «якоже некое перо»704. Ясно, что очень интересовало Кирилла и человеческое тело. Статья «Александрово» в этом же сборнике повествует о развитии младенца в материнской утробе и о разложении человеческого трупа705. Тут же – диетические и врачебные рекомендации на разные времена года и указания «когда сеяти и садити и врачевати человеки», где предписывается согласовывать сельскохозяйственные занятия, врачебное кровопускание и даже стрижку волос с лунным календарем, а также практическое руководство по применению лечебного метода флеботомии (кровопускания из вены), где говорится, от какой болезни в какой день из какой точки какой руки следует пустить кровь. Тут же – таблица девятнадцатилетнего лунного цикла, «лунного течения», по которой можно видеть, когда какое будет затмение солнца или луны706. Молитвенная самоуглубленность и жажда «умиления», столь сильная в Кирилле, как видим, прекрасно уживались в нем. с желанием знать и понимать, как устроен материальный мир, в котором он живет, а также, по возможности, врачевать не только души, но и тела.

Но и социальная жизнь страны была небезразлична Кириллу, о чем свидетельствуют его послания князьям, сыновьям Дмитрия Донского. Они, посылавшие ему «доволные милостыни», были инициаторами переписки с ним. Каждому из них он отвечал, что рад «воздати» им за их доброту, молясь со своей «братиицей» о них, об их княгинях и детках и о всех христианах. И при этом он их поучает. Так, в послании великому князю Василию Дмитриевичу он говорит о великой ответственности, связанной с властью в христианской стране: «...тя постави Духъ Святый пасти люди Господня, еже стяжа честною си кровию. Я коже бо великия власти сподобился еси от Бога, толикимъ болшим воздаяниемъ долженъ еси»707. Выказывая осведомленность о «кровопролитии великом», чинимом христианам из-за вражды великого князя с его «сродниками», князьями Суздальскими, Кирилл просит его выказать к тем «любовь и жалование», чтобы те «не погибли в заблуждении в Татарских странах, да тамо бы не скончалися». В Послании князю Андрею Дмитриевичу Можайскому, тоже ответном, Кирилл призывает его следить за тем, чтобы суды «судили праведно, какъ предъ Богомъ право», чтобы клеветы («поклепов»)

и анонимных доносов («подметов») не было, чтобы судьи удовлетворялись своим жалованьем («уроки») и не брали взяток. Он советует князю не лениться самому разбирать людские дела: «А християномъ, господине, не ленися управы давати самъ». И далее следуют поразительные слова: «То, господине, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста». Он просит также князя следить, чтобы в его отчине не было корчмы («занеже, господине, толика погуба душам: християне ся, господине, пропиваютъ, а души гибнут»), разбоя (если разбойники «не уймутся своего злаго дела, и ты их вели наказывать своимъ наказанием, – чему будут достойни»), а также сквернословия. Кирилл призывает князя воздерживаться от «упивання» и подавать милостыню («А от упивання бы есте уймалися, а милостынку бы есте по силе давали, занеже, господине, поститись не можете, а молитися ленитеся»). Учит он также ходить в церковь и стоять там «со страхом и трепетом, помышляюще в себе аки на пебеси стояще», не разговаривая и не позволяя беседовать другим, «понеже то все прогневаеть Бога»708.

«Правила святых отець», находящиеся в одной из рукописей Кирилла709, показывают, что он строго следил за посещением церкви, поведением в ней и нравственностью окружающего монастырь населения, врачуя души провинившихся постом и поклонами. Так, за непосещение храма полагалось шесть дней поста и по тридцать поклонов в день («Нешедшему къ церкви без некыя нужа, ли в кый праздникъ, обленившеся, да постится 6 дний, поклон 30»), за смех и разговоры во время службы – двенадцать дней поста и по сто поклонов в день («Иже в церкви смехъ и повести творяще, да имат епитемию: 12 дний сухо да ясть, а поклон 100 на день»). Особое внимание Кирилловы «Правила святых отець» уделяют половой жизни населения, запрещая сношения супругов «в субботу на вечеръ» «или в святый день» («8 дний епитемия, а поклон 200 на день»), близость с женой «не хотяще», без желания («3 дний сухо да ясть, а поклон 100») и разные беззаконные проявления похоти («Вьзревше на кого с похотию, да имат епитимию: десять дний сухо да ясть, а поклон по 30», «На ногу въегунивше съ похотию, да постится 6 дний, а поклон 25», «Смеявшеся и мегнувше чюжему мужу, ли чюжей жене помегиувше – поста 2 недели, поклон 60»), а также извращения (например, «Съ своею женою блудъ творящю, а чюжю за ссець держаще, или за иночто, да постится 30 дний, поклон 60»). Любопытно, что установлено здесь наказание и за неуважение к явлениям природы: «Похулившие что-любо: дождь или снегь, тварь Божию, – да имат епитимию: 3 дний сухо да ясть, поклона 25»710

Наконец, насколько мы сейчас можем судить, Кирилл Белозерский – первый русский картограф: его рукой написанная тетрадка в одном из его сборников завершается планом строений на берегу, по всей видимости, его собственного монастыря, каким он должен был стать, когда вокруг него собралась значительная уже братия и «нужда бысть церковь воздвигнути ради общего събрания»711. По всей вероятности, с решением построить церковь связано планирование им вокруг нее всей обители, и этот его план мы и видим в его книге712.

Таким удивительным – небезразличным ни к своему внутреннему миру, ни к окружающему его природному и социальному миру и в каждом из этих миров изо всех сил с любовью к Богу разумно действующим и Божьему действию в этих мирах способствующим – человеком был преподобный Кирилл Белозерский. Благодаря таким, как он, людям и произошло в Великой Руси в XIV-XV веках православное христианское возрождение

* * *

694

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб.: «Глаголъ», 1993. С. 66.

695

Там же. С. 68.

696

Там же. С. 68–70.

697

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 90.

698

Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирилла Белозерска Чудотворца» // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 2007. С. 537.

699

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 66.

700

См.: Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирии, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XVII в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 317–324.

701

См.: Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря с XIV по XVII в. // Монастырская культура: Восток и Запад / Сост. Е. Г. Водолазкин. СПб., 1999. С. 44–58.

702

См.: Прохоров Г. М. Книги Кирилла Белозерского // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1981. Т. 36. С. 50–70; Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // Там же. С. 353–378.

703

См.: Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. / Сб. при. Кирилла Белозерского. Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание. № XII. Изд. Олега Абышко. СПб., 2003. С. 139–141.

704

Там же. С. 143.

705

Там же. С. 141–142.

706

Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. / Сб. при. Кирилла Белозерского. Российская национальная библиотека. Кирилло-Белозерское собрание. № XII. С. 113–126.

707

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 170.

708

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 178–182.

709

Кирилловский историко-художественный музей. № 403. Сб. канонический. 1-я четверть XV в.

710

См.: Прохоров Г. М, Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского. С. 376–378.

711

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 82.

712

См.: Энциклопедия русского игумена. С. 29–26, 229.


Источник: Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. — 576 с.

Комментарии для сайта Cackle